Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/296/image/article-c2c2f6a63ad6389e5e52dba1c722e2c7.jpgВладимир Завьялов2020-10-02T21:40Владимир Завьялов не успевает угнаться за скоростью музыкального инфопотока и груститРелизная пятница, как же ты надоела!
Релизная пятница, как же ты надоела!
Владимир Завьялов не успевает угнаться за скоростью музыкального инфопотока и грустит

Релизная пятница, как же ты надоела!

Владимир Завьялов не успевает угнаться за скоростью музыкального инфопотока и грустит

Стриминг-революция, помимо прочих вещей, установила правило: все важные альбомы и синглы выходят в полночь в пятницу. Почему так произошло? 

Во-первых, релиз во всем мире выходит одним днем, и теперь больше никто не сливает музыку на файлообменники раньше времени из-за разницы часовых поясов. 

Во-вторых, на Западе именно в пятницу начинают вести цикл подсчета музыкальных продаж — что вынуждает артистов, претендующих на попадание в топы хит-парадов, делать пятничные релизы. 

В-третьих, выпуск музыки в пятницу дает артисту больше шансов попасть в главные стриминг-подборки формата «New Music Friday».       

На первый взгляд, выпуск музыки в пятницу — это удобное решение абсолютно для всех; для площадок и агрегаторов: все отгружается в один момент, ключевые плейлисты стримингов обновляются единоразово. Для музыкальных медиа: часы еще не пробили двенадцать, а редакторы уже наточили карандаши в ожидании потока музыки. Для слушателей: пятница стала днем, когда в телеграм-чатах, офисах, кофейнях и где угодно обсуждают свежие альбомы. 

Впрочем, если рассмотреть явление более предметно, у «пятничных дропов» хватает и минусов. 

В частности, главный редактор The Flow Андрей Никитин недавно раскритиковал «релизную пятницу» со стороны медиа: вся музыка сбрасывается одним потоком, редактор не успевает переварить этот напор, а слушатель — послушать. В итоге что-то неизбежно проходит мимо радаров как журналиста, так и любителя музыки на другом конце экрана.

На этом проблемы СМИ в связи с релизной пятницей не исчерпываются. В последнее время я все чаще вижу в музыкальных медиа посты в формате экспресс-аналитики, когда спустя час после выхода релиза авторы публикуют тексты о том, что едва успели послушать — написание текстов о музыке превращается в гонку вооружений между обозревателями. 

Доходит до смешного: ты проснулся утром в пятницу, а все всё уже послушали, прокомментировали, отрецензировали и обсудили. Проходит три дня — все, инфоповод отработан и исчерпан, двигаемся дальше.

От быстрых постов по горячим следам страдает и слушатель: вместо вдумчивых текстов об альбоме ему поставляют сборник первых впечатлений и скоропалительных выводов. В чем ценность такой аналитики? Вопрос. 

Впрочем, проблема взаимодействия здесь не только у слушателей с медиа, но и поклонников с артистами. Музыканты — сейчас речь идет, скорее, о молодых и малоизвестных — испытывают двоякий эффект от релизной пятницы. 

С одной стороны, пятничная «отгрузка» дает шансы засветиться в ключевых плейлистах и привлечь слушателей. С другой, день релиза един для всех, и больших музыкантов в огромном потоке видно лучше. Так, менее громкие, но достойные релизы имеют все шансы затеряться в общей куче: стриминг-платформы не поставят такие пластинки на витрины, про них не напишут медиа — а значит, слушатели до этих релизов, скорее всего, не доберутся. 

Наконец, последняя проблема релизной пятницы для слушателя — простая и очень понятная: когда стриминг-самосвал разом вываливает на тебя  гору контента, в нем очень легко утонуть, не успев толком сконцентрироваться ни на чем конкретно. 

Стриминг-революция и так позволила слушателю дорваться до всей музыки на свете за пару кликов, из-за чего рассеянный меломан зачастую бесцельно бродит по плейлистам и перещелкивает треки, не успевая дослушать ни один из них до конца. А тут еще и новая музыка появляется в один момент и в большом количестве: в итоге жадный до новинок стриминг-юзер бегло пытается расслушать все, но запоминает в итоге крайне мало. При этом такой слушатель наверняка отлично помнит любимый альбом, вышедший 15 лет назад, и что-то мне подсказывает, дело здесь далеко не только в ностальгии.

Какие выводы из этой истории? Совершенно точно релизная пятница — это успех борьбы за все хорошее против всего плохого в рекорд-индустрии. Но вот есть ли радость от этого успеха? Не думаю.