Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/261/image/article-9f597b8c718ffbff27a49cdebf4d6374.jpgЛеша Горбаш2020-08-15T18:40Что не устраивало звезд в Spotify, Apple Musiс, Tidal и не толькоМузыканты против стримингов
Музыканты против стримингов
Что не устраивало звезд в Spotify, Apple Musiс, Tidal и не только
Фото: John Smith/ Getty Images

Музыканты против стримингов

Что не устраивало звезд в Spotify, Apple Musiс, Tidal и не только
Фото: John Smith/ Getty Images

К 2020 году мы окончательно освоились в мире стриминг-сервисов и даже дождались запуска Spotify в России. Это, однако, не мешает музыкантам то и дело критиковать стриминг-платформы и выражать недовольство их работой. Чаще всего речь в таких конфликтах идет о якобы недополученных деньгах, но иногда причиной спора становится идеология и определенные принципы музыкантов. Вспоминаем о пяти попытках борьбы популярных артистов со стриминг-сервисами.


Тейлор Свифт против Spotify

Наиболее громкий конфликт из перечисленных в этом материале. В 2014 году американская певица взбунтовалась против Spotify, потому что, по ее словам, представители платформы не ценили музыкантов и наживалась на их труде, не прикладывая к этому практически никаких усилий. 

«Я не собираюсь делиться работой всей своей жизни с экспериментом, который не может добросовестно поделиться доходом с авторами, продюсерами, музыкантами и создателями этой музыки», — говорила Свифт после выхода альбома «1989» в 2014 году. 

Певицу смущали не только проценты доходов от стриминга, но и возможность слушателей пользоваться Spotify бесплатно, что еще сильнее снижало выплаты музыкантам. 

В итоге музыка Тейлор Свифт в самом деле пропала со Spotify. Холодная война звезды и стриминга продлилась три года и закончилась только в 2017-м, когда «1989» уже разошелся тиражом в 10 миллионов копий, а песни с него послушали около 100 миллионов раз.

Тейлор — не единственная противница Spotify. В разные годы претензии к платформе озвучивали Том Йорк, Бек, King Crimson и многие другие.

Алгоритмы работы Spotify


Лили Аллен и другие против Tidal

В 2014 году рэпер Джей-Зи объявил о запуске сервиса Tidal. Чем он должен был отличаться от конкурентов: стримингом музыки в наилучшем качестве, высоким процентом выплат артистам, а также эксклюзивным каталогом звезд, которые как минимум на время пообещали убрать свою музыку из других стримингов. В презентации Tidal участвовали Рианна, Канье Уэст, Мадонна, Daft Punk и не только. Музыку этих артистов первое время можно было послушать только на Tidal. Стартап Джей-Зи подавался как сервис мечты и для пользователей и музыкантов.

Но на красивую рекламу повелись далеко не все. Если потенциальных пользователей смущала цена месячной подписки (9,99 долларов — в два раза выше, чем у ключевых конкурентов), то многих музыкантов — напускная роскошь, предназначенная как будто не для них.

Вот, что о запуске Tidal говорил Бен Гиббард, фронтмен Death Cab for Cutie: «Думаю, они сильно просчитались, когда вывели на сцену кучу миллионеров и миллиардеров, чтобы те пожаловались, как плохо им платят. И поэтому Tidal провалится. Будь я на месте Джей-Зи, я бы вывел 10 независимых артистов и сказал бы: „Это — люди, которым сложно встать на ноги в современной музыкальной индустрии. И если такой-то стриминг платит им вот столько, то мы будем — больше“».

Гиббарда поддержал участник Mumford & Suns, Маркус Мамфорд: «Когда основатели Tidal говорят, что этим сервисом будут владеть артисты, речь идет только о богатых и успешных людях».

К критике Tidal присоединилась и певица Лили Аллен, которую смутила высокая цена подписки и эксклюзивность значительной части каталога сервиса: «Из-за этого люди вернутся к пиратству, в результате чего пострадают молодые музыканты, еще не ставшие миллионерами». 

В итоге Tidal не стал серьезным конкурентом для лидеров рынка, а пресловутая эксклюзивность не была долгой: сейчас музыка всех артистов, вышедших на сцену на презентации проекта, доступна на большинстве других сервисов (в том числе, основателя стриминга Джей-Зи).


Принс против всех (почти)

За несколько лет до смерти легенда поп-музыки удалил свой каталог со всех сервисов, кроме Tidal. В начале 2010-х артист заявил: «Интернет не оставит ни шанса тем, кто хочет получать деньги [за свою музыку]». Музыкант считал, что интернет-платформы его обманывают.

В 2015 году песни Принса пропали со Spotify, Apple Music, Soundcloud и даже с YouTube. В выигрыше остался только Tidal: музыкант подписал эксклюзивный контракт с сервисом на 18 месяцев. Почему так случилось, неизвестно. Возможно, сработали личные отношения Принса с Джей-Зи, а быть может, артиста привлек тот самый высокий процент от стриминга, обещанный основателем Tidal.

В 2016 году Принс умер, а через год, после окончания контракта с Tidal, песни музыканта вернулись на остальные стриминг-платформы.


Нил Янг против некачественного звука

В 2015 году канадский рокер сперва пригрозил убрать большую часть своей дискографии со стриминг-сервисов, а потом и в самом деле сделал это. В отличие от многих коллег по сцене, в случае Янга ключевую роль в принятии столь радикального решения сыграли не деньги, а качество звука: «Я не хочу, чтобы ценность моей музыки падала из-за худшего качества трансляции музыки в истории. Мне кажется неправильным, что такой продукт продают моим фанатам. Это вредит моей музыке».

На этом Янг не остановился и запустил собственный сервис PonoPlayer, который позволял скачивать музыку в высоком качестве для прослушивания на портативном плеере. Стартап, для которого канадец собрал почти 10 миллионов долларов на краудфандинге, прогорел и закрылся в 2017-м. 

Впрочем, легендарный рокер преуспел в другом начинании. Пару лет назад он запустил онлайн-версию The Neil Young Archives. Это сервис, с помощью которого за два доллара в месяц пользователь может получить доступ к полной дискографии Янга в лучшем качестве. 

В октябре 2019 года на сервис Янга оказались подписаны 25 тысяч человек, которые в сумме приносят музыканту 600 тысяч долларов за год.


Tool — за физические носители

Легенды альтернативного прог-рока отсутствовали на стриминг-сервисах едва ли не дольше всех. Музыканты Tool много лет упорно игнорировали все подобные платформы (музыку группы можно было найти только на YouTube, и то при большой удаче). Артисты утверждали, что музыку нужно слушать исключительно на физических носителях, листать буклеты, переживая ценный опыт переключения песен вручную, изнашивания дисков, кассет и винила. 

Рецензия на книгу об аудиофилии и феномене качественного звука

«Ты чувствуешь отсутствие связи с музыкой, когда не можешь ее потрогать», — говорил лидер Tool Мейнард Джеймс Кинан в 2013 году. А в 2019-м на мольбу фаната выложить музыку Tool на стриминги Кинан ответил: «Ты ищешь не тех Tool, друг». 

Впрочем, в том же 2019-м одновременно с выпуском первого за 13 лет альбома группа, наконец, подчинилась техническому прогрессу. Пластинка «Fear Inoculum» стала доступна на всех стриминг-платформах, а следом за ней там оказалась и остальная дискография Tool. 


Юрий Антонов против Apple

В 2014 году мэтр советской сцены, который в девяностых устраивал рейды на пиратские магазины, решил подать в суд на компанию Apple. Антонов пожаловался в Генпрокуратуру на магазин iTunes, где, по мнению музыканта, незаконно продавались его песни. Сумму ущерба Антонов оценил в 450 миллионов рублей. Всего в iTunes композитор насчитал 90 своих песен, прав на распространение которых он «не давал». Заодно музыкант подал на iTunes жалобу в РАО, попросив максимальную компенсацию в пять миллионов рублей.

Правила работы с РАО

Представители РАО решили проверить претензию музыканта и получили от iTunes такой ответ: творчество Антонова попало в магазин через провайдеров контента RouteNote, Insomnia Ltd и Believe SAS. Выяснилось, что за все время продаж Believe заработал на песнях Антонова 41 рубль, а RouteNote — чуть больше доллара.

Продолжения эта история не получила.

Что думают игроки отечественного рынка о приходе Spotify в Россию