Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/520/image/article-de64e44fbefe0e4966c6281318756797.gifКарина Бычкова, Леша Горбаш2022-02-09T17:10Комментируют представители сторон и юристПочему спор Believe и Atlantic Records важен для индустрии
Почему спор Believe и Atlantic Records важен для индустрии
Комментируют представители сторон и юрист
Источник: Giphy

Почему спор Believe и Atlantic Records важен для индустрии

Комментируют представители сторон и юрист
Источник: Giphy

На днях завершился судебный процесс по иску Believe к лейблу Atlantic Records Russia. В июле 2021-го компания обратилась в суд, когда узнала, что артист The Limba, ранее сотрудничавший с Believe, выпустит новый альбом «Anima» под брендом Atlantic. Второго февраля суд вынес решение и не удовлетворил иск Believe. Стороны прокомментировали «ИМИ.Журналу» исход дела, а юрист Вадим Хохлов объяснил, почему Believe было важно обратиться в суд и какое значение иск имеет для индустрии.


Что случилось

Как заявляет Believe, компания заключила с артистом The Limba договор, согласно которому она владеет преимущественным правом (оно позволяет получить определенные преимущества при заключении сделки. — Прим. «ИМИ.Журнала») на альбом «Anima». Поэтому Believe обвинила Atlantic Records Russia в переманивании музыканта и недобросовестной конкуренции. Но, как отмечают представители Atlantic Records, артист был вправе заключать лицензионные соглашения с другими лейблами, а сам The Limba уточняет, что выполнил все свои обязательства перед Believe. По итогам разбирательства суд не нашел в действиях Atlantic Records Russia признаков нарушения закона.

«Я очень рад решению суда и увлечен совместной работой с Atlantic Records Russia и его артистами. Мы отлично сотрудничали с Believe, выполнили все условия договора, но мы не хотели продолжать работать на тех же условиях. Believe перестали платить роялти по предыдущему моему альбому, хотя по ним у них нет ко мне никаких претензий. Хочу ли я дальше работать с таким дистрибьютором? Конечно, нет», — высказал мнение и сам The Limba. 

Мы уточнили у представителей Believe, соответствует ли заявление артиста действительности, а также попросили их прокомментировать исход дела.

Believe

дистрибьютор

Основными принципами Believe являются прозрачность и честность в работе с партнерами, поэтому мы по-прежнему считаем, что практика переманивания артистов при действующих контрактах не способствует добросовестной конкуренции и нарушает базовые принципы бизнес этики и взаимоуважения в нашей индустрии

Все текущие и последующие юридические шаги, которые предпринимает Believe, направлены исключительно на развитие и поддержку среды для здоровой конкуренции и защиту прав всех игроков рынка.

Мы выполнили все свои обязательства по договору с артистом. Более того, его новый альбом, вышедший на другом лейбле, был представлен ранее команде Believe и стриминговым платформам в рамках нашего договора. Поэтому еще раз хотим подчеркнуть, что заявления артиста не соответствуют действительности.

Советы музыкантам от главы российского подразделения Believe Виктории Синявской 

Бахтияр Алиев (Bahh Tee)

глава Atlantic Records Russia

Не могу разглашать условия нашего сотрудничества с The Limba, это коммерческая тайна. Но суд изучил условия нашего договора и не счел, что мы недобросовестно переманили артиста лучшими условиями.

Этот иск имеет большое значение для индустрии, потому что такие дела редко доходят до суда. У нас не сильно большая судебная практика на эту тему, поэтому подобные иски говорят о том, что право работает и по части защиты артистов, бизнеса и музыкальной индустрии. Артисты и лейблы всегда могут пойти в суд — и государство будет на стороне правды.

Я считаю, что конкуренция — это хорошо, она двигатель прогресса. Когда конкуренция становится недобросовестной? Например, когда лейбл знает, что у артиста есть обязательства перед другим лейблом, и все равно как третье лицо пытается туда влезть, начав работу с этим артистом, — это нездоровая конкуренция, на мой взгляд. 

Но мы внимательно подходим к таким вещам. Я всегда лично общаюсь с артистами о возможностях будущего сотрудничества. И первое, о чем спрашиваю, — есть ли у них обязательства перед другими лейблами. Если да, насколько они долгие и когда закончатся. И если они скоро заканчиваются, мы можем поговорить о том, готов ли артист рассмотреть взаимодействие с нами после того, как выполнит все обязательства перед предыдущим лейблом. Это здоровая конкуренция.

Мы часто сталкиваемся с вопросами, когда артист приходит и говорит, что недоволен работой предыдущего лейбла или продюсера, просит помочь ему расторгнуть контракт, что-то еще. И в таких случаях мы обязаны действовать в рамках закона. И если артистов что-то не устраивает, они всегда могут обратиться в суд и решить вопрос в рамках закона. А после этого могут прийти к нам — и мы поговорим про сотрудничество.

В случае с The Limba история такая: естественно, мы спросили у его менеджмента, имеют ли они обязательства перед Believe. Они ответили, что все выполнили: в рамках соглашения они должны были Believe альбом, но он уже отдан компании. И в Believe уже решают, выпустить его или нет, а со стороны The Limba все в порядке. Получив эту информацию, мы сочли, что, раз артист не имеет никаких обязательств ни перед кем, мы имеем право заключить с ним контракт. Что и подтвердил суд.

В силу принципа состязательности сторон суд — это в каком-то смысле лотерея. Многое зависит от того, как стороны себя ведут во время процесса, как аргументируют свои позиции и какими доказательствами располагают. Поэтому, оценивая позицию заранее, всегда приходится делать поправку на то, что мы не знаем, какие у кого козыри в рукаве.

Если говорить субъективно, то позиция Believe с самого начала казалась несостоятельной и сомнительной. В данном случае вообще суд между лейблами выглядит достаточно бессмысленным. Atlantic Records Russia вряд ли насильно принудил или иным образом заставил артиста подписать договор, дабы переиграть всех на рынке. Они действовали вполне законно и добросовестно, и суд это подтвердил. Поэтому, с какой стороны ни заходи, все доводы Believe сводятся к тому, что именно артист заварил эту кашу по своей инициативе. У них было бы гораздо больше шансов разрешить конфликт в свою сторону, если бы иск был подан к артисту («ИМИ.Журнал» задал Believe вопрос по поводу иска к The Limba, но компания не включила ответ в свой комментарий. — Прим. «ИМИ.Журнала»). 

Но несмотря на то, что позицию, оглашенную представителями Believe, трудно одобрить, для музыкальной индустрии все-таки является плюсом, что у них не случился конфликт с артистом в публичном поле. Учитывая распространенный миф о том, что злые и суровые лейблы оставляют артистов ни с чем, выгоняя их на мороз без музыки, имени и последнего пуховика, радует сам факт, что недопонимание между артистом и лейблом не перетекло в судебное разбирательство.

В попытках дать объяснение, зачем же все-таки Believe пошла на иск к лейблу (допуская, разумеется, что они оценивали свою позицию как достаточно шаткую), так или иначе придется прибегнуть к спекуляциям. И тут некоторые мои коллеги наверняка будут немногословны, ограничиваясь доводом, мол, и не такое выигрывали. 

Однако я рискну предположить, что все дело в здравом смысле и репутации. Если допустить прецедент, что артист нарушает условие эксклюзивности (разумеется, если такое условие вообще есть) и уходит в другое место, то завтра этим будут промышлять десятки артистов, послезавтра — сотни, и так далее. И здравый смысл тут подсказывает, что нужна демонстрация силы. Необходимо показать наглядно, что у любого действия есть последствия, что лейбл готов отстаивать свое видение и свои права. 

В конце концов, если вспоминать громкие дела, то когда-то давно «ВКонтакте» выиграл суд у тройки мейджоров (​​лейблы требовали удалить из соцсети и предотвратить повторную загрузку треков девяти артистов. Суд отклонил финансовые требования лейблов, но обязал «ВКонтакте» создать систему, препятствующую загрузке пиратского контента. — Прим. «ИМИ.Журнала»), однако в результате у нас появилось лицензирование музыки и стриминг. То есть мейджоры добились своего и отстояли свои права, даже несмотря на решение суда, однобоко подаваемое как СМИ, так и сарафанным радио.

В любом случае, даже если я не прав, отстаивать свои права необходимо, если это физически возможно. На газетных заголовках «Вася выиграл суд у Пети» истории не всегда заканчиваются.