Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/118/image/article-a1e13e0424020383c9c19c44b0dca825.jpgАлександр Голиков2019-10-31T09:00В гостях хорошо. Как российские группы продвигают свою музыку за рубежом
В гостях хорошо. Как российские группы продвигают свою музыку за рубежом
Фото: Getty Images

В гостях хорошо. Как российские группы продвигают свою музыку за рубежом

Фото: Getty Images

Среди отечественных музыкантов распространено мнение, что у российской группы практически нет шансов стать востребованной за рубежом. Этот стереотип отчасти оправдан, но тем не менее в нашей стране есть команды, которые собирают на своих концертах в Европе, Северной и Южной Америке едва ли не большую аудиторию, чем на родине. 

Мы поговорили с несколькими коллективами из столицы, Подмосковья, Перми и Минска, регулярно турящими за пределами России и Белоруссии, о том, как они заводили контакты за рубежом и на каких условиях работают с иностранными лейблами, промогруппами и букинг-агентствами.

Текст: Александр Голиков

Группа: Motorama
Где популярна: Латинская Америка

Ростовчане Motorama — одна из немногих отечественных команд, собирающих полные залы в Латинской Америке. В одном только Мехико на концерты группы приходит до трех тысяч человек. С каждым новым туром, в которые Motorama ездит до двух раз в год, коллектив выступает на все более крупных площадках.

Первый отклик от слушателей из Латинской Америки Motorama получила в 2007 году. Тогда — во времена MySpace — треки коллектива можно было скачать из первой музыкальной соцсети бесплатно. По словам фронтмена группы Влада Паршина, во многом благодаря этому в 2011 году «Мотораму» впервые пригласили в Мексику на два концерта.

«В 2012 году, когда наш лейбл попросил закрыть свободное скачивание треков, 70% скачиваний были из Мексики и Перу», — пояснил Влад.

На первых порах ростовчане соглашались выступать в обмен на оплату перелета и проживания, но уже спустя пару лет, когда слушателей стало больше, концерты в Латинской Америке начали приносить музыкантам прибыль.  

Motorama в Аргентине в 2016 году. Фото: Motorama VK
Motorama в Аргентине в 2016 году. Фото: Motorama VK

По словам Паршина, успех концертов в Мексике, как и везде, зависит от людей, с которыми приходится сотрудничать. 

У Motorama за рубежом далеко не сразу все начало идти гладко: сказывались высокие затраты промоутеров на организацию привоза группы из России, перелеты музыкантов между городами внутри Латинской Америки и другие проблемы.

Были трудности и с организаторами. Некоторые из них могли задрать цены на билеты до 40 долларов, забрать себе львиную долю прибыли, а самой группе заплатить ничтожную сумму. 

«Нужно обо всем договариваться и все узнавать заранее», — подчеркнул Влад Паршин.

Несколько раз доходило до того, что организаторы просто обманывали группу и исчезали с кассой после концерта. 

«Одного промоутера из Коста-Рики до сих пор разыскивают, он якобы уехал в США, задолжав сразу нескольким группам», — рассказал музыкант.

Ситуация с выступлениями Motorama в Латинской Америке выправилась примерно к 2018 году, когда у группы появился постоянный локальный промоутер. Он начал организовывать ростовчанам концерты в Мексике, Перу, Чили и других странах региона.

По мнению Влада, существенной разницы между продвижением музыки в России и за рубежом нет: главное — записать песни и выложить их в интернет. 

«На своем примере могу сказать, что не нужно специально стремиться за границу. Кому нужно, выйдут на вас сами», — прокомментировал вокалист Motorama.

Выступление Motorama в El Plaza Condesa (Мехико) в мае 2019 года

Музыкант: Евгений Гринько
Где популярен: Турция

Автор аранжировки к фильму «Generation П», композитор-минималист из подмосковного Жуковского, Евгений Гринько собирает в Турции до 4000 человек, а гонорары за одно выступление его группы, в которой, помимо Гринько, играют пять человек, могут достигать 15 000 евро. 

По словам Евгения, сознательным продвижением на территории Турции он не занимался. Все началось с одного из видео музыканта, которое в 2010 году вызвало повышенный интерес слушателей в этой стране.

Вскоре с Гринько связались местные промоутеры и предложили ему организовать концерт в Стамбуле. После того как билеты на выступление российского музыканта полностью продались за два дня, коллективу Евгения предложили долгосрочное сотрудничество.  

Выступление группы Гринько в Стамбуле в августе 2019 года. Фото: Евгений Гринько VK

Евгений отметил, что до недавнего времени практически не вел социальные сети, делая ставку исключительно на творчество — новую музыку и видео, — а аудитория со временем расширилась сама собой.

В коллективе Гринько восемь человек: помимо шести музыкантов, в него входят звукоинженер и художник по свету. Кроме того, по словам музыканта, обычно группа работает с местным стейдж-менеджером/техником, который фактически становится девятым участником команды.

«Бытовой райдер у нас стандартный, без особой боли для организаторов: проживание, питание, трансфер. Технический райдер сложнее, но и с ним обычно справляются. Гонорар зависит от формата концерта и вместимости площадки. Но минимальный гонорар у нас — 4000 евро», — рассказал Евгений.

По мнению Гринько, помочь музыкантам понять свою аудиторию может статистика социальных сетей и стриминговых платформ.

«Если у вас есть зарубежные слушатели, стоит потратить небольшую сумму на таргетинг в инстаграме или фейсбуке, а потом посмотреть результат и сделать анализ», — заявил Гринько.

При этом музыкант отметил, что критерии таргетинга могут существенно отличаться в зависимости от страны. 

«Объективно я бы отнес свою музыку к неоклассике, современной классике или кроссоверу, но у турецких букеров я оказался в пуле поп- и фолк-музыки», — отметил артист.

Выступление Евгения Гринько в Стамбуле в декабре 2018 года

Группа: «Молчат дома»
Где популярна: Европа

Кажется, что белорусское постпанк-трио «Молчат дома» (ударение на последний слог) уже несколько лет не возвращается из зарубежных гастролей. Отчасти так и есть: в начале сентября группа отправилась в трехмесячный тур по Европе и Израилю, стабильно собирая по 400–500 человек в каждом городе. 

Менеджер группы «Молчат дома» Дмитрий Хламов рассказал, что путь команды в Европу начался с того, что группу нашел через SoundCloud представитель берлинского лейбла Detriti, который предложил выпустить альбом коллектива. После выхода пластинки в 2018 году оказалось, что «Молчат дома» интересны европейской публике.

«Молчат дома» в Берлине в 2019 году. Фото предоставлено группой

По словам Хламова, группа практически не занималась продвижением, за исключением небольшого таргетинга во «ВКонтакте» после выпуска альбома в Германии. 

«С июня вопросами промо у нас занимается менеджмент, мы работаем по PR в России, есть предложение о PR в Европе, но им мы начнем заниматься уже к следующему туру и релизам, которые планируем выпустить в 2020 году», — пояснил Дмитрий.

Отвечая на вопрос об условиях, на которых «Молчат дома» обычно выступают в Европе, менеджер группы отметил, что обычно это процент от входа в отношении 70/30 в пользу команды. 

Когда группа занималась букингом самостоятельно, суммы гонораров варьировались от 300 до 1500 евро за концерт — сейчас, когда коллектив начал сотрудничать с букинг-агентством Swamp Booking, условия существенно улучшились.

Главная трудность в продвижении музыки в Европе — принципиальная разница в разделении обязанностей между участниками процесса в русскоязычном пространстве и за рубежом, считает Хламов.

По словам Дмитрия, в Европе все процессы, связанные с организацией тура, четко распределены между лейблом, менеджментом и букингом. Гастролями по России и Белоруссии группа, как правило, занимается самостоятельно.

«[Молодым командам надо] быть смелыми, понимать свою аудиторию. Абсолютно несложно отправиться за рубеж как музыкальные туристы (то есть в некоммерческий DIY-тур), но если вы хотите стать явлением на и без того переполненном музыкальном рынке, это колоссальный труд», — прокомментировал менеджер «Молчат дома».

Выступление группы «Молчат дома» в Берлине в августе 2019 года

Группа: Fatum
Где популярна: Япония, Европа, Канада

С начала 2010-х московский краст-панк-коллектив Fatum регулярно выступает не только в ближайших странах Европы, но и в Японии с Канадой, собирая на своих концертах от 100 до 300 человек. 

По словам гитариста Fatum Сергея Каргальского, группа никогда целенаправленно не продвигала свою музыку за рубежом, однако постоянно искала единомышленников в разных странах, обмениваясь с ними записями и мерчем.

Налаживать контакты с внешним миром музыканты Fatum начали в 2009 году с помощью проверенной не одним поколением панк-групп схемы — рассылки кассет по зарубежным DIY-лейблам. Так записи группы оказались у независимых дистрибьюторов и промоутеров. 

Сергей отметил, что туры Fatum — это по большей части заслуга зарубежных панк-энтузиастов, а не самой группы.

Fatum в Канаде в 2019 году. Фото предоставлено группой

«Предложения исходили сразу от иностранцев по итогу обмена записями (трейдинга). Наша аудитория всегда была обусловлена субкультурными рамками, что нас вполне устраивает», — рассказал музыкант.

Обычно организацией зарубежных концертов Fatum занимались локальные промоутеры, которые обговаривали с группой лишь даты и элементарные условия по техрайдеру.

После того как группа съездила в несколько подобных туров, наработав контакты с иностранными промоутерами, один из месячных туров по Центральной и Северной Европе музыканты Fatum организовывали сами.

«Это не так сложно при наличии необходимых связей, хотя порой и нелегко из-за культурных различий или сложности общения с некоторыми организаторами», — прокомментировал Сергей Каргальский.

Сейчас туры Fatum, которые обычно длятся от двух недель до месяца, происходят 1–2 раза в год. Гонорары, по словам гитариста группы, варьируются от 150 до 200 евро за концерт. 

Выступление Fatum в Виннипеге в июне 2019 года

Группа: Pompeya
Где популярна: США, Европа, Китай, Латинская Америка

За последние семь лет за московской группой Pompeya закрепилась репутация одного из главных послов отечественного инди-попа в США. 

До недавнего времени релизы коллектива издавались на американском лейбле No Shame, а сами музыканты успели объездить с турами Северную Америку.   

Вокалист Pompeya Даниил Брод рассказал «ИМИ.Журналу» о том, что группа с момента основания в середине нулевых решила двигаться в сторону глобальной сцены. Еще во времена MySpace коллективу приходили отзывы из-за рубежа, например из Мексики и Дании. 

Уже во второй половине нулевых музыканты Pompeya давали интервью европейским журналам и пытались связываться с английскими продюсерами.

Первых успехов на этом пути группа достигла во время записи альбома «Tropical» в 2011 году — тогда музыканты активно рассылали имейлы по блогам, букинг-агентствам и лейблам. Позже благодаря этой рассылке коллектив подписал контракт с американским лейблом No Shame (позднее переименованный в Mishu) и букингом.

Группа решила направить все свои силы на продвижение в США. 

«Тогда казалось, что это оптимальный вариант. Наша музыка часто ассоциируется у людей со всякими прибрежными городами типа Лос-Анджелеса. Мы и решили, что надо ехать именно туда», — прокомментировал Даниил.

Вокалист Pompeya рассказал, при каких обстоятельствах Pompeya впервые посетили США.

«Как-то мы сидели дома у Саши Липского (тогда он был клавишником группы) и думали, как бы нам съездить в Лос-Анджелес. Сколько нужно денег для поездки, как искать студию, где жить. Буквально спустя несколько дней выяснилось, что туда летят Шахри Амирханова и Леша Киселев. У них был свой проект — съемки фото книги и документального фильма, — и они просто взяли нас с собой», — рассказал Брод.

В начале 2012 года Pompeya записали в Штатах альбом «Foursome», сняли клип «Slow» и в целом обжились в новой для себя стране. 

«Нам понравилось, как все устроено: работа инженеров и саунд-продюсеров, идеальная дисциплина в студиях, на репетиционных базах», — рассказал Брод.

Следующие четыре года группа регулярно выступала и записывалась в США, это стало возможно благодаря поддержке лейбла. Сначала Pompeya отправились в пробную поездку в Нью-Йорк, где группа отыграла несколько клубных концертов. За ними последовал первый тур команды по Америке и нескольким городам Мексики. 

По словам Даниила, группа получила первый опыт длительных гастролей, побывав на радиостанциях, студийных сессиях, а также посмотрев на то, как турят местные команды. Позднее Pompeya дважды выступили на престижном фестивале SXSW в Остине и один раз — на CMJ в Нью-Йорке.

 «Наша первая поездка на SXSW была, как нам казалось, неудачной, но на самом деле это такой невероятный опыт! Именно после этого феста мы стали гораздо спокойнее относиться к недочетам на сцене и к отсутствию хоть каких-то удобств в туре», — рассказал вокалист Pompeya.

Pompeya в Лос-Анджелесе в марте 2019 года. Фото: @pompeyamusic

Представители лейбла No Shame организовывали концерты Pompeya в США по классической схеме: нанимали пиарщиков, сотрудничали с прессой, диджеями и продюсерами. 

«Мы в этом ничего не понимали, да и особого интереса не было. Мы просто кайфовали от жизни и путешествий», — отметил Брод.

Даниил отметил, что максимальный гонорар, который группа получала за один концерт в Штатах, не превышал 2000 долларов.

«Если инди-группа в дороге получает 500–1000 долларов за концерт, это считается очень хорошо. Значит, к концу тура ты будешь в небольшом плюсе», — рассказал вокалист Pompeya.

Некоторые концерты коллектив играл за символические гонорары, а порой и вовсе бесплатно.  

«Мы очень любим выступать на гигах Sofar Sounds [серия секретных концертов в неожиданных местах — например, в магазинах или в квартирах], а они принципиально платят за выступление любому артисту 100 долларов. Мы рассматриваем такие шоу как чистое промо, там всегда новая аудитория», — пояснил музыкант. 

«За 4 года работы с лейблом мы получили навыки жизни, туров и ведения дел в США. Нехилый выход из зоны комфорта. Лейбл стал для нас институтом, а выпуск „Dreamers“ — дипломной работой», — добавил Брод.

В 2018 году Pompeya прекратили сотрудничество с лейблом. Сегодня группа сама занимается продвижением и организацией туров. 

«Раньше мы ездили в довольно длительные промотуры, и это не всегда имело смысл: непонятно, зачем лейбл иной раз отправляет тебя в город, где вообще никакой фан-базы нет», — объяснил Брод.

Занявшись планированием туров самостоятельно, Pompeya проявили большую избирательность. 

«В этом году мы сконцентрировались исключительно на Западном побережье: Лос-Анджелес и ближайшие города, а также Сан-Франциско, Санта-Барбара, Портленд и Сиэтл», — рассказал музыкант. 

Сейчас коллектив ездит в США по несколько раз в год, и эти поездки не всегда связаны именно с турами: это и запись, и деловые встречи.

По словам Даниила, у группы накопилась солидная база контактов, которыми она пользуется каждый раз, когда планирует поездку в Америку. Одним из самых ценных контактов музыкант называет сотрудничество с крупнейшими промогруппами в западном регионе США SpaceLand (базируется в Лос-Анджелесе) и Noise Pop (Сан-Франциско).

Кроме того, группе очень помогает дружба с радиостанциями и местными музыкантами.

«Если ты неизвестен или тобой никто не занимается, безумно трудно просто взять и организовать себе концерт. Так что мы очень ценим наши локальные связи. Хороший трек, попадание в достойный плейлист, дружба с агентами и музыкантами — это все работает одинаково в любой стране», — считает Брод.

По словам музыканта, важно иметь команду людей, которые будут заниматься менеджментом и пиаром группы.

«Если вы один, ваша задача — найти как можно больше партнеров по всему миру. Нашли партнеров? Отлично! Тогда работайте слаженно, чтобы любые действия приносили результат. Из маленьких достижений сложится большой успех», — рекомендует Даниил.

Фронтмен Pompeya посоветовал молодым исполнителям не подписывать контрактов больше чем на 3–5 лет, не ждать чуда и делать для развития и продвижения группы все, что только приходит в голову.

Выступление Pompeya в Санта-Барбаре в августе 2019 года

Группа: Gnoomes
Где популярна: Европа

С каждым новым релизом пермский коллектив Gnoomes отправляется во все более масштабные туры. В первую очередь группа востребована в Европе и Великобритании, где их записи издает лейбл Rocket Recordings, а песни ставят на радио BBC 6 Music. 

По словам вокалиста Саши Пьянкова, коллектив впервые задумался о продвижении своей музыки за рубежом после успеха дебютного EP «It’s Moonbow-Time, Boy», разошедшегося по отечественным пабликам. Получив положительные отзывы от иностранных блогеров, группа начала поиски европейского лейбла, который мог бы выпустить ее следующий релиз.

«Мы понимали, конечно, что нам недостает опыта, но это нас не останавливало. Мы мечтали, что у нас появится лейбл, который будет делать то, что мы в тот момент делать не умели», — объяснил Пьянков.

В 2015 году лейбл наконец появился — им стал британский Rocket Recordings. Через год после выступления коллектива на Liverpool Psych Fest у Gnoomes появился и букинг-агент.

Gnoomes. Фото предоставлено группой

«Теперь за поиск концертов отвечал уже человек, который в этом разбирался. Без агента ты вряд ли сможешь попасть на большой фестиваль, но иногда мы сами себе находим небольшие концерты по дороге. После нескольких туров по Европе у нас появились контакты в разных странах», — рассказал вокалист Gnoomes.

Пьянков пояснил, что группа не занимается организацией туров: это обязанность локальных промоутеров, которых, в свою очередь, ищут букинг-агенты.

«К сожалению, иногда мы встречаем ребят, для которых промоушен — это создание встречи в соцсетях и устная договоренность с клубом. При этом они игнорируют бытовой или технический райдер. Такой промоутер, как правило, отправляется в черный список», — объяснил Пьянков.

Музыкант рассказал, что размеры гонораров, которые получала его группа, отличались в зависимости от страны.

«Что для Швейцарии норма, для Италии — запредельные требования. Кстати, все группы, попадавшиеся нам в турах, говорили о своей любви к Швейцарии. Подтверждаем: это особая страна, в которой исполняются все ваши желания!», — рассказал участник Gnoomes.

Одним из существенных отличий между продвижением музыки в постсоветских странах и в Европе Пьянков назвал зрелость зарубежного музыкального бизнеса. 

По словам музыканта, в Англии, в отличие от нашей страны, отлаженная музыкальная инфраструктура существует уже много лет.

«Универсальных средств [продвижения] не существует, у каждого свой путь, и теоретизировать на этот счет бесполезно. Чем раньше вы набьете шишки, тем проще вам будет впоследствии. На наш взгляд, коммуникация внутри группы — это 80% успеха, остальные 20 — это удача и внешние факторы (лейбл, агент, менеджер)», — подчеркнул артист.

Выступление Gnoomes в Лондоне в мае 2018 года