Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/514/image/article-9bf8241c2becd3b4dd1ec8e80d053f95.jpgКарина Бычкова, Илья Гарькуша2022-01-28T16:35Комментарии и рекомендации юриста и музыкальных менеджеровРазбираем конфликт группы «Тараканы!» и бывшего менеджмента
Разбираем конфликт группы «Тараканы!» и бывшего менеджмента
Комментарии и рекомендации юриста и музыкальных менеджеров
Источник: instagram.com/tarakany_ru

Разбираем конфликт группы «Тараканы!» и бывшего менеджмента

Комментарии и рекомендации юриста и музыкальных менеджеров
Источник: instagram.com/tarakany_ru

«Тараканы!» ведут спор с бывшими менеджерами группы Валерием и Надеждой Чернышевыми уже почти два года. За это время стороны несколько раз встречались в суде, и Чернышевы проиграли разбирательство. Несмотря на то что суд уже вынес решение, конфликт не угасает до сих пор и на прошлой неделе получил публичную огласку. «Бывший менеджер (речь идет о Валерии Чернышеве. — Прим. „ИМИ.Журнала“) присвоил деньги музыкантов, проиграл суды, рассылал анонимные послания, шантажировал, угрожал и пытался сорвать юбилейный тур», — говорится в заявлении группы. В посте-реакции Надежда Чернышева не соглашается с предъявленными обвинениями и подробно описывает ситуацию со своей стороны. «ИМИ.Журнал» спросил у менеджеров Екатерины Полищук (Марьяна Ро, Тони Раут) и Алины Голубевой («Синекдоха Монток», ИльяМазо), насколько подобные истории типичны для российской музыкальной индустрии и как их можно избежать, а также попросил прокомментировать конфликт юриста Елену Гладкову.


Екатерина Полищук

Музыкальный менеджер

К сожалению, многие специалисты музыкальной индустрии и творческие люди часто вообще не обсуждают договоренности между собой. В итоге это приводит к постоянным конфликтам, потому что у сторон могут быть совершенно разные представления о том, кто сколько тратит и кому сколько полагается. Проговорить четкие финансовые и другие существенные условия совместной работы и прописать их в договоре — отправная точка сотрудничества, это краеугольный камень любого профессионального менеджмента, особенно в индустрии, где продуктом является такое нематериальное и субъективное явление, как музыка. Должно быть обговорено все: передача лицензий, запись расходов, расчет вознаграждения, причем так, чтобы всем было все кристально ясно. Если это не было сделано в самом начале работы, значит, надо обговорить это в момент роста артиста. Если у группы есть не учтенные официально расходы, надо обсудить начало их учета. Когда все разругаются, будет слишком поздно.

В моей практике подобных ситуаций не было, но у меня есть коллеги-менеджеры, которые сознательно отказываются юридически фиксировать свои отношения с артистами (частично или полностью), потому что считают, что это нарушает творческую атмосферу или разрушает дружбу. Желаю им только удачи, чтобы их отношения с артистами не ухудшились. 

Не мое дело расценивать, кто прав и кто виноват с моральной точки зрения. Технически тут только один недостаток — отсутствие четких финансовых условий и системы расчетов. Нужно всегда официально учитывать любой аванс и любые расходы при расчете вознаграждения артиста. Если артист не согласен нести какие-то расходы, то нужно четко проговаривать, что они — личная ответственность менеджера без ожидания возврата. «Общак» — нормальная практика расходов, опять же в том случае, если все поступления и траты четко зафиксированы. Либо это может быть небольшой процент — например, не больше 20% от всех доходов. 

Затыкать дырки в финансовых расходах артиста — нормальная практика, только если кредитование официально закреплено и потом рефинансируется. Если вы верите в потенциал музыканта и хотите показать свое отношение, то в удачный момент занятые деньги или погашенные расходы — отличный способ показать свою лояльность и поддержку.

Помните: любая сумма, которую для вас критично потерять, должна быть официально зафиксирована в расходах. Если вы платите за артиста и не вносите это в официальные отчеты, будьте морально готовы, что этих денег вы можете больше не увидеть. И даже если вы кому-то перевели деньги просто по-дружески на карту, советую не удерживать их из доходов и просить артиста так же неформально закрыть долг, как он был выдан. Потому что отчеты должны быть идеальны, налоговую и судей не интересуют ваши просьбы от артистов в стиле «займи пятерку до роялти, а потом просто забери себе». 

Алина Голубева

Музыкальный менеджер и промоутер

Я уверена, что большинство независимых музыкальных проектов в России работают с менеджментом без официальных документов, на честном слове. Думаю, это медленно меняется с появлением статуса «самозанятого», упрощением некоторых процессов и череды подобных кейсов. 

Каждую скандальную ситуацию в музыкальном поле за последние пару лет я воспринимаю как очень плохое кино и каждый раз не могу поверить в то, что люди на человеческом уровне не могут прийти к решению тех или иных вопросов. Я не знаю никого из участников конфликта и не могу дать оценку исходя из постов, потому что мы никогда не узнаем полную объективную картину — может, ее вообще нет. Но все это довольно гнусно и бесчеловечно. 

Мне известны другие случаи «кредитования» музыкальных проектов с последующими печальными исходами, но печальными они становятся ровно в тот момент, когда не подписываются документы, имеющие юридическую силу. Я считаю нормальным «вкладываться» в свой проект — неважно, какими ресурсами, — но все эти штуки, конечно, нужно обсуждать заранее четко и ясно и в идеальном мире, конечно, подкреплять документами.
 

Елена Гладкова

Юрист

Разбор конфликта

Спор группы «Тараканы!» и их бывшего менеджмента тянется уже два года и из привычных для индустрии перестановок внутри коллектива превратился в череду судебных исков. Судя по описанию ситуации от обеих сторон, причиной последнего разбирательства стали юридические ошибки, допущенные за время совместной работы.  

Скорее всего, в договоре, если он был заключен, не было подробного описания прав и обязанностей сторон, особенно в части про выплаты и вознаграждения. Теперь и группа, и менеджмент пытаются закрыть пробелы в соглашении, ссылаясь на законодательство и понятия вроде «неосновательное обогащение» (получение выгоды за счет другого человека без совместных договоренностей или законных оснований. — Прим. «ИМИ.Журнала») или «роялти». При этом постфактум установить, о чем участники конфликта договаривались между собой на словах, уже невозможно. Главное доказательство начисленного вознаграждения (полная сумма выплат артистам и менеджменту. — Прим. «ИМИ.Журнала») и расчетов между артистом и менеджментом — регулярная отчетность, например ежемесячная или поквартальная. Часто внутри коллектива договариваются об отчетных периодах, по которым музыкантам дают статистику по всем статьям доходов и расходов, которые потом фиксируются в актах сверки (документ с расчетами за определенный период между двумя сторонами. — Прим. «ИМИ.Журнала»). Ситуацию усложняют некорректные расчеты с подрядчиками: оплаты проходили наличными, без подтверждающих документов и никак не фиксировались. 

Также стоило сразу зафиксировать финансовые условия: кто получает и распоряжается деньгами группы, как учитываются предоплаты и вознаграждения сторон и разграничиваются полномочия внутри коллектива. По закону менеджер группы не обязан автоматически собирать вознаграждение артиста и распоряжаться им в одностороннем порядке: любые вопросы с деньгами должны решаться по обоюдному согласию сторон.

Один из главных активов любого артиста — интеллектуальная собственность. В договоре должен быть расписан порядок управления каталогом артиста. Нередко музыканты дают менеджерам исключительную лицензию на треки, после чего они вступают в договорные отношения с любыми подрядчиками, посредниками или лейблами от своего имени, представляя интересы музыканта. Упомянутое в тексте «присвоение атрибутики группы», вероятнее всего, относится к средствам индивидуализации (общее понятие для товарных знаков, фирменных наименований и коммерческих обозначений в Гражданском кодексе. — Прим. «ИМИ.Журнала») и доменам. Довольно часто лейблы или менеджмент регистрируют товарные знаки и сайты артистов на себя, из-за этого при прекращении совместной работы музыканты не могут использовать привычную символику и полноценно заниматься творчеством, так как они не являются ее правообладателем. При этом правообладателем торгового знака «Тараканы!» является фронтмен группы.      

Помимо финансов и вопросов авторского права, стоит всегда четко прописывать порядок прекращения совместной работы. Лучше сразу определить все основания, в том числе и односторонние, для расторжения договора и сроки, в которые нужно отправить предварительное уведомление. Также стоит обозначить результаты расставания: «золотые парашюты» (выплата, которую менеджеры получают в ряде случаев при увольнении или отставке. — Прим. «ИМИ.Журнала»), компенсацию расходов, связанных с расторжением, порядок взаиморасчетов и ответственность за уклонение от исполнения обязательств.    

В любом конфликте довольно сложно сказать однозначно, кто виноват. Ситуация с группой «Тараканы!» наглядно показывает, что даже обращение в суд не всегда приводит к разрешению спора: решение о выплате денежных средств не было исполнено, и ни артисты, ни организаторы концертов не получили свои деньги, так как представитель менеджмента группы признал себя банкротом. Несмотря на то что судебные приставы обязаны взыскать деньги по решению суда, невозможно это сделать, если на счетах нет средств. 

Конфликт между группой «Тараканы!» и их менеджментом — показательный пример того, как серия ошибок в процессе многолетнего сотрудничества привела к тупиковой ситуации. Помимо всего прочего, теперь затронута и репутация каждой из сторон. Сейчас установить, что из бывших активов коллектива можно отнести к необоснованному обогащению, какой размер вознаграждения действительно причитался каждой стороне и на каких условиях можно было бы сделать взаиморасчет, фактически невозможно. На данном этапе они могут лишь пойти на компромисс и попытаться найти приемлемые условия для полноценного расторжения отношений.

Рекомендации менеджерам и артистам

При заключении договора стороны всегда рассчитывают на успешное сотрудничество, а в худшем случае — на мирное расставание без взаимных претензий. К сожалению, практика часто подтверждает обратное.

С юридической точки зрения можно дать артистам и менеджерам несколько советов: 

  • Самое базовое правило: выбирайте надежных партнеров. Менеджерам стоит внимательно подбирать артистов, а артистам — менеджеров. 
  • С любым, даже проверенным, партнером нужно заключать договор, полноценно регулирующий как минимум следующие аспекты: вознаграждение и другие финансовые условия сотрудничества, перечень объектов интеллектуальной собственности артиста, права и обязанности сторон, бухгалтерская отчетность и проведение сверок, порядок выплаты вознаграждений и удержаний из него, порядок коммуникации с подрядчиками и порядок принятия решений по вопросам продвижения музыканта, полномочия по распоряжению правами на интеллектуальную собственность, вопросы представительства интересов артиста, ответственность за нарушение договоренностей, порядок расторжения договора, штрафы и компенсации.
  • Если нужно, своевременно меняйте условия совместной работы или применяйте санкции к партнеру при нарушении договоренностей.
  • Попробуйте урегулировать возникший конфликт в досудебном порядке или найдите компромисс. 
  • Если спор дошел до судебного разбирательства, обратитесь за защитой и используйте все имеющиеся доказательства и аргументацию, подтверждающие вашу позицию.
  • Если исполнить решение суда невозможно, вернитесь к поиску компромиссного решения с вашим партнером.