Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/449/image/article-27f1af8d3fd77f871315a23311858bc6.jpgКарина Бычкова2021-09-14T15:10Что такое саунд-сафари и зачем нужны кемпы по саунд-дизайну
Что такое саунд-сафари и зачем нужны кемпы по саунд-дизайну
Фотографии: Карина Бычкова для ИМИ

Что такое саунд-сафари и зачем нужны кемпы по саунд-дизайну

Фотографии: Карина Бычкова для ИМИ

Кемпы и музыкальные резиденции — особенные форматы обучения, во время которых создается удобная среда для занятий творчеством и нетворкинга. В последние выходные лета в Тверской области прошло саунд-сафари — его организовала образовательная платформа Skillbox в рамках интенсива по саунд-дизайну. Редактор ИМИ Карина Бычкова провела на занятиях три дня и выяснила, чем этот опыт может быть полезен музыкантам, которые хотят монетизировать свое творчество, и саунд-дизайнерам, которым важно освоить запись в полевых условиях.


Про стартовые навыки

Я поехала на саунд-сафари с нулевым опытом — в кемпе я впервые взяла в руки рекордер и так же впервые увидела интерфейс Ableton. До поездки мои звукозаписывающие практики сводились к попыткам записать песни с радио на кассету, поэтому эксперимент по заходу на новую территорию был максимально честным. 

Необходимый пак оборудования: рекордер и ноутбук

Про формат

Программа кемпа состояла из двух частей: трехдневного саунд-сафари в экоотеле в Тверской области и шестидневного онлайн-интенсива. После прохождения онлайн-лекций ученикам предстояло самостоятельно озвучить ролик для российского отделения Greenpeace, используя собранные во время сафари звуки. 

Расписание подразумевало не только запись (хотя мы выходили на «охоту» с рекордерами как днем, так и ночью), но и лекции по работе в Ableton и монетизации саунд-дизайна, просмотр фильма про звук в кино, воркшоп по созданию шумов при помощи подручных средств, урок по устройству синтезаторов и другие активности. График был плотным, а практики — разнообразными: благодаря этому мне удалось посидеть сразу на нескольких стульях, чтобы понять, что мне ближе, а ученикам (куда более продвинутым в саунд-дизайне, чем я) — выйти за пределы своих компетенций и получить новые скиллы.

Мастер-класс по работе с синтезаторами

Что запомнилось больше всего

Самое сильное впечатление — ночная «охота» за звуками. Мы вышли на полевую запись в первую ночь; тогда рекордер еще не стал привычным инструментом. Ощущения довольно мощные: ты остаешься наедине с собой (важно не мешать друг другу посторонними звуками, поэтому мы все разбрелись кто куда) в темноте, слушаешь шелест камышей, скрипишь камнем о мокрую пристань, чтобы извлечь нужный звук, и чувствуешь, что мир неодушевленных предметов гораздо живее, чем казалось до этого. 

Во-первых, у тебя есть азарт отыскать какой-то необычный звук: вдруг получится прикольно, если ты потрешь подошвой кеда о пластиковую заглушку? Во-вторых, ты постоянно следишь за своими ощущениями от звукового пейзажа, который тебя окружает. Поиск материала связан не только с развитием фантазии, но и с умением использовать другой язык: привычнее рассказывать историю словами, но интереснее — звуками. 

А еще я получила эстетическое удовольствие от занятий в синтезаторной — она располагалась на берегу Волги. Пытаться разобраться в сетапе в такой обстановке было едва ли легче, но точно приятнее. 

Мастер-класс по созданию шумовых эффектов

Выводы

Когда ты начинающий, самое сложное — не сбиваться с пути, глядя на более опытных учеников, которые давно пишут музыку, приезжают со своим оборудованием и задают вопросы о том, как правильно использовать микрофоны в полевых условиях. Как и в любом новом деле, важно помнить, что сравнивать себя стоит только с самим собой.

За счет своей герметичности кемп — располагающая среда для того, чтобы сосредоточиться на практиках, на которые раньше не хватало времени. Конечно, я не стала саунд-дизайнером за три дня и, более того, даже не дошла до части с самостоятельной озвучкой ролика (винить в этом можно только саму себя и занятость на работе). Но теперь я по-другому воспринимаю звуки и шумы, умею обращаться с рекордером и имитировать чавканье оленя при помощи вареных макарон. 

Ну и еще один вывод напоследок. Доходить до всего самостоятельно — тоже путь, но, откровенно говоря, проще, когда этот путь тебе кто-то освещает.

Что говорят ученики кемпа 

Марина Степаненко

Звукорежиссер, саунд-дизайнер

У меня достаточно большой опыт: я окончила музыкальный колледж по специальности «дирижер-хоровик», сейчас учусь на пятом курсе в Институте кино и телевидения на звукорежиссера аудиовизуальных искусств. В моем портфолио уже есть некоторые проекты, в том числе и короткометражные фильмы. Есть и реклама, и игры, в которых я выступала как саунд-дизайнер.

У меня были большие ожидания от кемпа в плане коммуникации. В основном я хотела пообщаться с практикующими звукорежиссерами, саунд-дизайнерами, композиторами, и это удалось на сто процентов. В кемпе я нашла людей, которые помогут мне найти композитора для дипломного фильма, и это бесценно. 

Большую часть и лекций, и практики я уже, скажем так, проходила. Но вот что важно: я знаю, как пользоваться всем инструментарием, но я никогда не экспериментировала, не записывала звуки для души, чтобы просто посмотреть, что получится. А саунд-сафари мотивировало меня попробовать по-новому применить свои навыки. После этого все зазвучало по-другому: к примеру, я записала стук лодок; буквально несколько манипуляций — и вот уже стук звучит как откалывающаяся льдина.

К сожалению, во мне нет композиторской жилки — обычно я либо подбираю музыку, которую можно использовать в саунд-дизайне, либо ищу композиторов, которые пишут музыку, и финально ее обрабатываю. В кемпе я рассказала Олегу Gillepsy (один из преподавателей. — Прим. «ИМИ.Журнала»), что я не пишу музыку, и спросила у него, могу ли я развиваться в саунд-дизайне. Он ответил так: «Чем больше ты умеешь, тем больше ты можешь заработать. Конечно, без умения писать музыку у тебя будет меньше возможностей, но тогда ищи что-то уникальное, что-то, что ты можешь делать, а другие — нет». И это очень важный для меня совет, потому что из-за неумения писать музыку я постоянно ощущала себя некомпетентной. 

Один из основных вопросов для меня сейчас — монетизация работы. Мне сложно понять, как оценивать свои навыки, как выставлять цену за то, что я делаю, как продвигать себя. И с этим мне тоже помогли советом. Теперь я поняла, что надо просто пробовать и писать всем, с кем ты хочешь поработать. То есть не нужно ничего ждать, важно пытаться, стучаться, и действительно, из тысячи компаний хотя бы десять да ответят.

Даже если ты только начинаешь, можно просто снимать на видео то, как ты работаешь: людям всегда интересно, как все устроено, как ты находишь своих первых заказчиков. На самом деле, порог вхождения в профессию не очень высокий, звук нужен везде: в кино, анимации, рекламе, на офлайн-мероприятиях.  Вопрос, что ты хочешь делать и к чему хочешь стремиться. И вот — выбираешь и двигаешься.

Запись звуков костра и мастер-класс в синтезаторной

Roza FA

Композитор, музыкант

Я в музыке с пяти лет и с тех пор перепробовала много разных жанров. В прошлом году я поняла, что больше всего мне нравится писать фортепианную музыку в стиле неоклассика. В ноябре я стала активно развивать музыкальную карьеру, и, как у многих артистов, теперь передо мной стоит вопрос о том, как монетизировать свои таланты. 

Поскольку я еще и пиарщица, я подумала, что могла бы соединять знания о продвижении бренда и музыку и заниматься аудиобрендингом. Поэтому мне хотелось увидеть весь путь от получения ТЗ заказчика до защиты проекта, погрузиться глубже в саунд-дизайн и, возможно, привнести в свое творчество новые идеи, вдохновиться. В кемпе было полезно именно это.

К тому же я впервые в жизни собирала звуки самостоятельно: до этого искала все в библиотеках. А тут мы учились использовать не только записанные на природе звуки, но и сгенерированные при помощи подручных средств. До кемпа я вообще ничего не знала про фоли-артистов: оказалось, что они занимаются интересными вещами. Вместе с тем нам рассказывали о том, как устроена их работа в кино. Получилось вдохновляюще; вообще, у меня есть мечта поработать над полнометражным фильмом и, может быть, получить «Оскар» за лучший саундтрек — почему нет? (Смеется.) 

Я прилетела на кемп специально из Ижевска. Может быть, в этом плане я старомодная, но я считаю, что в обучении ничто не заменит личного общения и хорошего «подзатыльника». (Смеется.) Поэтому для меня ценность саунд-сафари была еще и в том, что все проходило офлайн. Да и то, как преподносились знания, как общались кураторы со студентами — абсолютно на равных, — очень ценно. То есть не было ощущения, что ты меньше, а они больше, все происходило горизонтально, и это тоже вдохновляет. Потому что ты чувствуешь, что ты интересен, что они тебе интересны и это все взаимно.

Синтезаторная на берегу Волги

Что говорят организаторы и преподаватели

Дима Guydee

Руководитель музыкального факультета Skillbox

Сфера ответственности саунд-дизайнера до сих пор является загадкой для многих: спроси случайного человека на улице, что такое саунд-дизайн, и он вряд ли ответит что-то конкретное. Поэтому мы хотели рассказать, что представляет собой эта профессия, и дать ученикам возможность прикоснуться к чему-то новому под руководством крутых практикующих специалистов этой области. А формат буткемпа подходит для этого как нельзя лучше. Саунд-дизайн — про звуки, соответственно, их нужно где-то искать или синтезировать. Идеальным местом для такой «охоты» является природа.  

В большинстве своем саунд-дизайнерами становятся действующие звукорежиссеры, музыканты, диджеи, которые постоянно ищут новые способы монетизации своего творчества. Но это не значит, что этим не может заняться абсолютный новичок. 

Вообще, любая возможность заработать своим талантом и скиллами — это здорово, и саунд-дизайн — всего лишь один из многих вариантов. Особенно во время пандемии, когда вся коммуникация и работа ушли в онлайн. Сейчас в этой индустрии достаточно много денег, к ней приковано большое внимание, бренды готовы платить за саунд-дизайн и аудиобрендинг, потому что он решает вопросы с авторскими правами, добавляет креативности, творческой составляющей их продукту, да и в целом это просто красиво. А мы все целимся в то, чтобы результатом нашей работы было что-то ценное и важное, что будет актуально долгие годы.

Андрей OID

Композитор, электронный музыкант

Автор образовательной программы

Если чему и должен научить процесс создания саунд-дизайна, так это кропотливому труду. Часто это механическая работа без каких-то эмоциональных всплесков: тебе нужно быть внимательным, терпеливо редактировать семплы. Но на самом деле все это невероятно вдохновляет, когда в процессе ты видишь картинку, которая при помощи тебя начинает звучать и оживать. Это фантастическое ощущение.

Хорошо, что сейчас появляются курсы, которые дают знания о продакшене и саунд-дизайне. Когда я начал увлекаться электронной музыкой, в моем городе было всего пять человек, которые этим занимались, и я чувствовал информационный голод. Сейчас — совсем другая история. Конечно, три дня — очень короткое время для того, чтобы как-то получить какие-то глубокие знания, но я все равно вижу огромные плюсы в таких сессиях. Тут скорее важен обмен опытом, человеческой энергией, какие-то совместные прослушивания и практики.

Людям, которые работают со звуком, в принципе необходимо периодически собираться в какие-то группы. Все это полезно и для психики, и для творческого роста. Поэтому и поддержка, и обсуждение того, что волнует, просто необходимы. Наверное, это даже важнее, чем какие-то конкретные знания.

Ученики, преподаватели и организаторы кемпа

Андрей Попеску

Музыкант, композитор, саунд-дизайнер

Преподаватель кемпа

Кто такой саунд-дизайнер? Художник, связанный со звуками. Как только вы начали замечать те или иные звуки (например, вам понравилось, как звонит домофон), думаю, это знак того, что вы можете начать свой путь в этой профессии.

Чтобы зайти на территорию саунд-дизайна, нужен минимальный пак технического оборудования: рекордер, компьютер, наушники или колонки, — то есть при помощи чего собирать звуки и впоследствии с ними работать. Желательно, чтобы аппаратура была более-менее качественной, чтобы все звуки были слышны и было ясно, что с ними происходит во время обработки. 

Нужен музыкальный слух, желательно какое-то понимание построения музыки, из чего она состоит. Думаю, что чувство ритма также не помешает. Ну а умение коммуницировать важно в любой профессии: чтобы находить и единомышленников, и заказчиков.

Я думаю, что один только просмотр фильма «По волнам: Искусство звука в кино» (его показывали ученикам во время саунд-сафари. — Прим. «ИМИ.Журнала») уже способен дать мощный толчок. То есть всего за один час человек может получить задел для того, чтобы активнее использовать свои уши, свою фантазию и замечать какие-то звуковые истории, которые он раньше игнорировал.

Как не потерять энтузиазм после того, как закончится обучение? Первое, что приходит в голову, — найти себе проект, за который тебе заплатят. Да, вероятно, это не так просто сделать на следующий день после того, как ты вышел из кемпа. Но все зависит от приложенных усилий. Можно придумать что-то классное на самом интенсиве и попробовать это кому-то продать. Например, кемп проходил в экоотеле — почему бы не предложить его владельцам что-то озвучить звуками, записанными в округе? Ну и еще мне кажется, что заинтересованный человек не сможет моментально потерять интерес. А если все же потеряет, то пусть он сделает это раньше и не будет тратить время на ложную для себя цель.