Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-static.i-m-i.ru/imi-static/store/uploads/article/612/image/article-8c76c588cbe57a3cbd876b74536bc009.jpgИван Рябов2022-09-19T18:45Как изменится российский музыкальный рынок без крупного игрокаУход Sony Music из России: реакция индустрии
Уход Sony Music из России: реакция индустрии
Как изменится российский музыкальный рынок без крупного игрока

Уход Sony Music из России: реакция индустрии

Как изменится российский музыкальный рынок без крупного игрока

8 сентября Sony Music Russia объявила об окончательном уходе из России. «ИМИ.Журнал» собрал мнения представителей российской музыкальной индустрии о том, как это событие повлияет на рынок, стоит ли ожидать ухода оставшихся Warner и Universal и смогут ли российские лейблы заменить потерю мейджоров.


Что произошло

Sony Music Group стала первой крупной звукозаписывающей компанией, полностью покинувшей Россию. Компания работала в нашей стране с 1999 года, в 2021 году ее выручка составила 2,56 миллиарда рублей, чистая прибыль — 132,9 миллиона. В заявлении, опубликованном Billboard 7 сентября, представители Sony Music Group заявили, что мейджор «принял решение полностью покинуть российский рынок и передать российскую компанию и ее местный состав под местное управление».

В той же публикации отмечалось, что управлять российскими активами Sony Music будет компания, которую возглавит бывший управляющий директор Sony Music Russia Арина Дмитриева. По словам экс-сотрудника мейджора, новая компания получила название Kiss Koala. Информацию об этом позже подтвердил «Коммерсантъ»: по его данным, управление российским каталогом ушедшей из России Sony Music перейдет к ООО «Кисс Коала», которое  принадлежит не только Дмитриевой, но и другому топ-менеджеру российского подразделения, Дмитрию Козику. 

В 2021 году Арина Дмитриева рассказывала ИМИ о том, как устроена работа мейджор-лейбла.

Как повлияет уход Sony Music на музыкантов

По словам источника Billboard, знакомого с решением Sony, новая, полностью автономная от Sony Music Group компания будет представлять только местных исполнителей. Дионисий Саттаров из Zion Music предположил, что Kiss Koala станет обычным независимым лейблом, который будет работать с крупными артистами, ранее издававшимися на мейджоре. «На артистов уход Sony мало повлияет. Все же команду Kiss Koala составит в первую очередь коллектив Sony Music — это профессионалы, которые умеют работать с локальным репертуаром», — заявил Саттаров. 

С ним согласился и генеральный продюсер радиостанций Like FM и «Радио Energie» Денис Сериков — по его мнению, уход компании на деятельности российских артистов отразится не сильно. «Может, только с точки зрения использования ресурсов компании, которыми она их обеспечивала. Плюс, наверное, будут сложности с размещением на международных площадках: есть российские артисты, которые популярны за рубежом и стримятся там больше, чем в России. Хотя, я думаю, какие-то способы размещать контент на зарубежных площадках останутся», — отметил Сериков. При этом он добавил, что в уходе Sony Music с российского рынка «нет ничего хорошего».

Журналист и музыкальный менеджер Глеб Лисичкин отметил, что, несмотря на то что некоторые аналитики оценивали долю Sony Music в России в 20–25%, за последние полгода она уменьшалась, поскольку артисты, планировавшие релизы на весну — лето, расторгали отношения с Sony Music и The Orchardи выпускались посредством других дистрибьюторов. Оценивая перспективы Kiss Koala, Лисичкин заявил, что пока слишком непонятно, как он будет функционировать: у нового лейбла пока нет официального ресурса или даже страниц в соцсетях.

«Судя по всему, теперь у подписантов Sony Music есть очевидный партнер, который займется распространением их музыки, лейбл Kiss Koala. И сразу вопрос: а через кого будет доставлять свой каталог Kiss Koala? И будет ли условная ставка за прослушивания, полученные от нового партнера, соответствовать тому, к чему привыкли артисты Sony? Ну и, наконец, кто именно перешел от Sony к Kiss Koala (кто не успел уйти из-под крыла Sony и The Orchard за минувшие полгода)? Последний вопрос в никуда: почему у нового лейбла такое странное название и при всем полученном за последние дни информационном шуме этот бренд не завел себе страницы ни в одной соцсети?» — прокомментировал Лисичкин. 

Собеседник «ИМИ.Журнала» на музыкальном рынке уточнил, что всего на момент ухода Sony из России на лейбле постоянно издавались порядка 30–40 артистов. Сколько из них перейдут на новый — пока неизвестно. Среди издававшихся на мейджоре — Денис Мацуев, Сергей Лазарев, Слава КПСС, Kizaru, Lovv66 и другие. 

По мнению руководителя отдела по работе с артистами и репертуаром музыкального издательства DNK Music Руслана Иванова, работавшего в Sony Music в 2017–2019 годах, уход Sony Music с российского рынка заметно повлияет на диспозицию в индустрии

«Уход Sony Music — это закрепление тех тенденций, что мы увидели в феврале — марте. Тогда это были очертания, наброски, а теперь это уже полноценный рисунок: уменьшение количества компаний, которые работают напрямую с площадками. Скорее всего, стоит ожидать перераспределения больших и средних локальных артистов между оставшимися игроками, так как конкурентные преимущества правопреемника уже не такие явные», — отметил Иванов. 

Также он предсказал и уменьшение числа пользователей стриминга: несмотря на то что в России, по его словам, в последние годы больше слушали русскоязычные песни, «все равно какой-то сегмент аудитории покупал себе подписки из-за иностранных артистов». 

«Теперь  слушатели спокойно переходят на пиратский режим. Такие события запускают принцип домино, за одной упавшей доминошкой не может не последовать какая-то другая», — заключил эксперт.

Лисичкин заявил, что несмотря на то, что технически уход Sony может создать «еще больший дефицит» музыкального контента, российские слушатели вряд ли его заметят, как «не замечали его предыдущие полгода».

«Чарты Apple Music застыли, как муха в янтаре: недавно там на первое место попал старый альбом с белым шумом для сна, но ведь задолго до этого курьеза резидентом первой десятки был альбом Miyagi & Andy Panda 2020 года, и он никуда не делся. Нужна ли российской аудитории новая зарубежная музыка? Далеко не факт», — предположил журналист.

В декабре 2021 года Арина Дмитриева отмечала, что «для российского музыкального рынка никогда не было лучшего времени и более светлого будущего». В прошлом году выручка музыкальной индустрии в России составила 328 миллионов долларов, что на 58% больше, чем в 2020-м. Экс-руководитель Sony Music Russia также рассказывала, что русскоязычные исполнители занимали до 90% мест в чартах всех потоковых сервисов в стране. 

Основатель DNK Music Кирилл Диденок, комментируя уход Sony на своей странице в Instagram, заявил, что это событие стало «очередным явным подтверждением перестройки музыкального рынка в России».

«Все крупные игроки так или иначе поменяли формат работы. Без анонсов и пресс-релизов мейджоры стали грузиться через тех же агрегаторов, что и независимые отечественные лейблы. Сократилось количество авансов и денег на рынке. И большие, и маленькие игроки сейчас пытаются найти новый формат работы, облегчают команды, пересобирают ростер артистов и способ монетизации их бизнеса», — написал Диденок.

Лисичкин подчеркнул, что Sony Music была важным игроком музыкального рынка, занимавшим его весомую часть, и в его юридической ликвидации и планирующемся изъятии каталогов нет ничего хорошего.

«А с другой стороны, за почти столетнюю историю Sony Music чего только не бывало — в какой-то момент (до легализации музыки во „ВКонтакте“) российский офис Sony Music занимался только (почти что пассивным — ну или очень непыльным) получением дохода от использования в России глобального каталога — теперь вот все перевернулось с ног на голову», — напомнил эксперт.

Смогут ли россияне слушать крупных зарубежных артистов

При этом эксперты сходятся во мнении, что уход Sony Music из России в первую очередь затронет тех, кто любит зарубежную музыку. В каталог Sony Music входят в том числе Майкл Джексон, Prince, Wu Tang Clan, The Black Eyed Peas, Элвис Пресли, Бейонсе, Шакира, Måneskin, и многие другие музыканты.

«Если мы говорим про работу с локальными артистами, то российские независимые лейблы и дистрибьюторы уже справляются с потоком артистов и работой с ними. А уход иностранного каталога невозможно восполнить в принципе — с этим придется только жить и смотреть, как будет меняться культура поведения пользователя и как это повлияет на стриминг», — рассказал Иванов.

Его слова подтвердил и Саттаров: по его мнению, уход мейджора ударит в первую очередь по аудитории — тем, что лицензионный контент из каталога будет недоступен «и, соответственно, его надо будет брать где-то еще».

Глава ONErpm Eastern Europe Надежда Бойчевски в комментарии для «Коммерсанта», впрочем, предположила, что у структуры бывшей Sony Music в России сохранится возможность доставлять артистов на зарубежные стриминговые площадки: «Ограничений для этого нет, кроме технических, которые, безусловно, преодолимы с ресурсами Sony». Однако, по ее словам, Sony может распределять своих клиентов между другими дистрибьюторами: «Естественно, артисты могут принять решение о прекращении сотрудничества с одним юридическим лицом и пересмотреть условия в пользу других».

При этом, несмотря на уход Sony из России, условного Майкла Джексона россияне по-прежнему смогут слушать — как минимум по радио, рассказал Сериков. 

«Можно сказать, что сейчас радио где-то имеет преимущество. По законодательству тот контент, который был выпущен на территории страны, может спокойно использоваться средствами массовой информации. Понятно, что его могут удалить со стримингов и там его не будет, но радиостанции и телеканалы могут этот контент использовать. Другое дело, что касается новых песен, они по такой логике использоваться не могут. Как будут решать эту проблему разные радиостанции, я не знаю. Конечно, все это большие трудности — в том числе и для радиостанций, которыми я управляю. У нас были прекрасные взаимоотношения со всеми мировыми лейблами, и мы получали контент зачастую даже раньше других», — резюмировал глава Like FM.

Его слова подтвердил Лисичкин, заметивший, что «песни Гарри Стайлза вряд ли перестанут звучать по российскому радио». 

«Мы не знаем деталей закрытия офиса Sony Music, поэтому можем только строить предположения, задаваться вопросами и ждать развития событий. Sony отзовет релизы своих зарубежных артистов с VK, „Яндекс.Музыки“ и „Звука“, но неизвестно, останутся ли эти релизы в Apple Music и YouTube Music. Также неизвестно, сможет ли каталог Sony Music теоретически появиться в каком-то новом российском сервисе — например, „Аудиоклубе“», — отметил Лисичкин.

Уйдут ли Warner и Universal

После ухода Sony вопрос закрытия своих отделений в стране встал и перед другими крупнейшими игроками индустрии, Warner и Universal, также ранее приостановивших деятельность в России. 

«Думаю, что это вопрос времени. Обычно нужен первый прецедент. Он случился, и об этом написали большие медиа на Западе. По моим ощущениям, это будет вопрос этого года. Хотя мне как меломану абсолютно не хотелось бы этого», — отметил Иванов.

Саттаров также высказал опасение, что такая вероятность есть, потому что раз одна компания, и довольно большая, сделала такой шаг, то другие могут последовать ее примеру. «К сожалению, да, это может случиться», — констатировал Саттаров.

Лисичкин в свою очередь отметил, что несмотря на то что от приостановления работы до закрытия Sony Music Russia прошло полгода, уход кажется поспешным решением. «Если Universal Music или Warner Music хотят уйти с российского рынка, то они, наверное, поступят хитрее или прозрачнее», — предположил эксперт.

Подпишитесь на рассылку

Подпишитесь, чтобы оставаться в курсе главных новостей музыкальной индустрии