Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/326/image/article-bca09ddbced4df8cfe32efeb2b05e7fe.jpgИлья Барамия, Айгель Гайсина, Дуэт «АИГЕЛ»2020-11-19T16:30Книги и фильмы о музыке — выбор группы «АИГЕЛ»
Книги и фильмы о музыке — выбор группы «АИГЕЛ»
Фото: Татьяна Лепп / facebook.com/aigelband

Книги и фильмы о музыке — выбор группы «АИГЕЛ»

Фото: Татьяна Лепп / facebook.com/aigelband

Осенью мы запустили раздел «Источники» — базу избранных документальных фильмов, книг, подкастов, YouTube- и телеграм-каналов о музыке и музыкальном бизнесе. Мы регулярно просим российских музыкантов и других участников индустрии делиться любимыми источниками и предлагать новые. В преддверии выхода альбома «Пыяла» участники дуэта «АИГЕЛ» рассказали «ИМИ.Журналу» о любимых фильмах и книгах о музыке. 

 

Айгель Гайсина 

Поэтесса, вокалистка дуэта «АИГЕЛ»

Фильмы

«В отрыв!» (1999)

В старших классах мы смотрели фильмы на видеокассетах, ходили в видеопрокат. Судя по обложке, этот фильм был тупой американской комедией — я такие не люблю. Даже не знаю, почему мы его взяли, но это оказался офигенный английский фильм про рейв. В те времена в нашем городке рейвов не было — только на кассетах с золотыми хитами «Скутера». Вживую мы ходили на рок-сейшены, где выступали местные блэк-металисты, это была единственная активность, альтернативная семкам у подъезда. Ну вот этот фильм впервые показал нам рейв. Он оказался супербодрым и очень смешным — ну и чуть-чуть морали, конечно же.

«Голос улиц» (2015)

Очень интересный фильм про группу N.W.A и историю зарождения гангста-рэпа. Я его даже два раза посмотрела, а обычно все смотрю по одному. 

«Переступить черту» (2005)

Фильм про Джонни Кэша. Кажется, именно из этого фильма мой любимый эпизод. Джонни Кэш ссорится с женой, и она на него вываливает лавину своих женских и бытовых претензий, и тут он вдруг зависает, и она по его взгляду мгновенно считывает, что произошло: к нему пришло вдохновение! Прямо посреди двора, где они стояли и ругались! И она начинает кричать: «Не смей сочинять песню!» То есть какая-то фраза из ее ругани включила музу — и все, чувак уже и не с женой, и не с ребенком. Я как автор песен прекрасно понимаю, как это работает, а как женщина и мать прекрасно понимаю, как это ужасно бесит и какая это реально трагедия семей, где один или оба супруга по жизни летят.

«Рэй» (2004)

Возможно, эпизод с руганью был из фильма «Рэй», я всегда сюжеты забываю, запоминаю только атмосферу. Это тоже очень крутой фильм про Рэя Чарльза — наверное, его все смотрели, но тем не менее. 

«Полет конкордов» (2007) 

Это совершенно офигеннейший австралийский сериал про малоизвестную рок-группу с очень милыми смешными песнями и очень трогательным абсурдистским юмором. Только этот сериал запрещено смотреть с переводом и дубляжем. Есть даже совершено ужасные версии с переведенными и перепетыми песнями — там совсем уже все чудо этого фильма уничтожено и ничего невозможно понять. Надо искать с субтитрами и смотреть только так — или никак.

Книги

Дэвид Гибсон. «Искусство сведения» 

Мне посоветовал эту книжку знакомый композитор во времена, когда я еще напевала свои песни в диктофон MP-3-плеера, сочиняла во FruityLoops и потом сводила в Audacity. На самом деле я так эту книгу и не дочитала, просто в какой-то момент случился информационный перегруз. Но начала я ее читать с выпученными глазами. Думаю, благодаря ей и иллюстрациям в ней мое восприятие звука стало очень детализированным, а главное — визуальным. Именно с момента знакомства с этой книгой я стала видеть внутренними глазами панораму звука — ее глубину, ширину, высоту пространства, в котором эта музыка звучит, перспективу. Сводить я, конечно, так и не научилась, но обрела подробное метафорическое понимание того, в какой момент мы «отправляемся в космос» на наших музыкальных дорожках, а в какой момент (и почему) какая-нибудь бочка «тащит нас на дно». Этими представлениями я активно пользуюсь, чтобы выносить мозг Илье на этапе сведения. Для миксинг-инженера или саундпродюсера, думаю, это суперполезная книга. А если вы пишете песни и поете, можете прочитать ее, как я, не до конца, посмотреть картинки и понять ровно столько, сколько нужно, чтобы от чужой музыки углубленно триповать, а на этапе сведения своей всех профессионалов вокруг заставлять нервничать. 

Фридрих Ницше. «Рождение трагедии из духа музыки» 

Великий, очень эмоциональный и захватывающий трактат Ницше о дуализме аполлонического и дионисийского начала в искусстве и, в частности, в музыке, и в частности в немецкой, с посвящением Вагнеру. Кто и где потом только не эксплуатировал этот дуализм. Это действительно офигенная метафора, применимая не только к искусству, но и к жизни, к человеку и отношениям. Но в разговоре о музыке, мне кажется, она наиболее наглядная и красиво воплощенная. Мне кажется, для каждого в этом сочинении найдется куча открытий и откровений относительно метафизического аспекта музыки. 

Соломон Волков. «Свидетельство. Воспоминания Дмитрия Шостаковича, записанные и отредактированные Соломоном Волковым»

Это безумно интересная книга про внутренний мир композитора, про то, как пишется музыка, как она автору слышится. В ней очень яркие портреты современников, удивительные истории музыкальной «индустрии» тех времен, страшные воспоминания о репрессиях, отношениях со Сталиным. Есть версия, что Волков спекулировал, все записал неправильно и все придумал. Не знаю, я увидела портрет эпохи, свидетелем которой был и сам Волков. Также я взахлеб когда-то читала его «Диалоги с Бродским», которые, кажется, никто не опровергал. Он очень талантливый искусствовед и журналист. В книге о Шостаковиче много фактов не о нем самом, а о времени и его окружении и вообще о том, как жили композиторы в те времена, как исконную музыку народов вычищали вместе с теми, кто помнил и умел ее исполнять. Я никогда подробно не изучала музыкальную геополитику сталинских времен и стала больше про это читать — она была очень оруэлловская. 

Александр Житинский, Марианна Цой. «Виктор Цой. Стихи. Документы. Воспоминания»

Конечно же, лет в 13 я откопала книгу про моего первого кумира и заглотила ее за пару дней, обливаясь слезами. Это была первая биография, которую я прочитала. Сейчас я понимаю, что, какое бы подробнейшее бытописание Цоя я ни прочитала (даже если бы это был режим его дня), человеком бы он для меня так и не стал — остался бы божеством. Интересно, современные подростки так же боготворят своих кумиров или они более искушенные в этом смысле?

Александр Галин. «Жизнь и смерть Курта Кобейна»

Вторая моя музыкальная биография и вторая любовь всей жизни. Просто надо понимать, насколько это были редкие и ценные книги в те времена. И, конечно же, он тоже был погибшим героем. Почему-то все мои главные боги были к моменту знакомства уже погибшие, и это их увековечило в моем сердце именно вот в таком моменте детского обожания. Никакое трезвомыслие ни к кому из них не применимо с моей стороны. Сейчас, уже будучи внутри музыкального процесса, эти книги очень хочется перечитать заново.

Илья Барамия

Музыкант, продюсер, звукорежиссер, участник дуэта «АИГЕЛ»

Фильмы

«Пинк Флойд: Стена» (1982)

Первый музыкальный фильм, который произвел на меня сильное впечатление. В 9-м классе, в 1989 году, пересмотрел его раз 100, наверное.

«Человек с Mo'Wax» (2016)

Документальный фильм про сложную судьбу Джеймса Лавелля и группы U.N.K.L.E. Очень эмоциональное кино, как лучшие документалки.

«Фрэнк» (2014)

Библия для инди-группы. И смешной, и трагичный.

«Это — Spinal Tap» (1984)

Классика мокьюментари. Когда он вышел, не все поняли, что это художественный фильм. Он провалился, но стал культовым впоследствии.

«Anvil: История рок-группы» (2008)

Фильм о судьбе канадских металлистов, которые входили в пятерку лучших трэш-метал-групп вместе с Metallica, Slayer, Megadeth и Anthrax, но что-то пошло не так.

Книги

Какое-то время назад я совсем перестал читать нон-фикшн, переключившись в основном на биографии групп и музыкантов. Просто перечислю имена.

Мик Уолл. «Black Sabbath. Добро пожаловать в преисподнюю!»

Отличная книга, позволяющая понять 70-е. И прямо с разбором отдельных соло музыкантов.

Миллер Джонатан. «Depeche Mode. Подлинная история» 

Просто было интересно.

Владимир Тихомиров «Сектор газа. ХОЙ! Эпитафия рок-раздолбаю»

Никогда не слушал и не любил эту группу, но читать было интересно

Джон Денсмор. «Riders On The Storm. My Life with Jim Morrison & The Doors»

О The Doors рекомендую читать только книгу барабанщика группы Денсмора. Остальное — шляпа.

Больше избранных книг и фильмов о музыке — в нашем разделе «Источники»