Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/404/image/article-aecfadf6f3b3e3d45f2f9a66468f719b.jpgНиколай Грунин2021-04-15T13:00Советы авторам «Новой критики» от журналистов Александра Горбачева, Льва Ганкина и Дениса БояриноваКак питчить исследования о музыке
Как питчить исследования о музыке
Советы авторам «Новой критики» от журналистов Александра Горбачева, Льва Ганкина и Дениса Бояринова
Изображение: «Муки творчества», 1880 год. Леонид Пастернак

Как питчить исследования о музыке

Советы авторам «Новой критики» от журналистов Александра Горбачева, Льва Ганкина и Дениса Бояринова
Изображение: «Муки творчества», 1880 год. Леонид Пастернак

Одна из инициатив ИМИ — серия книг «Новая критика». Это курируемые сборники исследовательских статей о феноменах музыки в России и СССР. Сейчас мы ищем авторов для третьего (первый — в продаже, второй готовится к печати) сборника «Новая критика. Едем по России», посвященного явлениям региональных сцен за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Прием заявок открыт до 26 апреля, каждому автору мы заплатим 20 тысяч рублей за авторский лист.

Попасть в «Новую критику» может любой желающий, главное — правильно донести идею исследования в формате питча. Мы попросили музыкальных журналистов и редакторов «Новой критики» Александра Горбачева, Льва Ганкина и Дениса Бояринова рассказать, как написать заявку статьи — чтобы зацепить жюри и стать автором сборника. 

Александр Горбачев

Редакционный советник ИМИ, редактор сборника «Новая критика. Контексты и смыслы российской поп-музыки»

Мой набор в «Новой критике» был первым, и, честно говоря, я сомневался, сработает ли эта затея. Поэтому должен признаться, что меня радовал каждый адекватный питч. То есть когда автор более-менее четко формулировал тему и предмет своего интереса, а не предлагал написать, почему попса — это плохо, а рок — хорошо (или что-нибудь в этом духе). 

Критерии удачных питчей 

  • Питч предлагает посмотреть на знакомые явления с нового ракурса. Тут я бы вспомнил текст Даниила Жайворонка из первой «Новой критики», где он объединяет Агузарову, Линду и Глюкозу под знаменами киберфеминизма. Или текст Ивана Сапогова и Вадима Салиева из готовящегося к печати второго сборника, в котором пристальный музыковедческий анализ песни «Девочка с каре» дает совершенно удивительный результат. Настолько удивительный, что лучше я обойдусь без спойлеров и порекомендую дождаться выхода книжки.
  • Питч предлагает новую и ценную информацию. В первой «Новой критике» этого было не так много, хотя о каких-то новых для себя теоретических парадигмах я все же узнал: не буду указывать, о каких именно, чтобы не позориться. В следующих томах такого, очевидно, будет больше, поскольку темы становятся более конкретными. Например, я совсем не слушатель блэк-метала, но когда я прочитал питч, который предлагал проанализировать, как российские блэк-метал-группы используют гармонику, я сразу заинтересовался.

Не нужно 

  • Прибегать к публицистическому пафосу. Обескураживает, когда автор не просто задает вопрос, но уже заранее знает, к какому ответу он хочет прийти, причем этот ответ оценочный.
  • Отправлять без вычитки. Я бы советовал авторам проверять свои тексты на грамотность: опечатки считываются как свидетельство того, что автору все это не очень интересно и нужно.
  • Несмешно шутить. Если шутить в заявках — то так, чтобы вам самим было смешно. Иначе это выглядит не очень удачным кокетством.
  • Тратить силы на придумывание заголовка. Особенно игрового или цитатного: скорее всего, редактор его поменяет, а члену жюри важнее четко понять из названия, о чем речь.

Лев Ганкин

Автор радиопередачи и книги «Хождение по звукам», редактор сборника «Новая критика. Звуковые образы постсоветской поп-музыки»

Критерии удачных питчей 

  • Из питча понятно, о чем будет потенциальный текст. И главное — зачем его писать.
  • Питч удачно структурирован. В нем перечисляются ключевые тезисы в логичной последовательности и нет долгих лирических отступлений.
  • Питч грамотно написан. Без стилистических ошибок и громоздких словесных конструкций.
  • В питче есть критическая оптика. Он представляет собой не просто познавательный рассказ о музыке, обзор чьей-то дискографии или пересказ истории музыкального жанра, а задает некую исследовательскую рамку.

Пожалуй, на этом обязательная программа заканчивается, все остальное — на усмотрение автора.

Не нужно 

  • Присылать неряшливо составленные питчи. Это может похоронить классную идею текста. Питч — рекламное объявление, которое продает ваш будущий текст. Для сборника «Звуковые образы постсоветской поп-музыки» нам прислали несколько потенциально любопытных заявок, которые, к сожалению, были косноязычно сформулированы. Я смотрел на питч, осознавал, что рано или поздно мне, судя по всему, придется работать со столь же косноязычным текстом, но уже объемом не четыре тысячи знаков, а в десять раз больше, хватался за голову и малодушно отклонял заявку.
  • Присылать питчи без критической оптики. Если автор любит музыку и хочет о ней писать, но скорее в просветительском формате, без проблематизации и осмысления — к сожалению, это не годится.

Денис Бояринов

Сооснователь сайта Colta.ru, редактор сборника «Новая критика. Едем по России»

Критерии удачных питчей

  • Глубина предмета изучения. Конкретно в нашем сборнике — важно связать музыку с историей и культурой какой-то местности. Интерес «Едем по России» — герои, которые были значимы в рамках отдельно взятой географической локации, но в итоге никуда не вышли. На самом деле, мне не хотелось бы давать каких-то подсказок, потому что они всегда ограничивают фантазию авторов. Но в качестве иллюстрации отмечу: для меня примером удачного героя можно назвать Константина Ступина. Это не просто неизвестный музыкант, а яркий пример того, что такое рок-н-ролл в России и как в нашей стране живут настоящие рок-н-ролльщики.
  • Оригинальный предмет изучения. Чем менее исследуемый феномен известен членам жюри, тем интереснее. Предметом исследования может быть отдельное музыкальное произведение — если есть представление, что в том или ином регионе появилась песня, которая прожила свою жизнь и вписалась (или не вписалась) в общероссийскую музыкальную повестку. Главное, чтобы она естественным образом выросла из определенной географической локации.
  • Предметом исследования может быть не только песня. Исследовать можно музыкантов, группы, места силы, инструменты, жанры или особые музыкальные приемы. Например, какую музыку играли все музыканты на репбазах в определенный момент времени и на определенной местности — это тоже может быть яркой и интересной темой.

Не нужно 

  • Рассказывать про собственную группу. Нас интересует отстраненный, а не заинтересованный взгляд автора.
  • Искать исключительно маргинально-альтернативных героев из глубинки и рассказывать только о них. Это один из возможных типов питчей, но совсем не единственный.
  • Говорить только об историях успеха. Наша задача — создать культурологический текст, материал для анализа, что происходило с музыкой в нашей стране. Как писал Лев Толстой, «все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Нас интересует вот это «по-своему». Пусть в сборнике будут и какие-то счастливые примеры, и несчастливые, потому что все мы прекрасно понимаем, что такое жизнь в провинциальных городах: иногда беззаветное служение музыке на местечковом уровне является гораздо более вдохновляющим, чем история того, как человек едет в Москву и покоряет ее радиостанции.