Жми на педаль! Павел Додонов — о главных гитарных примочках XX века
Темы
Авторы
Темы
В честь выхода саундтрека к фильму Василия Сигарева «Жить», который написал Павел Додонов, экс-гитарист Дельфина рассказал «ИМИ.Журналу» о главных гитарных эффектах конца XX века.
Записал: Никита Ровнов
BOSS BF-2
«Flanger от BOSS — один из определяющих элементов звучания группы The Cure. Если вы хотите саунд как у группы Роберта Смита или другого близкого к ней постпанка, то ничего лучше Boss BF-2 не найдете. Он чем-то напоминает эффект Сhorus, только с более долгой задержкой и наличием фидбэка. Эта педаль очень характерна для звучания нью-вейва и постпанка 1980-х годов».
Примеры:
Electro-Harmonix Small Clone
«Эту Сhorus-педаль в свое время популяризировал Курт Кобейн, она стала одной из основ его саунда. У Small Clone характерный водянистый саунд Сhorus. Примочку хорошо слышно в песне Nirvana „Come as You Are“. Устройство сильно повлияло на звучание группы, после взлета Nirvana продажи гитарного эффекта также подскочили».
Примеры:
Electro-Harmonix Polychorus
«По большому счету это Сhorus и Flanger, вместе взятые. На нем можно добиться самых разных звуков, например вибрато более экстремального хоруса, флэнджера или звука с металлическим оттенком filter matrix. Кобейн крайне интересно использовал Polychorus в песне „Radio Friendly Unit Shifter“, где за счет этой педали создавался очень красивый шквал гитарного звука. В том числе благодаря этой примочке нойз стал по-своему музыкальным.
Интересно, что и Poly Chorus, и Small Clone были выпущены еще в конце 1970-х — начале 1980-х годов, но только Кобейну удалось сделать так, чтобы эти педали повлияли на саунд мировой гитарной музыки. До Курта Poly Chorus среди прочих использовал гитарист King Crimson Эдриан Белью».
Примеры:
DigiTech Whammy
«Педаль Whammy, разработка компании DigiTech, была выпущена в 1991 году. Whammy — это довольно сложный прибор: pitch shifter и harmonizer в одном. DigiTech умудрились сделать столь непростое устройство в формате гитарного эффекта, причем сразу же со встроенной педалью экспрессии.
Whammy сильно повлияла на многих: например, Том Морелло из Rage Against the Machine великолепно использовал ее для своих гитарных приемов типа скретчей и других. Еще с ней играли музыканты My Bloody Valentine. Мне, впрочем, ближе то, как Whammy использовали Radiohead, которые достигли в этом совершенства, особенно когда совмещали ее с эффектом „дилэй“.
Этот эффект дарит много уникальных возможностей для создания разнообразных звуков, от октавера в духе стоунер-рока, гармонайзера а-ля King Crimson, гармонайзера с педалью экспрессии My Bloody Valentine, Radiohead и так далее. Я использовал Whammy на альбомах Дельфина „Юность“, „Существо“ и других. До сих пор играю с этим эффектом в разных проектах».
Примеры:
BOSS DS-2
«Одна из основных педалей с эффектом „дисторшн“ у Курта Кобейна. Стоит учитывать, впрочем, что она хорошо звучит только через качественный гитарный усилитель с кабинетом. Если использовать DS-2 с дешевым комбиком или в линию (хотя песня Nirvana „Territorial Psisings“ была записана именно так, причем неизвестно, с этой педалью или с ее предшественником DS-1), то, конечно, гитарный саунд Кобейна не получишь.
Уникальный звук Nirvana во многом строился на одновременном использовании DS-2, DS-1 и Small Clone. Помимо Кобейна, с такой примочкой долгое время играл Джон Фрушанте в Red Hot Chili Peppers. Я тоже очень люблю DS-2, так как на ней можно получить и легкий перегруз, и дисторшн, сносящий все на своем пути».
Примеры:
Moogerfooger MF-102 Ring Modulator
«Группа Sonic Youth очень грамотно использовала педали с эффектом Ring Modulator в своих поздних, более психоделических альбомах. Также „космических“ оттенков звука с помощью этой примочки добивался Омар Родригес-Лопес на первых пластинках The Mars Volta.
Звук Ring Modulator крайне узнаваем и специфичен, ее не будешь использовать в каждой песне, а для более классического гитарного звучания эта педаль вообще не нужна. Зато на ней можно добиться, например, звука колоколов (или еще чего-то необычного, как в саундтреке к „Доктору Кто“). Я использовал Ring Modulator довольно часто, когда играл с Дельфином».
Треки:
Roland Space Echo RE-501
«Дилэй, полностью аналоговый, ленточный, обладает уникальным саундом. Он очень хорошо подходит для дабовой и околодабовой музыки. Среди прочих его использовали Massive Attack, Portishead и другие трип-хоп-группы. Если нужен аналоговый дилэй с „темным" звучанием, который может придать музыке „космическую“ атмосферу, это как раз Space Echo. Прибор очень серьезный, на нем можно создавать и прорабатывать свой саунд. Если прогнать через эту педаль всю песню, может получиться крайне интересный результат. Space Echo, кстати, можно использовать с любыми музыкальными инструментами и добиваться неповторимой атмосферы».
Примеры:
ZVex Fuzz Factory
«Эта педаль с эффектом fuzz появилась в 2000-х и произвела настоящий фурор в индустрии. В основе примочки лежит классический „фузз“, но усовершенствованный, экспериментальный — с его помощью можно сделать осцилляцию, звук с большой компрессией и так далее.
ZVex Fuzz Factory — популярная педаль, ее использовали, например, Джон Фрушанте, Джей Маскис из группы Dinosaur Jr. и музыканты Deftones. На меня она произвела сильное впечатление. В отличие от всех винтажных педалей с эффектом „фузз“, ZVex Fuzz Factory адаптирована под современное звучание».
Примеры:
Слушать саундтрек Павла Додонова к фильму «Жить»