Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/61/image/article-7ad5f6f0e4d223b31ea7313eb90790ed.jpgАрсений Фильцев2019-09-09T20:43Как синтезаторы и драм-машины Roland изменили современную музыку
Как синтезаторы и драм-машины Roland изменили современную музыку
Roland TR-808. Фото: The TR-808 Story

Как синтезаторы и драм-машины Roland изменили современную музыку

Roland TR-808. Фото: The TR-808 Story

Рядом со сценой «ИМИ.Новая музыка» на Пикнике «Афиши» будет организован шоурум, где все посетители фестиваля смогут поиграть и оценить звучание синтезаторов, драм-машин и комбоусилителей от наших партнеров Roland. Рассказываем о том, как разработки компании помогали творить историю музыки — порой вопреки замыслам их создателей.

Текст: Арсений Фильцев

Основанная в начале 1970-х годов японская компания Roland сыграла непосредственную роль в появлении стандарта MIDI, который повсеместно используется в музыкальной индустрии более тридцати лет. Кроме того, фирма стала одним из важнейших производителей музыкального оборудования. Инструменты, разработанные брендом, обрели культовый статус: отсылки к ним можно найти в названиях песен и альбомов (а иногда и в псевдонимах артистов, например британского d’n’b-продюсера Dom & Roland, где Roland — не что иное, как семплер). 8 августа музыканты и меломаны по всему миру даже отмечают «День 808», праздник, названный в честь драм-машины Roland, определившей звучание хип-хопа и электронной музыки на годы вперед.

5 культовых инструментов Roland

Roland TB-303

В 1981 году Roland выпустил недорогой бас-синтезатор TB-303. Согласно маркетинговой кампании создателей, он должен был играть роль виртуального басиста для рок-групп. Отклика у предполагаемой аудитории TB-303, однако, не нашел: звуки, которые издавал синтезатор, мало напоминали о настоящей бас-гитаре. Устройство провалилось в продажах, и к 1984 году его сняли с производства.

Однако спустя несколько лет благодаря вторичным рынкам синтезатор обрел новую жизнь в электронной музыке. Его необычный звук, а также крайне удобный и простой в использовании секвенсор позволили продюсерам добиться уникального «кислотного» звучания. Можно с уверенностью сказать, что именно благодаря этому инструменту появился жанр эйсид-хаус. Многие электронные музыканты конца 1980-х — начала 1990-х использовали синтезатор TB-303 в своих треках, часто в сочетании с драм-машиной TR-909.

Где можно услышать:

Orange Juice — «Rip it Up»
Fatboy Slim — «Everybody Needs A 303»
Phuture — «Acid Trax»

Roland TR-808

Другим устройством Roland, которое оказалось коммерческим разочарованием, но получило широкое признание годы спустя, стала выпущенная в 1980 году драм-машина TR-808.

Несмотря на более низкую стоимость, устройство сильно уступало в качестве своему главному конкуренту — Linn LM-1. В то время как драм-машина от Linn использовала семплы акустических барабанов, звуки TR-808 создавались с помощью аналогового синтеза. Нереалистичное звучание стало главной причиной критики устройства и последующего коммерческого провала. Однако именно оно впоследствии позволило драм-машине обрести популярность на стремительно растущих электронной и хип-хоп-сценах 1980-х.

Сегодня TR-808 часто сравнивают с Fender Stratocaster. Как гитара от Fender во многом определила развитие рока, также и драм-машина от Roland по праву считается одним из важнейших инструментов в истории электронной музыки и особенно хип-хопа. TR-808 использовали огромное количество музыкантов, от Afrika Bambaataa и Марвина Гэя до Деймона Албарна и Канье Уэста (последний в 2008 году выпустил альбом «808s & Heartbreak», где практически в каждом треке звучит роландовская драм-машина).

Из всего арсенала TR-808 особенно популярны бас-барабан и хай-хэты . Их и сейчас можно услышать во множестве хип-хоп-треков, особенно в трэпе.

Где можно услышать:

Kanye West — «Coldest Winter»
Afrika Bambaataa & The Soul Sonic Force — «Planet Rock»
Whitney Houston — «I Wanna Dance with Somebody»

Roland TR-909

Если TR-808 во многом определил звучание хип-хопа, то TR-909 стал неотъемлемой частью хауса, техно и EDM. По сравнению со своим предшественником устройство было значительно улучшено. В 808-м все звуки создавались при помощи аналогового синтеза, 909-й же, помимо него, позволял использовать семплы, а также поддерживал MIDI, улучшенную систему акцентов и мог сохранять больше паттернов.

Где можно услышать:

Joey Beltram — «Energy Flash»
Aphex Twin — «Heliosphan»
Daft Punk — «Revolution 909»

Roland SH-101

Как и большинство других инструментов, о которых мы рассказываем в этом материале, монофонический аналоговый синтезатор SH-101 не снискал популярности у своей целевой аудитории (Roland продвигал инструмент как лучший выбор для начинающего синти-поп-музыканта).

Выпущенный в начале 1980-х, SH-101 был прост в использовании и обладал ярким звучанием. Еще его можно было носить на ремне как гитару. Несмотря на это, синтезатор сильно уступал по продажам своему главному конкуренту Yamaha DX7.

И все же спустя десятилетие SH-101 стал одним из самых популярных инструментов для хаус- и техно-музыкантов. На вторичных рынках этот инструмент можно было приобрести за сравнительно небольшие деньги, но при этом у него имелся секвенсор на 100 шагов, арпеджиатор, 3 разных низкочастотных осциллятора (LFO) и много других функций, которые широко использовались в танцевальной музыке. За счет этого SH-101 по праву считается одним из главных синтезаторов 1990-х.

Где можно услышать:

Portishead — «Mysterons»
Boards of Canada — «Roygbiv»
Joker & Ginz — «Re-Up»

Roland D-50

В отличие от устройств, о которых мы рассказали выше, цифровой синтезатор D-50 сразу же стал хитом. Инструмент был выпущен в 1987 году: к этому времени популярность Yamaha DX7 уже начинала угасать, и D-50 быстро занял его место самого продаваемого синтезатора на рынке.

Устройство имело большую чувствительную к силе нажатия на клавиатуру, огромное количество настраиваемых параметров, встроенных пресетов и было не слишком дорогим по меркам 1980-х. К тому же D-50 был одним из первых синтезаторов, успешно сочетавших цифровой синтез и использование семплов.

В связи с огромным разнообразием звуков, которое можно получить с помощью D-50, сложно говорить о каком-то определенном звучании, характерном для этого инструмента. Достаточно сказать, что его использовали такие разные музыканты, как Майкл Джексон, Enya, Жан-Мишель Жарр, Гэри Ньюман и Майлз Дэвис.

Где можно услышать:

Jean Michel Jarre — «Industrial Revolution (Overture)»
Gary Numan — «America»
Enya — «On My Way Home»

Слушать плейлист со звучанием синтезаторов и драм-машин Roland на «Яндекс.Музыке».

Другие плейлисты в ИМИ.Журнале:

Реверб на барабанах

Дабл-трекинг для вокала

Эффект телефонной трубки