Зарубежные промоутеры и журналисты — о Moscow Music Week и российской сцене
Авторы
До пандемии на шоукейс-фестиваль и конференцию Moscow Music Week приезжали участники европейской музыкальной индустрии — кураторы международных фестивалей, основатели лейблов, независимые промоутеры и журналисты. «ИМИ.Журнал» расспросил иностранных делегатов о впечатлениях от MMW и российской сцены.
В этом году ИМИ — генеральный партнер музыкальной конференции Moscow Music Week, которая состоится 3 и 4 сентября на площадке дизайн-завода «Флакон». Мы проведем на MMW три дискуссии о важных и актуальных проблемах отечественной музыкальной индустрии. Купить билеты.
Одна из вещей, которая отличает Moscow Music Week от других шоукейс-фестивалей, — это то, что программа проекта состоит из множества мелких шоукейсов. Они жанрово обособлены друг от друга, схожие по духу артисты выступают в подходящих для их музыки клубах. Это заставляет тебя бегать по всему городу, от площадки к площадке, и мне это нравится. Москва — отличный город, и перемещаться по нему здорово.
За минувшие 6 лет на нашем фестивале MENT выступили множество замечательных российских групп, среди которых — Lucidvox, «Спасибо», «ГШ», Shortparis, артисты лейбла Hyperboloid Records и другие. В этом году на MENT выступили и были тепло приняты «ШТАДТ», «Деревянные киты», «Интурист» и Gnoomes. Все этих музыкантов мы увидели на MMW в 2019-м.
Лично для меня российская сцена, вместе с белорусской и украинской — самое интересное, что сейчас происходит и в музыкальном, и в более широком культурном плане. За последние несколько лет развился особый характер этих сцен, сформированный их языками, осознанностью культурных корней и принятием самих себя. Это позволило местным музыкантам наконец-то уйти от копирования западной музыки и культурных трендов.
Российские группы могут достичь успеха точно таким же путем, как группы из любой другой точки земного шара. Им нужны отличные песни, цепляющие выступления, хорошее планирование и настойчивость. Просто посмотрите на недавний успех белорусов «Молчат Дома», которого они достигли без всяких компромиссов — только с помощью хороших песен, трудолюбия и капельки удачи.
Подробнее об успехе «Молчат Дома»
Я был на Moscow Music Week в 2018 и 2019 году. Оба приезда произвели на меня большое впечатление — как в плане содержания самих шоукейсов, так и в плане организации и инфраструктуры. Очевидно, расстояния между площадками в Москве могут быть большими, так что ты проводишь много времени в такси на пути из одного места в другое, из-за чего начинаешь чувствовать себя потерянным. Во второй раз программа была распределена более равномерно, в центре города и вокруг него, что понравилось мне больше. Близкое расположение клубов помогает лучше ощутить связь с площадками и другими зрителями.
Я лично участвовал в организации нескольких концертов Shortparis, Lucidvox, «ГШ» и «Интуриста» в Нидерландах. У меня есть особый интерес к российской новой музыке. В этом году я очень активно участвовал в подготовке первых нидерландских гастролей потрясающего сообщества, существующего вокруг кабардино-балкарского лейбла Ored Recordings. С его основателем Булатом Халиловым мы познакомились на конференции MMW в 2019 году и с тех пор поддерживаем контакт. Мы договорились об участии артистов Ored Recordings Заура Нагоева и Jrpjej в нескольких нидерландских фестивалях, но их пришлось отменить из-за пандемии. Надеюсь, мы сможем наверстать все это в будущем. У нидерландской публики есть очень большой интерес к проектам этого лейбла и к традиционной музыке Кавказа в целом.
Каждый год после MMW и других шоукейс-фестивалей я приезжаю домой со свежими впечатлениями от увиденных групп. Помню, как впервые увидел «Деревянных китов» в крохотном зале «Успеха» и был очарован их звуком и подачей. В прошлом году они выступили на открытой сцене Punk Fiction для гораздо большей аудитории, и я остался в полном восторге. В прошлом году я впервые увидел «ШТАДТ» в «Успехе», и это было очень мрачно и круто. С теплотой вспоминаю петербуржцев Die Konfekte в клубе «Смена 2.0» на шоукейсе «Ионотеки» в 2018 году. Пришло, наверное, человек 40, но было весело.
У каждой группы свой подход, и нельзя выделить какой-то идеальный рецепт для успешного выступления. Могу сказать, что в туре полезно быть самостоятельным и уметь играть на любом оборудовании, своем или взятом в аренду у площадки. Попробуйте сработаться с техниками в клубе, обычно они знают, как звук ведет себя в их помещении. Попытайтесь наладить контакт с аудиторией после концерта, лично продавая мерч или пропустив пару стаканчиков со зрителями. Отправляясь в тур, вы выстраиваете международную сеть контактов, в нее входят ваши единомышленники — промоутеры, зрители и другие музыканты.
Когда я приезжал в 2018 году, на фестивале чувствовалась неразбериха: было много событий, которые появились в последнюю минуту. Но это в порядке вещей — ощущение тайны, когда вы с парой местных друзей берете такси и отправляетесь на неизвестный шоукейс. Это было как в 1980-х — едешь на секретный рейв. Думаю, MMW ухватил дух Москвы — города, который никогда не спит.
Многие мои друзья — особенно Кун тер Хикде из Subroutine Records — важные фигуры в процессе привоза российских групп в Западную Европу. Я помогаю ему чем могу.
Весь 2019-й я писал о новой российской музыке для The Quietus и до сих пор продолжаю делать это — для них и Louder Than War. Некоторых российских артистов я считаю своими друзьями. Они сыграли положительную роль в моей жизни, со многими из них я успел поработать. Например, с моей подачи Kate NV приехала на резиденцию культурного центра WORM в ноябре 2018 года, а Женя Горбунов жил у меня, когда записывался в студии WORM этой зимой.
Личные фавориты? Их слишком много: «Интурист», «ГШ», Shortparis, «Спасибо», Дмитрий Пейч, Buttechno, Katya Rekk, Marzahn, Zurkas Tepla и его офигенный новый лейбл, Lucidvox, «Тема Креста», Interchain, Marble Bust, Люся Казарян-Топчян (мне нравились «Фанни Каплан»), «РыцарныеРыцари», Crimson Butterfly (и безумная нижегородская электро-сцена вокруг них), Rape Tape, rosemary loves a blackberry, «Семь Ножей», Artemeida, а еще я очарован джазовыми гибридами, которые растут вокруг Антона Пономарева, Сергея Храмцевича и лейбла «ТОПОТ». И мне нравится Yojo — хотя, на самом деле, я не очень люблю джаз. Мне нравятся работы русских мигрантов в Берлине. Можно уже остановиться?
Нет ничего, чему русские группы должны учиться у западной индустрии. Разве что некоторым коллективам стоит поработать над клубным звуком. Думаю, проблемы в этом плане связаны с отсутствием опыта работы с большими саундсистемами. Но сама идея того, что группам вроде Shortparis или «ГШ» нужно что-то менять, смехотворна.
Кто в России делает саундсистемы
Хочется в первую очередь похвалить зрителей MMW, они были великолепны. Люди спокойно и тихо слушали эмбиент-исполнителей и отрывались на концертах групп вроде Viagra Boys. Я был на многих шоукейсах, MMW очень хорошо организован. Вижу только одну проблему: Москва — прекрасный город, но очень большой. Так что, когда местные говорили мне, что следующая площадка тут недалеко и до нее можно дойти пешком, по европейским меркам это оказывалось совсем не так. Если бы площадки были ближе друг к другу, делегатам было бы проще услышать больше музыки.
Мне больше всего запомнились «Деревянные киты». Я видел их еще раз на фестивале MENT в Любляне. Другим восточноевропейским делегатам из Чехии и Словакии группа тоже понравилась. Нам также приглянулись «Интурист» и Gnoomes, и я остался впечатлен группой Usssy. О выступлениях некоторых из этих групп на MENT написал чешский сайт Fullmoon.
В последние годы Pohoda приглашает все больше российских артистов. Стоит упомянуть IC3PEAK, «АукцЫон» (они играли в 2016-м, а до этого были на самом первом фестивале Pohoda в 1997 году), Shortparis, Little BIG, Pussy Riot и Нину Кравиц. У нас бывают и артисты из других восточноевропейских стран.
Как попасть к нам? Все очень просто. Нужно играть отличную музыку, быть хорошим музыкантом или певцом и всегда делать запоминающиеся шоу. Я только что прочитал статью Марко Биазиоли об англоязычной волне в российской инди-музыке 2008–2012 годов, но, насколько я знаю, мы в то время приглашали не так много российских групп.
Скажу вот что: можно петь на английском, чтобы мы понимали все слова, но мы не обязательно хотим их понимать. Мы хотим найти что-то уникальное. Да, крупнейшие звезды обычно приходят из англо-американской среды, но мы помогаем слушателям находить что-то стоящее из любых уголков мира. Здорово бывает услышать какие-то народные, уличные или, например, восточные элементы, уникальные для каждой из стран.
Как русскоязычные музыканты продвигают себя за рубежом
Я впервые побывал в Москве два года назад, приехав на Moscow Music Week, получил незабываемые впечатления от потрясающего города и просмотра крутейших команд. Фестиваль подробно показывает локальную сцену, при этом сохраняя международный масштаб (в лайнапе присутствуют иностранные группы). Подобный подход помогает российским группам пробиваться на иностранный рынок.
Смотреть на группы живьем оказалось интереснее, чем слушать их в записи. «Плутон» был самой крутой площадкой, жаль, что клуба уже нет. Тогда — в 2018-м — в «Плутоне» сцену разрывали Marzahn и rosemary loves a blackberry. Запомнилось выступление Антона Маскелиаде в баре Powerhouse Moscow. В 2019 году меня впечатлил Discours Synthetique на той же площадке. Мы с ним с тех пор поддерживаем общение. Я готовил ему концерт в Риге, музыкант должен был играть на вечеринке MASA. Но случилась пандемия, и артист не смог выехать из России.
В 2019-м я курировал сцену ливерпульского фестиваля Sound City и отправил туда Shortparis. Это самая интересная экспортная группа России. До того, как началась пандемия, они должны были играть на фестивале Wide Awake в Лондоне, а его организаторы очень разборчивы в подборе артистов. Shortparis могут выбить выступление на лучших событиях мира, и от этого число их слушателей будет расти и расти.
На MMW мне еще очень понравились Usssy. Но лучшей российской группой на MMW в 2019 году однозначно были «ПОЕХАЛИ». Полное безумие. Захватывают твое внимание не хуже, чем Fat White Family, хотя музыка совсем другая. Они бы прижились за рубежом, но, с другой стороны, у них так много участников, что было бы чертовски накладно вывозить их за пределы страны. В Gigwise я писал о куда большем количестве групп, чем я перечислил здесь.
Думаю, исполнители вроде Shortparis и Kate NV выделяются благодаря тому, что они поют на разных языках и, слушая их, люди сталкиваются с чем-то, чего не ожидали. Это не европоп, это не группа, которая поет на английском из-под палки.
В этом году ИМИ — генеральный партнер музыкальной конференции Moscow Music Week, которая состоится 3 и 4 сентября на площадке дизайн-завода «Флакон». Мы проведем на MMW три дискуссии о важных и актуальных проблемах отечественной музыкальной индустрии. Купить билеты.