Музыканты и критики — об Александре Липницком из «Звуков Му»
Двадцать пятого марта в Подмосковье погиб сооснователь и бывший басист «Звуков Му» Александр Липницкий. Собрали воспоминания о нем знакомых и близких. Тексты взяты из открытых публикаций в фейсбуке, авторская орфография и пунктуация сохранена.
«...В 1983-84 году, когда меня уволили с работы, обложили стукачами и запретили печататься, несколько сердобольных подруг-студенток из Италии, США и даже Новой Зеландии предложили мне немедленно связаться с ними в ЗАГСе брачными узами и свалить в свободный мир. Я всерьёз рассматривал эту перспективу и точно помню, что стало решающим аргументом в пользу того, чтобы остаться в Союзе: «А как же я без Сашки?! Вот Липа решит свалить, и я нам это дело устрою!» Липницкий не свалил никогда, и я продержался с ним до 2014 года. О чём не жалею.
И совсем свежий эпизод. Мы покупаем дачу на далёких островах в хорошем климате, и вот я думаю - а на фига? И первый хороший мотив, который приходит в голову: Санёк приедет, будем по экзотическим местам кататься... Таким образом, с уходом ближайшего друга жизнь утратила не то чтобы смысл, но значительную часть своего интереса. Уверен, что и в жизни многих-многих других такого, как Сашка, больше не будет. Придётся долго осознавать новую ситуацию...»
«Липницкий помимо всего прочего был уникальным рассказчиком - не застольным балагуром, а именно хранителем, вместе с которым все и уходит, и ушло. все вечера, что мне посчастливилось с ним общаться, года, наверное, с 98-го - всегда он рассказывал что-то предельно точное, ценное и совершенно незасвеченное, что довольно удивительно, учитывая его обширную просветительскую деятельность. в этот страшный день я чисто в терапевтических целях перескажу любимую историю, которую он мне поведал прошлым летом, на своей любимой николиной горе. прихожу, говорит александр, к гребенщикову, самое начало восьмидесятых, а тот сидит в диком мрачняке. спрашиваю - борь, что случилось? да понимаешь, отвечает бг, решил прикрыть лавочку, хватит самодеятельности, ничего у меня не выйдет с этой рок-музыкой. я ему - да ты чего, борь, ты такой синий альбом выпустил, там такой электрический пес, да ты номер один сейчас, ты чего вообще. а он мне - нет, это все порожняк, я сейчас нового человека послушал - вот там музыка, вот это поэзия, это вся страна будет слушать, а я никто и звать никак. я говорю - да что за человек-то?? гребенщиков вздыхает и говорит - ну изволь. включает кассету, а там - РОЗЕНБАУМ»
«...Сижу и вспоминаю разные моменты общения с ним [Липницким], хотя их было и не так много.
1987 - Звуки му с Брайаном Ино записывали альбом в доме радио, а в соседней студии я записывал свой первый альбом. В перерывах выходили в один и тот же холл, садились на один и тот же диванчик, так и познакомились.
1991 - за день до августовского путча - сидим большой компанией у реки на николиной горе.
2007 - я снимал для мамы маленький домик на николиной горе, она там все лето кормила бездомных собак на берегу, а я договаривался с Сашей о том, что он будет их кормить, когда она уедет в Москву. Он мне обещал, что позаботится об этом.
Всё это какие-то мелочи из жизни этого особенного и доброго человека, и о его жизни теперь надо говорить в прошедшем времени. Как это может быть? Саша, знаешь, я сейчас сижу и плачу, а ты бы, наверное, сказал, что плакать не надо».
«Мы познакомились где-то 10 лет назад, и с самого начала нашего знакомства у нас сложились очень теплые дружеские отношения. Периодически он приходил на мои концерты, после чего всегда заходил в гримерку поделиться впечатлением от увиденного, иногда мы встречались на разных мероприятиях и однажды даже вместе исполнили «Шуба-дуба блюз». Помню, как они вместе с Артемием Троицким позвонили мне из Ярославля и делились впечатлениями о том, как только что послушали мой последний альбом. Саша был очень добрым и интересным человеком. Ходячей энциклопедией русского рока с кучей историй из первых рук. Он всегда относился ко мне очень тепло и каждый раз при встрече звал в гости на Николину Гору… так и не съездил я в гости… Дорогой, дорогой Саша… Как же так? Я не могу поверить, что мы больше никогда не увидимся. Я не могу поверить».
Больше воспоминаний об Александре Липницком — тут.