Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/339/image/article-ac0bcfe50fe4995ebe1173aaace41b9a.jpgАлексей Борисов2020-12-16T12:55Книги и фильмы о музыке — выбор Алексея Борисова
Книги и фильмы о музыке — выбор Алексея Борисова
Источник: Светлана Селезнева / syg.ma / Фестиваль «Топот»

Книги и фильмы о музыке — выбор Алексея Борисова

Источник: Светлана Селезнева / syg.ma / Фестиваль «Топот»

Алексей Борисов — патриарх российской шумовой музыки, основатель групп «Ночной проспект» и F.R.U.I.T.S. — на прошлой неделе отпраздновал юбилей: ему исполнилось 60 лет. По этому поводу мы попросили Алексея рассказать о повлиявших на него книгах и фильмах о музыке.

Больше избранных знаний о музыке и музыкальной индустрии ищите в нашем разделе «Источники»


Фильмы 

«Самозванец с гитарой» (1966)

В середине 1960-х в СССР выбор музыкальных фильмов был не очень богатый. По телевизору показывали экранизации опер и оперетт, а в кинотеатрах можно было попасть разве что на скучноватый американский фильм «Звуки музыки», который сегодня считается мировой классикой, или совсем ретро типа «В джазе только девушки». Однако в какой-то момент я посмотрел польскую комедию «Самозванец с гитарой», которая произвела на меня большое впечатление. Несмотря на дурацкий сюжет, фильм был нашпигован молодежной музыкой польского производства, весьма качественной и заводной. В частности, в картине были задействованы «Скальды», ансамбль (бит-группа), ставший впоследствии очень популярным в Союзе. 

«Yellow Submarine» (1969)

Некоторый прорыв в советском прокате случился в начале — середине 1970-х годов. Сначала я посмотрел испанский фильм конца 1960-х «Пусть говорят» с испанским певцом Рафаэлем, который мне очень импонировал в детстве благодаря своей экспрессивной манере исполнения. Потом вышел бразильский фильм «Генералы песчаных карьеров», социальная драма с неплохим саундтреком. Песня из этого фильма, в оригинале написанная в 1960-е бразильским бардом Доривалом Кауми, стала суперпопулярной в СССР. Более того, именно с нее начался мой творческий путь в самой первой группе, которая была создана в середине 1970-х на базе Дома аспиранта и стажера МГУ. Однако настоящий фурор произвел легендарный битловский мультфильм «Yellow Submarine», который показали в рамках фестиваля британской мультипликации в кинотеатре «Звездный» на проспекте Вернадского году в 1976-м или 1977-м. Мне тогда удалось посмотреть этот мультфильм дважды!

«О, счастливчик!» (1973)

Еще один знаковый фильм — не только для меня, но и для миллионов молодых людей в СССР. Отличный фильм сам по себе, но главным для нас было участие в нем группы Алана Прайса, бывшего клавишника легендарных The Animals. Тогда впервые мы увидели на экране настоящую английскую рок-группу, которая исполняла песни как бы вживую, на фирменной аппаратуре, в разных интерьерах, да еще и путешествующую на микроавтобусе в компании стильных девушек. Некоторые песни из этого фильма мы тоже играли с нашей школьной группой. Я посмотрел этот фильм в очередной раз, уже будучи студентом, и подумал, как было бы классно оказаться в таком же микроавтобусе, путешествуя со своей группой где-нибудь в Европе. И эта мечта впоследствии осуществилась, когда «Ночной проспект» в 1990 году гастролировал в Швеции в поддержку нашего первого релиза на профессиональном носителе — альбома «Сахар», изданного независимым лейблом из Мальмё Accelerating Blue Fish. 

«Sähkö The Movie» (1995)

Документалка Джими Тенора — отличный образец DIY-кинематографа. Снятый на 16-миллиметровую камеру стильный фильм, при этом не очень длинный, продемонстрировал тогда, как может функционировать настоящий независимый лейбл, ориентированный на экспериментальную электронику, нойз и минимал-техно. Более того, в нем отчасти показан творческий процесс как самого Тенора, так и его друзей — дуэта Panasonic и некоторых других  музыкантов, с которыми ребята пересекались в то время как в Финляндии, так и в других странах. Тогда же стало понятно, что практически любые технологии, инструменты, форматы могут быть использованы в процессе создания экспериментальной музыки и видеоарта.

Книги

Роб Хаскинс. «Критические биографии. Джон Кейдж»

В советские времена таких композиторов, как Джон Кейдж, традиционно критиковали, обвиняя в формализме, декадентстве, буржуазном авангардизме и не только. Более того, серьезная музыкальная литература, за исключением недостаточно серьезных молодежных журналов вроде «Ровесника», «Сельской молодежи» и газеты «Московский комсомолец», публиковавших материалы о рок- и поп-группах, была преимущественно ориентирована на «профессионалов» и идеологических работников, а потому не попадала в широкую продажу. 

С началом перестройки на прилавки хлынул настоящий поток различной литературы, в том числе и музыкальной, изданной за рубежом, переведенной на русский или за авторством местных специалистов. В этой связи своим профессионализмом выделялась «Back in the USSR», книга Артемия Троицкого o роке в СССР, изданная в Англии в 1987 году. Академический авангард тогда оставался все еще за пределами внимания относительно широкой аудитории. Но со временем ситуация изменилась, и сейчас есть неплохой выбор различной литературы. Книга Роба Хаскинса весьма основательно знакомит нас с жизнью и творчеством великого Джона Кейджа и, как мне кажется, стимулирует интерес к более тщательному изучению его наследия.

Эрик Сати. «Заметки млекопитающего»

Некоторое время назад мне эту книгу подарил Богдан Правда — мой друг и коллега, к сожалению, уже ушедший из жизни. С творчеством Сати я был относительно знаком, но ранее никогда не проявлял особого интереса к его персоне. «Записки…» открыли для меня этого классика с достаточно неожиданной стороны. Оказалось, что Сати в свое время проявлял себя как настоящий неформал от музыки, эпатирующий местную общественность и не боявшийся вступать в открытую полемику и даже конфликты с тогдашними авторитетами, не считавшими его достаточно профессиональным композитором. Да и тексты Сати тоже любопытны сами по себе как литературные произведения.

Андрей Смирнов. «Sound in Z»

Уникальное исследование Андрея Смирнова, одного из наиболее квалифицированных специалистов в области экспериментальной электроники и саунд-арта. Его книга знакомит нас с весьма прогрессивными, даже по нынешним временам, экспериментами российских авангардистов 1920-х годов. Долгое время вся эта информация была практически недоступна, но благодаря многолетним изысканиям Андрея можно составить весьма полное представление о том, чем же занимались наши предшественники в те уже весьма далекие времена. Более того, сейчас эта книга издана на русском языке и ее могут читать не только специалисты, но и все желающие, кто еще не успел ознакомиться с ее англоязычной версией.

Дэвид Бирн. «Как работает музыка»

В свое время Talking Heads оказали определенное влияние на «Проспект» и «Ночной проспект». По крайней мере, лично я весьма основательно изучал творчество этого коллектива и его отдельных участников.

Книгу Бирна я только начал читать и уже нашел в ней ряд параллелей (по крайней мере, на уровне личных ощущений и подходов) со своим собственным опытом музицирования, особенно на его начальной стадии. Надо отметить, что книга хорошо написана и адекватно переведена, и в этом, как мне кажется, немаловажная заслуга моего друга, музыкального критика и журналиста Артема Липатова, который фигурирует здесь в качестве научного редактора.

Больше избранных знаний о музыке и музыкальной индустрии ищите в нашем разделе «Источники».