
Что происходило с российской музыкальной индустрией в 2000-х: рассказывает сооснователь журнала «ОМ» Андрей Бухарин
На смену ностальгии по 1990-м пришло осмысление 2000-х: музыкальный критик и один из основателей журнала «ОМ» о популярной культуре Андрей Бухарин составил для Esquire гид по российской музыкальной индустрии нулевых. Мы выписали ключевые цитаты этого материала.
-
«Августовский дефолт смел прежних игроков [музыкального рынка], а свято место, как известно, пусто не бывает, и на смену им из сумрака вышли пираты, накопившие за годы бесконтрольного тиражирования компакт-дисков какие-то капиталы, наладившие производство и дистрибуционные сети по всей стране. Некоторые из таких компаний легализовались и превратились в уважаемых участников рынка».
-
«Тиражи компакт-дисков брали все новые высоты — как раз до 2008 года, когда проблемы на финансовых рынках совпали с приходом поколения, фанатично качавшего музыку из интернета и оккупировавшего только появившуюся сеть “ВКонтакте”».
-
«Если на время оставить в стороне русскую поп-музыку, главными именами 2000-х были Земфира и “Мумий Тролль”, хоть родом они и из предыдущего десятилетия. А третьим элементом нулевых стал Сергей Шнуров. И именно Шнуров стал самым востребованным артистом на частных вечеринках, олигархических и корпоративных».
-
«Корпоративы — характерная примета того времени, когда артисты наконец-то начали зарабатывать приличные деньги, но играя не открытые концерты, а выступая на личных или корпоративных праздниках. Недаром Шнуров распустил свою группировку “Ленинград” именно в 2008 году, когда финансовый кризис нанес удар и по корпоративам тоже».
-
«Важной и болезненной точкой для нашей рок-музыки в 2000-е стало появление “Нашего радио”, созданного Михаилом Козыревым в конце 1998 года и на десятилетие определившего колею, по которой двигался русский рок. Те принципы форматирования радиоэфира, которые применял учившийся этому в Америке Козырев, заодно отформатировали и звучание русского рока»
-
«Наблюдая сегодняшний невероятный бум русского хип-хопа и бесчисленных фрешменов, как горох высыпающих на сцену, вспоминаешь, что жанр родился не сегодня, как можно было бы подумать, и даже не вчера. И одна из причин ажиотажа — эффект отложенного спроса, так как все эти годы русскому рэпу не удавалось пробиться к по-настоящему широкой аудитории. И нулевые в этом смысле сделали немало».
-
«Главным достижением отечественной популярной музыки стал проект, крайне далекий от мафиозной атмосферы главных продюсерских кланов. [Дуэт] t.A.T.u. порвал не только российские, но и мировые чарты, став единственным реальным примером успеха отечественных артистов на интернациональном рынке».