Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/509/image/article-0ad870cbfc3fb4832c938d69b6068638.jpgЛеша Горбаш2022-01-18T17:50Чья музыка стоит больше: Дэвида Боуи или Боба Дилана?Сколько стоят самые дорогие музыкальные каталоги мира
Сколько стоят самые дорогие музыкальные каталоги мира
Чья музыка стоит больше: Дэвида Боуи или Боба Дилана?
Источник: Tibor Janosi Mozes / pixabay.com

Сколько стоят самые дорогие музыкальные каталоги мира

Чья музыка стоит больше: Дэвида Боуи или Боба Дилана?
Источник: Tibor Janosi Mozes / pixabay.com

За последние годы артисты стали все чаще продавать права на собственную музыку. И тут возникает много вопросов. Почему это происходит? Зачем это артистам? Кто получил 500 миллионов долларов за свою дискографию? Разбираемся в материале «ИМИ.Журнала».


В начале января наследники Дэвида Боуи продали его музыкальный каталог компании Warner. Благодаря этой сделке дискография британского артиста вошла в число ценнейших в мире. По данным Music Business Worldwide за 2021, год на покупку музыкальных прав было потрачено пять миллиардов долларов — и речь только о публичных сделках. 

За последние несколько лет на рынке появилось сразу несколько компаний, за счет инвесторов вкладывающих огромные суммы в права на музыкальные каталоги заметных артистов. «Песни — актив надежнее нефти и золота», — говорит Мерк Меркуриадис, сооснователь компании Hipgnosis Song Fund. Он больше 30 лет работал менеджером в музыкальной индустрии (артисты в масштабе от The Who до Бейонсе), а в 2018 году вместе с Найлом Роджерсом запустил Hipgnosis. Цель их работы — собрать у себя как можно больше музыкальных активов. И к лету 2021 года каталог Hipgnosis оценивался уже в 2,2 миллиарда долларов, при этом уже известно о новых вложениях на один миллиард.

Другой заметный игрок этого рынка — компания Primary Wave, которая громко называет себя «домом легенд». Ее история началась в 2006 году с приобретения 50% прав на каталог Курта Кобейна, а сейчас продолжается покупкой творчества не менее громких артистов. Primary Wave принадлежат права на музыку Боба Марли, Джона Леннона, Уитни Хьюстон — и не только.

При этом сфера не ограничивается ни только этими двумя компаниями, ни фокусом на каталоги исключительно легендарных ветеранов. За последние несколько лет права на свою музыку продавали Шакира, Кельвин Харрис, Imagine Dragons и многие другие современные артисты. Сумма большинства таких сделок хранится в секрете. 

В ходу два типа сделок. У артистов могут выкупить права на само оригинальное музыкальное произведение («мастер-трек») или же права на паблишинг (сюда входит и коммерческое использование песен, и запись каверов, и использование сэмплов или цитирование, и многие другие вещи).

Волна активности независимых стартапов разбудила мейджоры, которые также стали платить артистам огромные гонорары за права на их музыку — последние пару лет они тоже активно участвуют в этой игре.

До России эта тенденция пока не дошла. Причин несколько, главная из которых — наша музыкальная индустрия сильно моложе и пока не на том уровне, чтобы разбираться с вопросами наследия предыдущих поколений. 

«ИМИ.Журнал» вспоминает самые заметные сделки, в рамках которых права на музыку легендарных артистов продавались за сотни миллионов долларов. И дискография Боуи далеко не на вершине списка.

Стиви Никс — 100 миллионов долларов

В конце 2020 года участница Fleetwood Mac продала 80% прав на каталог сольных песен компании Primary Wave за 100 миллионов долларов. Никс стала одной из первых звезд, поддержавших тренд: после этого продажи каталогов встали на поток.

Заодно в 2020-м она стала невольной свидетельницей отражения еще одной новой для музыкальной индустрии действительности. За пару месяцев до этого группа Fleetwood Mac спустя 40 лет снова оказалась в топ-чартах, когда в TikTok стал вирусным ролик, где беззаботный американец катался на скейте под их песню «Dreams».

Red Hot Chili Peppers — 140 миллионов долларов

Весной 2021 года группа Red Hot Chili Peppers пополнила ростер Hipgnosis, продав им права на издательство всей своей музыки, написанной до 2020 года. Сумма сделки — 140 миллионов долларов.

Дэвид Боуи — 250 миллионов долларов

Самый заметный сюжет в музыкальной индустрии начала 2022-го: Warner купила права на паблишинг-каталог Боуи за 250 миллионов долларов. По условиям сделки компания получила полную дискографию артиста, включающую в себя все 26 прижизненных (и один посмертный) альбомов, а также огромное количество синглов. 

Сотрудничество Warner с наследниками Боуи началось в сентябре 2021 года: тогда компания получила право на дистрибуцию его музыки, вышедшей в период с 2000-го по 2016-й (первоначально издавалась на Sony).

Пол Саймон — 250 миллионов долларов

За год до покупки прав на дискографию Боуи лейблом Warner американский певец Пол Саймон продал свой паблишинг-каталог мейджору Sony Music за схожую сумму. Релиз его последнего альбома состоялся в 2018-м: еще до начала пандемии 79-летний музыкант перестал давать концерты и выпускать новую музыку.

Боб Дилан — 500 миллионов долларов

В 2020 году Боб Дилан продал права на паблишинг более чем 600 своих песен лейблу Universal. Официальная сумма не разглашается, но источники издания The New York Times говорят о 300 миллионах долларов. Теперь Universal принадлежат полные права на монетизацию дискографии Дилана за исключением песен, которые он напишет в будущем.

«Представлять творчество одного из величайших авторов песен всех времен — это и привилегия, и ответственность», — говорилось в заявлении Universal.

В январе 2022 года Дилан подписал еще одно соглашение. На этот раз он продал все свои сольные песни лейблу Sony за примерно 200 миллионов долларов.

Брюс Спрингстин — 550 миллионов долларов

Это самая дорогая сделка для сольного артиста. В конце прошлого года права на все творчество Спрингстина перешли к Sony Music за 550 миллионов долларов. Лейбл подписал с артистом сразу два соглашения: Sony владеет и сольным творчеством Спрингстина, и правами на паблишинг его песен. 

«Я могу искренне сказать, что попал в правильное место, оказавшись на лейбле Columbia (входит в структуру Sony Music Entertainment) в 1972 году. Последние 50 лет работники Sony относились ко мне с уважением как к артисту и человеку. Я в восторге оттого, что мое наследие будет жить в руках людей, которым я доверяю» — так сделку прокомментировал сам Спрингстин.

Бонус: каталог, принадлежащий Майклу Джексону, — 750 миллионов долларов

Пожалуй, самая внушительная сделка в музыкальном бизнесе и история, показывающая, что Майкл Джексон хорошо чувствовал не только хиты, но и тренды индустрии. В 1985 году Майкл Джексон вложил 40 миллионов долларов в каталог компании ATV, которой на тот момент принадлежали права на музыку The Beatles, Элвиса Пресли, Ареты Франклин и многих других легендарных артистов.

В середине 90-х Джексон продал 50% прав Sony за 100 миллионов долларов. А в 2016 году семья умершего певца продала оставшиеся 50% уже за 750 миллионов долларов. В начале 2021 года компания ATV была переименована в Sony Music Publishing. Сейчас eе музыкальный каталог оценивают в сумму от 2,2 до 2,4 миллиарда долларов.