Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
инструкцииhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/instructions/section/219/image/main-6ccacff122c2b18e0976ffebf3cb0949.jpg2020-08-06T20:00Заработок для музыкантов и композиторовКак попадать в саундтреки и получать за это деньги
Инструкции
Читать 33 минуты

Как попадать в саундтреки и получать за это деньги

Материал обновлён 26 ноября 2025 года

В большинстве фильмов, сериалов и рекламных роликов звучит музыка. Ее могут специально заказать под определённый проект либо купить уже готовую музыку у правообладателей. Процесс включения музыки в состав аудиовизуальных произведений называется синхронизацией, а люди, которые этот процесс курируют, — музыкальными продюсерами. Мы попросили представителей этой профессии и других экспертов, занятых в сфере синхронизации, рассказать о том, как устроена их работа и что нужно сделать композиторам и артистам для того, чтобы их музыка прозвучала в кино или на ТВ.

Какая музыка востребована для российских фильмов, сериалов и ТВ-шоу

С 2022 года интерес зрителей к российскому кино постоянно рос — соответственно, увеличивался и объём его производства. За один только 2023 год российские онлайн-кинотеатры выпустили 201 оригинальный проект — в том числе 112 игровых сериалов. Это почти на треть больше проектов, чем годом ранее. 

Денис Шарко 

генеральный директор Sync Lab

За последние три года запрос на локальную музыку вырос, поскольку снимается много контента: фильмов, сериалов, ТВ-шоу, онлайн-шоу и адаптаций зарубежных проектов. Для них нужна совершенно разная музыка. 

С зарубежной музыкой стало сложнее работать из-за проблем с выплатами роялти. Если песня выпускалась на инди-лейбле, который не связан с глобальными музыкальными корпорациями, шанс купить лицензию есть: независимые компании сами принимают решения, сотрудничать с проектом или нет. В этом случае музыкальный редактор должен придумать, как с ними договориться и как им заплатить, а прежде всего он должен уточнить, готовы ли они работать с российским проектом. 

Учитывая, что мы практически не можем использовать зарубежную музыку, взгляд падает в сторону локального репертуара. Когда среди референсов от режиссёра попадаются треки Propellerheads или The Prodigy, ты ищешь, кто у нас может сделать что-то подобное.

Сейчас заметен тренд на 1990-е, много сериалов снимается про этот период — как криминальных, так и комедийных. Музыка того времени очень востребована, её часто ищут и много за неё просят, но с ней бывают проблемы с правовой стороны. Вместе с тем молодые группы всё больше подражают музыке прошлого — тому же синтипопу из 1980-х. Такая музыка вполне может замещать хиты прошлого. Например, в одном сериале будет звучать песня «Девочка-смерть» группы «Твин Пикс». Саунд песни не совсем про 1990-е, но там есть настроение беспробудной тоски и меланхолии, которое характерно для всех этих песен.

Как музыка попадает на ТВ, в фильмы и сериалы

Денис Дубовик

руководитель лейбла «Дружба Музыка», который занимается в том числе синхронизацией (из кейсов — «Полицейский с Рублёвки», «Слово пацана. Кровь на асфальте»)

Обычно этот процесс устроен так:

  1. Режиссёр, продюсер или монтажёр находит референс — музыку (например, скачанную из интернета), которая отлично подходит под монтаж. Далее музыкальному продюсеру нужно очистить права (узнать имена правообладателей, отправить им заявку на использование музыки в ролике, узнать стоимость очистки прав, согласовать музыку с продюсерами и заключить договоры на использование музыки в вашем проекте). Если не удалось очистить референс из-за стоимости или отказов правообладателей в сотрудничестве (что тоже случается довольно часто), необходимо подобрать музыку на замену исходя из выделенного вам бюджета.
  2. После получения монтажа серий, фильма или телепередачи музыкальный продюсер подбирает музыку, которая подходит и укладывается в бюджет проекта.
  3. Иногда референсы ставятся без оглядки на то, что их будут покупать, а как пример того, на что нужно ориентироваться исходя из бюджета. Это в каком-то смысле упрощает  задачу, а в каком-то, наоборот, усложняет, так как довольно сложно подобрать адекватные замены международным хитам.

Часто мы обращаемся за написанием музыки к композиторам со стороны. Также мы можем обратиться к музыкантам и попросить их написать новые песни специально под проект. 

Выбор музыкантов зависит от задачи: в одних случаях это узнаваемый артист, в других — менее узнаваемые, но не менее талантливые. Нам интересно работать с небольшими артистами и музыкантами — во-первых, чтобы нести в массы хорошую и малоизвестную музыку, а во-вторых, стоимость синхронизации в этом случае будет ниже, чем у популярных артистов, а значит, мы сможем купить больше песен. 

Денис Шарко 

генеральный директор Sync Lab

Маловероятно, что я приду к артисту и скажу, что его музыка подходит для всего проекта: у артиста не настолько много подходящего материала, поэтому проще привлечь композитора. Как правило, с композитором контактирует режиссёр: ему легче напрямую доносить свои идеи. Каждый опытный режиссёр работает с одними и теми же специалистами. Музыкальный редактор может быть посредником между режиссёром и композитором только по части референсов.

Ситуация, когда режиссёр или креативная команда просит артиста написать для проекта песню, тоже возможна, хотя такое бывает нечасто. 

По каким критериям музыку отбирают на ТВ, в фильмы и сериалы 

Денис Шарко 

генеральный директор Sync Lab

Креатив проекта ищет треки, подходящие по формату, настроению и звучанию. Если в рекламе нужны топ-хиты, то в сериалах — музыка на подъёме. Создатели сериала как бы говорят: «Мы эту песню заметили, а завтра она, скорее всего, станет мега-хитом». 

Иногда песни попадают в проекты не потому, что мы заранее знаем конкретную группу, а просто потому, что песня подходит нам по тем или иным параметрам. Условно, мы набрали в поиске «солнце, море, карандаш» — и нам выпал трек. Послушали — если смысл подходит, то взяли.

Например, мне очень понравилась группа «Йоло» и их песня «Делай вайб, дядь!». Она прикольная и со словами, и без. Мы её использовали, по-моему, уже в трёх сериалах. Но, кроме этой песни, у ребят пока скромно с репертуаром: у них всего три официальных релиза на «Яндекс Музыке». И я при всём желании не смогу использовать каждый раз одно и то же.

Я бы посоветовал артистам ни на кого не смотреть. Если вы делаете дабстеп или нуар-блюз, то просто продолжайте это делать. Искренность в музыке всегда подкупает. Если у вас оригинальная, неповторимая музыка, то её непросто заменить. К примеру, мне нравится проект «Глум» образца 2020 года, альбом «Мираж» — как говорится, sync-friendly музыка.

Что учитывают музыкальные продюсеры при отборе музыки:

1. Творческие критерии
Жанр и стиль — соответствие тональности проекта.
Эпоха — отражение исторического периода или локации.
Эмоциональное воздействие — усиление нужных эмоций.
Темп и ритм — синхронизация с монтажом (например, динамичная музыка для экшн-сцен).
Текст и контекст песни — слова могут не подходить в сцену, даже если музыка стилистически удовлетворяет параметрам.

2. Технические требования
Хронометраж — соответствие длительности сцены.
Структура трека — наличие удобных точек входа/выхода, инструментальных частей.
Наличие инструментальной версии — без слов.
Качество звука — профессиональный мастеринг, отсутствие артефактов.

3. Права и бюджет
Лицензионная чистота — возможность приобретения авторских/смежных прав.
Стоимость лицензии.

4. Режиссёрское видение и продюсерские ограничения
Утверждённые треки — личные предпочтения режиссёра или продюсера.
Сетевые стандарты (для ТВ) — запрет на мат, агрессивный или провокационный контент.
Практически отсутствует возможность использования зарубежного репертуара, хотя его чаще всего используют как референсы.
Личные отношения с тем или иным правообладателем.

5. Соответствие российскому законодательству

Почему продакшены не генерируют музыку с помощью ИИ

Денис Шарко 

генеральный директор Sync Lab

Правовая база использования сгенерированной музыки ещё не сформирована. Не хочется брать на себя риски, учитывая, что договор оферты, который ты подписываешь, когда заходишь на сайт ИИ-инструмента, может постоянно меняться. И даже если сейчас правовая подоплёка позволяет публичное использование, нет гарантий, что впоследствии ничего не изменится. Могут придумать «радары», которые будут искать генерации и выдвигать претензии за их использование. Бывает, что проблемы с правами возникают и с оригинальной музыкой через несколько лет после выхода проекта. 

При этом мы используем ИИ, чтобы максимально оперативно показать референс, а затем повторяем композицию уже с живыми артистами. 

Как найти музыкального продюсера и прислать ему свою музыку

Денис Дубовик

руководитель лейбла «Дружба Музыка», который занимается в том числе синхронизацией (из кейсов — «Полицейский с Рублёвки», «Слово пацана. Кровь на асфальте»)

К сожалению, в России мало музыкальных продюсеров (если быть точным — Music Supervisors, но у нас в стране это название пока не прижилось). Половина из них работает при телекомпаниях, другие — в продакшенах, остальные — в свободном плавании (в рекламных агентствах или агентствах по синхронизации — например, Sync Lab). 

Чтобы узнать имена музыкальных продюсеров, нужно смотреть титры фильмов, сериалов и передач, а дальше включать навыки сыщиков. Некоторые музыканты пишут на общий ящик телеканала, после чего эти письма попадают ко мне. Кто-то связывается со мной, получив контакт от знакомых. И неважно, как ваша песня оказалась у музыкального продюсера — через имейл, найденный в общем доступе, или через знакомых. Это никак не влияет на судьбу музыки, так как первично то, как она звучит в кадре, насколько она подходит для того или иного проекта.

В письме музыкальному продюсеру должна содержаться только основная информация об артисте: название проекта, город проживания, стиль музыки. Награды, клипы, фото — всё это лишнее. Обязательно оставляйте в письме свои контакты (телефон, почту). 

Кроме того, в письме необходимо указать ссылку на музыку, источник, где её можно послушать и при необходимости скачать. Никаких вложенных файлов и ссылок на платные стриминг-сервисы. Если музыкальному продюсеру понравится ваша музыка, он скачает её себе в архив и использует, когда потребуется. По ссылке должно быть 1–3 трека в MP3-формате, не больше. Не нужно присылать всю вашу дискографию. Кроме того, идеально, если в метаданных аудиофайлов будет ваша контактная информация.

Если присланные вами песни понравятся музыкальному продюсеру, вас попросят прислать ещё. Присылайте только те песни, которые, по вашему мнению, подойдут конкретному музыкальному продюсеру. Если вы увидели его имя и фамилию в финале ситкома, не нужно присылать такому человеку драматическую музыку. Посмотрите, чем найденный вами музыкальный продюсер занимался раньше и что ему могло бы подойти. Если музыкальный продюсер почувствует, что вы понимаете, на каких проектах он специализируется, он с большей вероятностью уделит вам время.

Не делайте холодную рассылку всем адресатам, которых вы нашли. Пишите каждому индивидуальное письмо

Подойдут ли песни с семплами? А с матом? Мои треки могут украсть? Зачем присылать тексты песен? Что делать, если музыкальный супервайзер не отвечает? Советы артистам — в книге Дениса Шарко «Музыкальный редактор. Как музыка попадает в кино и сериалы?»

Всегда сообщайте, кому принадлежат права на музыку, которую вы присылаете. Некоторые музыканты подписывают договоры на выпуск фонограмм на лейблах и не очень понимают, какие права у них остаются. Это часто вносит неразбериху и путаницу, после чего работать с артистом вряд ли будут еще раз. Вообще, проблема большинства музыкантов в том, что они мало знают о своих правах: какие они, как ими пользоваться и как получать выгоду.

Подробнее о правах музыкантов

Как устроено сотрудничество с лейблами и аудиобиблиотеками

Денис Дубовик

руководитель лейбла «Дружба Музыка», который занимается в том числе синхронизацией (из кейсов — «Полицейский с Рублёвки», «Слово пацана. Кровь на асфальте»)

Я работаю и с аудиобиблиотеками, и с лейблами. Плюс хорошего лейбла для артистов в том, что он предлагает их музыку музыкальным продюсерам, так как знает людей, работающих в сфере телевизионного и кинопроизводства. Молодые лейблы или цифровые дистрибьюторы тоже стараются это делать, но у них нет опыта и нет контактов, а иногда и самих прав на музыку, которую они выпускают. 

Чем крупнее лейбл, тем лучше его сотрудники знают рынок и ценообразование и тем проще с ними договориться. Артисту стоит заключать контракт с тем, кто умеет управлять активами группы — правами и записями; тем, кто, с одной стороны, отстаивает интересы группы, а с другой — понимает рынок и знает, когда «не нужно наглеть», так как у нас в стране молодые музыканты, в отличие от западных коллег, как правило, не привыкли думать наперед. 

К сожалению, большинство аудиобиблиотек, с которыми работают музыкальные продюсеры, закрыты для обычных людей, зарегистрироваться в них у вас вряд ли получится. Тем не менее представители архивов с музыкой периодически ищут молодых композиторов и группы, чтобы разместить их музыку в той или иной аудиобиблиотеке

Молодым музыкантам нужно понимать, что музыкальные библиотеки — это ресурс не для популяризации имени артиста, а для заработка вдолгую.  Музыка из библиотеки может попасть в кино или в сериал, и автор всю жизнь будет получать отчисления за авторские права (а его наследники — еще 70 лет после смерти композитора), плюс вам может выпасть шанс попасть в официальный саундтрек того или иного проекта, и вот тут уже артиста может заметить широкая аудитория.

Сегодня слушатели умудряются найти в интернете чуть ли не все треки из сериалов, после чего начинают выкладывать понравившиеся композиции у себя в соцсетях и не только. Так что есть вероятность, что рядовые зрители заметят вас и помогут распространить вашу музыку, если их зацепит песня, которая попала в проект из библиотеки.

Денис Шарко 

генеральный директор Sync Lab

Российские продакшны больше не могут работать с библиотеками от мейджоров — Universal Production Music Library, библиотекой из семьи Sony Music и рядом других. Но есть библиотеки поменьше, которые тоже сами принимают решения о сделках и могут работать через дистрибьюторов. Уточняйте, работает конкретная библиотека с Россией или нет. 

Существуют и российские аудиобиблиотеки: например, Legio Sound & Music — у них есть и звуки, и музыка, а также «Звукобаза». Мы развиваем свою площадку Sync Lab.

Музыка в аудиобиблиотеке должна быть хорошего качества, она разложена на стемы (не всегда, но такая опция встречается всё чаще), есть разные версии с вокалом и без. Как правило, это настроенческая, не популярная музыка, которая не звучит по радио. 

Некоторые треки из библиотек попадали в проекты и становились популярными. Один из ярких примеров — музыка из передачи «Орёл и Решка», которая потом стояла у многих людей на рингтбэктонах, она стала очень известной. Но это точечные случаи, на которые библиотеки не рассчитывают. Они не продвигают эту музыку в качестве уникальных произведений в каталогах — они просто продают лицензию на синхронизацию. В зависимости от того, куда попадает музыка, суммы за использование могут быть такими: 6−10 тысяч рублей для телевизионной программы, 15−20 тысяч для сериала, 50−100 тысяч для рекламы.

Некоторые сериалы выходят только с музыкой из библиотек. Зритель чаще всего не замечает, что трек уже был в другом проекте, но я это слышу, потому что постоянно с этим работаю. То же самое с библиотекой звуков. Когда я работал звукорежиссёром (20 лет назад), мне запомнился один характерный скрип тяжёлой металлической двери на петлях, который мы часто использовали в аудиороликах. Я до сих пор слышу его в наших и зарубежных фильмах. 

Сколько можно заработать на синхронизации

Денис Дубовик

руководитель лейбла «Дружба Музыка», который занимается в том числе синхронизацией (из кейсов — «Полицейский с Рублёвки», «Слово пацана. Кровь на асфальте»)

Заработок кинокомпозитора в сериале может варьироваться от 30 до 150 тысяч рублей за серию длиной в 25–45 минут — в зависимости от сложности задач, количества музыки, опыта композитора. 

Работая над крупнобюджетным фильмом, композитор зарабатывает, как правило, от 200 тысяч до 1 миллиона рублей, впрочем, его гонорар может быть и выше. При этом смежные права создатель музыки отчуждает продакшену, авторские остаются за композитором. То есть композитор, написавший музыку для конкретного проекта, больше не вправе использовать эти произведения где-либо еще, но вправе получать авторские отчисления. Плюс есть вероятность выпуска саундтрека, с которого также идут авторские отчисления и повышается индекс узнаваемости композитора.

Заработок менее известного музыканта или группы за синхронизацию в сериал может составлять от 1 до 30 тысяч рублей. Но при этом все права остаются у музыкантов и они могут эту же песню синхронизировать и дальше, неограниченное количество раз. Также музыканты получают авторские отчисления (учитывая, что тот или иной сериал будут показывать, вероятно, еще лет 30–50 и всегда будут отчисления, это весьма выгодно), и есть возможность попасть в саундтрек (вот тут будут не только авторские отчисления, но и деньги за смежные права).

Права на музыку известного артиста (например, входящего в топ-20 Apple Music) или популярные хиты 1960–90-х могут стоить от 50 до 250 тысяч рублей за синхронизацию. Многие наследники авторов песен, известных нам с детства, живут только за счет синхронизаций.

Если молодые артисты принимают условия музыкального продюсера, то велика вероятность, что к ним обратятся снова. 

Важно учитывать, что всегда есть группы, которые играют не хуже вас, конкуренция высокая. Также нужно понимать, что бюджеты у разных каналов и кинокомпаний могут сильно отличаться. Глупо предполагать, что канал, находящийся на нижних строчках рейтинга, имеет такие же бюджеты, что и топовые компании. Или наоборот — что у фильма известного режиссера мизерный бюджет. Да, исключения бывают, но нечасто.

Торговаться можно, но делать это стоит аккуратно, так как музыку молодого артиста могут легко заменить на треки другого или на файл из библиотеки (что еще дешевле). Иногда у телеканалов бюджет на музыку бывает мизерным (из-за перерасходов на съемках и других проблем), и я сразу сообщаю музыкантам, что в данный момент мы можем предложить им лишь небольшую сумму. Это понимают и многие большие артисты, зная, что участие в сериале может быть важным для имиджа, а падение в гонораре они компенсируют на других проектах.

Опять же — молодым артистам нужно с чего-то начинать. Никто не запрещает честно спросить — а можно ли увеличить гонорар? Но лучше не наглеть, так как о вас создастся определенное мнение, а потом пойдет негативная молва (многие музыкальные продюсеры общаются друг с другом), и будет проблематично что-то исправить.

Денис Шарко 

генеральный директор Sync Lab

Цена за трек, созданный специально под проект, варьируется. Если нанимают композитора, то ему платят за весь проект. Стоимость композиторской работы зависит от количества серий. В среднем цена составляет 100 тысяч за серию. Композитор сначала ищет референсы, звучание, затем приступает к работе, переделывает, сокращает, добавляет — это довольно кропотливый процесс. 

Стоимость синхронизации готового трека в сериал или фильм зависит от объёма использования. За однократное использование трека более-менее известной группы получится договориться на 100 тысяч рублей. 200–300 тысяч — это уже довольно много, потому что бюджет ограничен. К примеру, у меня есть 3−5 миллионов рублей на 20 серий. Получается, что на серию можно потратить 250 тысяч рублей. А если одна песня будет стоить 250 тысяч, то из 25 минут серии 24 минуты окажутся без музыки. 

Вместе с тем есть ребята, которые готовы попадать в сериалы и за 10−20 тысяч рублей. Это определённая возможность, новый опыт, который, может быть, куда-то приведёт. 

Суперсила музыкального редактора в том, что он может регулярно приходить к музыканту с запросами. Ставить ценник миллион рублей за песню смысла нет, к вам больше не обратятся. И синхронизация не мешает остальным делам артиста — концертам, сборам со стримов. Вы просто подписываете договор, возможно, некоторое время вас с ним помучают юристы продакшна, а потом придут деньги.

Как синхронизация помогает вырасти начинающему артисту

Денис Шарко 

генеральный директор Sync Lab

Я принимал участие в сериале «Жить жизнь», где в конце второго сезона звучит песня Далуны «Я бы выбрала её». Когда сериал только выходил, у трека было 55 шазамов, через год их стало почти 16 тысяч.

Или вот трек Kalashnikova «Dance», который звучал в сериале «Беспринципные» в 2022 году. Изначально у него было около 10 шазамов. За три с половиной года трек набрал 26 тысяч шазамов, 10 тысяч из них — в первые три месяца после премьеры.

Многое зависит от того, куда именно музыка встаёт в кино или сериал. Нередко молодые артисты попадают со своими треками на фон: к примеру, герои сидят в кафе, и там тихо играет музыка. А если песня звучит, когда герой что-то делает под эту музыку, то получается почти готовый клип. Когда музыка звучит непосредственно в кадре, эта история работает мощнее: трек сразу шазамят или нажимают на паузу в онлайн-кинотеатрах — и тогда на экране всплывает подпись, что это за трек. Хорошо, если музыка указана в титрах — желательно в начальных, а не в конечных. 

Безусловно, если трек звучит лейтмотивом нескольких серий, это влияет на повышение его узнаваемости. Я обычно говорю начинающим артистам: «Ребята, вам заплатят 40 тысяч, но если вашу песню хотят использовать в течение всего сезона, то это прекрасный шанс. Вы не заработаете денег, но это удача, которая может не выпасть в другой раз». Попадание музыки в кино или сериал — хороший инфоповод для артистов. 

Может ли ещё российская музыка попадать в зарубежные проекты

Денис Шарко 

генеральный директор Sync Lab

Такие истории всё ещё возможны. К примеру, в этом году вышел фильм «Пойман с поличным» Даррена Аронофски, это гангстерская комедия. И там в одной сцене на свадьбе мафиози в Нью-Йорке играет песня Шуры «Don-don-don».

Это направление синхронизации и раньше было не слишком распространённым, сейчас же случаи использования российской музыки в зарубежных проектах совсем редки. 

Что нужно знать о правовых аспектах синхронизации

Денис Шарко 

генеральный директор Sync Lab

В последние три года стали уделять ещё больше внимания корректному оформлению документов, подтверждающих права на песни, собирать полные цепочки договоров. Это, к сожалению, немного усложняет процесс лицензирования, но без этой работы не обойтись. 

Многие люди оказываются к этому не готовы: к примеру, кто-то работает друг с другом в группе по дружбе, и на этапе подписания лицензионного договора могут начаться недоразумения. Музыкантам важно держать документы в порядке, всё фиксировать и отслеживать изменения — в том числе с помощью надёжного менеджмента.

Кирилл Марковский

юрист в музыкальной индустрии

Для обозначения видеоконтента (в том числе, с музыкой) в Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ) предусмотрен специальный термин — «аудиовизуальное произведение» (далее — АВП).

К АВП относятся художественные фильмы, телевизионные сериалы, музыкальные клипы, документальное кино, рекламные ролики, тизеры. Этим термином мы будем пользоваться ниже при разговоре об особенностях договоров, которые композиторы заключают с производителями видеоконтента.

Как предоставляют права на готовые треки в кино

Кирилл Марковский

юрист в музыкальной индустрии

Уже существующие песни или инструментальные композиции попадают в фильмы и телесериалы путем заключения лицензионного договора между правообладателем (композитором, музыкантом, исполнителем, лейблом) и заказчиком. 

В АВП лицензируются как авторские права (на произведение), так и смежные (на исполнение или фонограмму). Поэтому, если авторские права находятся у автора или издательства, а смежные права — в управлении музыкального лейбла, вам придется заключать два договора.

Однако важно понимать, что, попадая в видеоконтент, фонограмма перестает считаться таковой в силу ограничений, установленных ГК РФ, и начинает считаться просто аудиодорожкой в составе АВП. Это делается для того, чтобы у продакшен-компании не возникло еще и смежных прав на все звуки и песни, которые прозвучали в кино. Поэтому дальнейших отчислений от Всероссийской организации интеллектуальной собственности (ВОИС) ни исполнители, ни изготовители фонограмм не получают.
 

О том, как работают РАО и ВОИС, читайте в нашей инструкции

Основные условия договоров для синхронизации готовой музыки в фильмы, телесериалы и передачи сводятся к следующему:

  • Это простая (неисключительная) лицензия, то есть правообладатель вправе заключать договоры в отношении этой же композиции и с другими кинокомпаниями, продакшен-компаниями и не только;
  • Срок использования музыки: как правило, весь срок охраны авторских прав (равный всей жизни автора + 70 лет, считая с года, следующего за годом его смерти) и смежных прав (равный 50 годам, считая с года, следующего за годом записи фонограммы);
  • Территория использования музыки: обычно территория всех стран мира;
  • Хронометраж: длительность звучания музыки в видео;
  • Количество использования: однократное включение музыки или многократное.

В кино- и телевизионной продукции изготовители АВП, как правило, рассчитывают на долгосрочное и разноплановое использование музыки.

Как предоставляют права на киномузыку, написанную на заказ

Кирилл Марковский

юрист в музыкальной индустрии

Если композитор пишет музыку специально к фильму или телесериалу, то ГК РФ закрепляет за музыкантом статус одного из авторов аудиовизуального произведения, наряду с режиссером-постановщиком и автором сценария

На Западе кинокомпании заключают c композитором договор о работе по найму (work made for hire), по итогам которой кинокомпания получает статус автора и все права на использование музыки. Российский закон допускает заключение с кинокомпозитором как договора об отчуждении исключительного права на композицию, так и лицензионного договора. Однако по умолчанию такой договор будет считаться договором об отчуждении исключительного права (если в нем не будет особого указания на его лицензионный характер). Конечно, стороны могут договориться и заключить лицензионный договор, но для таких договоров действуют особые правила:

  • Композитор не может включить в договор условия, ограничивающие использование музыкальной композиции в составе АВП (такое правило призвано обеспечить кинокомпанию всеми правами для использования АВП в целом);
  • Композитор вправе лишь ограничить срок и территорию использования музыкальной композиции в составе АВП.

 В большинстве случаев такая лицензия будет исключительной, так как кинокомпания не заинтересована в том, чтобы вы давали лицензию на использование этой музыки еще кому-то (все-таки это музыка, написанная специально для фильма).

Все указанные выше ограничения продиктованы защитой интересов кинокомпании как продюсера, то есть изготовителя АВП, который несет наибольшие риски в киноиндустрии.

Кроме того, не стоит забывать, что кинокомпозитору как одному из трех авторов АВП принадлежит право на вознаграждение за частное копирование видеопродукта в соответствии со ст. 1245 ГК РФ. В миру этот сбор называют «налогом на болванки». Этот «налог» на регулярной основе взимается с импортеров и изготовителей аудио- и видеооборудования (пустых дисков, флешек, смартфонов и не только), а затем исчисляется и платится конкретным правообладателям (то есть создателям АВП).

Собирает такое вознаграждение Российский союз правообладателей (РСП), 40% «налога на болванки» идет трем авторам АВП, остальные 30% распределяются исполнителям (актерам), исполнение которых зафиксировано в АВП, и еще 30% — изготовителю АВП. Поэтому для выплаты этого вознаграждения композитору важно зарегистрироваться в РСП и подписать договор с его представителями.

Подробности — на сайте РСП.

К сожалению, предсказать точную сумму вознаграждения, которое вы получите от РСП как один из авторов АВП, невозможно. Средних расценок по рынку тоже, увы, не существует.

Как выплачивают роялти за публичное исполнение

Кирилл Марковский

юрист в музыкальной индустрии

Авторы музыкальных произведений, включенных в АВП, имеют право на роялти при публичном исполнении АВП либо его сообщении в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции.

Такие роялти выплачиваются авторам через РАО, поэтому авторам необходимо зарегистрироваться в этой организации и заявить в ней свои композиции. 

Правом на выплаты от РАО обладают не только авторы, которые специально писали музыку для АВП, но и авторы звучащих в кино или сериале готовых композиций (например, хитов, включенных в саундтрек). Более того, право на такие выплаты сохраняется, даже если автор не обладает исключительным правом на свое произведение. 

Иными словами, даже при отчуждении композитором исключительного права на музыку кинокомпании он все равно получит роялти от РАО, если фильм будет транслироваться по ТВ или показываться в кинотеатрах.

РАО собирает с пользователей вознаграждение для авторов по определенным ставкам. Актуальные ставки можно посмотреть на сайте РАО

Так, для сетевых кинотеатров ежемесячный платеж в РАО составляет 0,8% от продажи билетов, а если сеанс благотворительный, прокатчик ничего не платит. Собранное с него вознаграждение позже распределяется между авторами.

К сожалению, указанные роялти на протяжении нескольких лет являются предметом спора в индустрии: киносети считают эти выплаты дополнительной финансовой нагрузкой, а режиссеры и сценаристы указывают на неравенство прав композиторов и остальных авторов АВП. Большинство подобных споров обычно решаются в судах, и закон, как правило, редко становится на сторону плательщиков.