Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив

Практика без теории: история DIY-фестивалей Sadwave Fest

журналhttps://cdn-static.i-m-i.ru/imi-static/store/uploads/article/445/image/article-60638889e4869e0176f4051fd080a0c1.png

В клубе Mutabor 4 сентября пройдет фестиваль в честь 10-летия вебзина Sadwave. В лайнапе заявлены две сцены, 20 групп и несколько диджей-сетов. Помимо музыкальной программы планируется кинопоказ, панк-квиз и уличный маркет. Sadwave Fest — не первое событие для создателей проекта. Соорганизаторы Sadwave Fest Анна Гаврилова и Максим Динкевич рассказали «ИМИ.Журналу» о каждом фестивале, проведенном их командой за последние шесть лет.

Maximum Rocknroll Presents

Где и когда: дизайн-завод «Флакон», май 2015 года

Что это было

Первый, самый экспериментальный и один из наиболее успешных фестивалей для команды. В начале 2015 года наш любимый зин Maximum Rocknroll провел интересную акцию: в один день по всей планете должны были пройти панк-концерты в его поддержку. Неважно, откуда вы и где делаете концерт, главное — вывесить флаг солидарности с проектом, сделать встречу на Facebook и отправить часть полученных с концерта средств в MRR. Список всех мероприятий был опубликован на странице зина в социальных сетях и постоянно пополнялся. Нам понравилась эта идея, и мы стали искать помещение и собирать состав.

Как проходила подготовка фестиваля

Антикоммерческому событию — соответствующий бюджет. У нас не было денег на аренду интересного пространства, поэтому мы пытались получить скидку, объясняя арт-директорам площадок, что у нас благотворительной фестиваль. Большинство, кажется, просто не понимало, что мы делаем и зачем нам деньги. В итоге нам каким-то чудом удалось найти контакт администраторки «Флакона», которая за скромную сумму согласилась сдать нам совершенно пустое двухэтажное пространство «Куб».

Основные траты

Больше всего денег ушло на аппаратуру и звукорежиссера, воду для выступавших групп, дорогу для одной команды из Нижнего Новгорода и еще одной — из Рязани. Мы не стали объявлять предпродажу, решив, что наша аудитория и так узнает о мероприятии. В целом, все так и вышло, но с онлайн-продажей выручка была бы больше.

Что мы не учли

Погоду. День фестиваля выдался пасмурным, почти сразу пошел дождь, который не прекращался до самого конца. Если бы мы не планировали проводить часть мероприятия на улице, проблем бы не было. Пришлось спешно переносить все внутрь. Слава богу, внутри оказалось достаточно места и розеток. В итоге на втором этаже мы разместили диджеев и маркет, а на первом, помимо сцены и музыкантов, наши друзья из пивоварни Zagovor продавали пиво. Еще мы не подумали про охрану — она понадобилась вечером, когда некоторые посетители начали драться. Наконец, мы не закладывали в бюджет уборку помещения, поэтому нам пришлось компенсировать администрации все поломки за свой счет. 

Итоги фестиваля

Мы заработали чуть больше 300 долларов от проданных билетов и пива и отдали их Maximum Rocknroll. 

Maximum Rocknroll Presents-2: Русский — значит тормоз

Где и когда: май 2016 года, клуб «Город»

Что это было

MRP-2 стал продолжением предыдущего фестиваля. Мы заранее забронировали клуб на 16 мая, рассчитывая, что всемирная акция в поддержку MRR пройдет в тот же день, что и год назад. В итоге организаторы долго не могли подтвердить, что событие в силе, а потом и вовсе заявили, что в этом году ничего не будет. Мы до сих пор не знаем, почему команда зина так поступила — от них требовалось только анонсировать концерты в фейсбуке. Кроме того, нас оповестили об отмене последними: отсюда и самоироничное название фестиваля. 

Как проходила подготовка фестиваля

Помимо того, что мы оказались единственными в мире, кто поддержал акцию, не в нашу пользу сыграли майские праздники. Многие группы не смогли выступить, потому что их музыканты были в отъезде. Тогда мы решили, что нужен иностранный хедлайнер! Выбрали македонскую группу Bernays Propaganda. На тот момент она была европейской андеграундной звездой. К тому же, участники Bernays Propaganda — наши друзья, и они согласились выступить без гонорара.

Основные траты

Оплата транспорта для группы, аренда клуба и документы с пересылкой DHL в Македонию. Всего вышло примерно 60 тысяч.

Что мы не учли

Оказалось, что Bernays Propaganda — не настолько популярная группа, как мы считали. На их выступлении осталось едва ли не меньше посетителей, чем на общеизвестных московских командах. Впрочем, команда фестиваля все равно отлично провела время и получила удовольствие от общения с любимыми музыкантами. Возможно, еще часть потенциальной аудитории отпугнуло спорное название нашего фестиваля. 

Итоги фестиваля

Мы вышли примерно в ноль, на пожертвование MRR денег уже не осталось.

Maximum Rocknroll Presents-3: Winter Edition

Где и когда: декабрь 2017 года, клуб «Театр»

Что это было

Наш третий и последний фестиваль в поддержку MRR. Кажется, тогда уже все забыли, что такие акции вообще проходили, но нам хотелось сохранить бренд. Мы увеличили количество сцен до двух, а групп — до 12, сделали афтепати с диджеями в соседнем клубе «Вечерняя школа». Хедлайнером в этот раз стала украинская группа Maloi. Точнее, должна была стать.

Как проходила подготовка фестиваля

Пришлось расширить команду, прежними силами мы уже не справлялись. Нам нужна была помощь для саундчеков, закупки и доставки бытового райдера и проверки билетов на входе. Довольно нервно проходили переговоры с киевской группой, которые стали для нас самой неожиданной и серьезной проблемой.

Основные траты

Оплата дороги двум группам (поезд и вэн), аренда клуба (около 20 тысяч), билеты и небольшой гонорар для одной из приезжих команд. В последний момент выяснилось, что придется потратиться на еще одну привозную группу из Санкт-Петербурга.

Что мы не учли

Что хедлайнер может отказаться от выступления за три дня до концерта. Такое невозможно предугадать заранее. Группа распалась, и пришлось срочно искать замену. Хорошо, что у нас было заложено чуть больше денег, чем требовалось. Если бы у нас не было финансовой подушки, мы бы точно не успели купить билеты новому хедлайнеру. После этой ситуации мы всем советуем не пытаться отбить затраты с билетов, а оставить небольшой запас на случай форс-мажора. В итоге вместо Maloi выступили питерцы Materic, экстренно приехавшие в Москву. 

Итоги фестиваля

Мы вышли примерно в ноль из-за недешевой аренды, бытового райдера на 50 человек, а также двух привозных групп, которые собрали меньше, чем мы рассчитывали. 

Sadwave Fest

Где и когда: август 2019 года, «Главклуб»

Что это было

За полтора года между последним MRR Presents и первым Sadwave Fest мы успели во второй раз привезти классную британскую группу The Wytches и сделать с десяток локальных концертов. Подумать о новом большом событии не было ни времени, ни сил: нишевые проекты отнимали слишком много ресурсов. Весной 2019 года нам написал генеральный директор «Главклуба» Игорь Тонких с предложением сделать панк-фестиваль на его площадке. Тонких помогал нам по всем вопросам и предложил, по сути, заняться только лайнапом и рекламой события. Сначала мы были шокированы: учитывая предыдущий фестивальный опыт, было очевидно, что DIY-группы никогда не соберут «Главклуб» даже на четверть. У Игоря был план: он предложил поставить стартовую стоимость билетов в 100 рублей и потихоньку поднимать ее до 500. Этот план блестяще сработал. 

Как проходила подготовка фестиваля

Мы никогда раньше не работали со столь крупной площадкой. Было непривычно, что за каждый элемент фестиваля (рекламу, техническое оснащение, гримерку, охрану, барменов и так далее) отвечает не просто отдельный сотрудник, а порой целый отдел. Мы расширили команду до 15 человек и стали обсуждать все вопросы в отдельном чате. Это решение в итоге попортило нам немало нервов: важные нюансы терялись в потоке сообщений, мы забывали о договоренностях, сложно было четко распределить зоны ответственности. Нужно было сразу для каждого фронта работ заводить отдельный чат, а все решения фиксировать в гугл-таблице. Не нужно бояться делегировать, иначе можно надорваться и все испортить. В идеале стоит обсуждать все концептуальные вопросы вместе, а затем назначать конкретного ответственного на каждую задачу. 

Основные траты

Часть бытового райдера, такси и расклейка афиш.

Что мы не учли

Размеры «Главклуба». До начала подготовки фестиваля каждый из нас был на площадке только как зритель. Нам следовало хотя бы раз приехать заранее, подробно изучить место и познакомиться с каждым участником процесса. Мы этого не сделали, и часть команды просто потерялась в огромном пространстве клуба. К счастью, все прошло без накладок, потому что сотрудники «Главклуба» профессионально нас координировали. Также мы не учли, что на сцене есть экран, куда можно было что-то транслировать. Сначала все не понимали, что делать, но вокалист «Теней свободы» Ваня Глобин прямо на месте сделал фоновые изображения для всех групп! Без его помощи сцена смотрелась бы гораздо хуже.

Итоги фестиваля

Наша команда получила огромное удовольствие от работы с профессионалами, которые заинтересованы в результате. Шок от количества пришедших: фестиваль собрал почти тысячу человек. При этом танцпол не был пустым ни на одной группе. Тот счастливый момент, когда все участники процесса остались довольны. 

Sadwave Fest II

Где и когда: 12 января 2020 года, «Главклуб»

Что это было

Закрепление успеха предыдущего фестиваля, но с другим, чуть более мейнстримовым составом. За счет поддержки «Главклуба» и личных контактов нам удалось привезти достаточно большого хедлайнера — группу «Петля пристрастия» из Минска. 

Как проходила подготовка фестиваля

Мы готовили событие в более спокойном режиме, чем в прошлый раз. Мы учли свои ошибки в коммуникации, а условия и звук «Главклуба» остались на высоте. 

Основные траты

Вновь большая часть денег ушла на бытовой райдер, такси, расклейку и производство афиш.

Что мы не учли

С этим фестивалем не было никаких проблем. Спасибо профессионалам, которые нам помогали!

Итог фестиваля

Было еще больше зрителей, чем на первом Sadwave Fest. Кажется, получилось добиться отметки в 1200 человек по билетам.

Sadwave Fest III

Где и когда: 4 сентября 2021 года, «Мутабор»

Что это будет

Третий Sadwave — большой вызов для нас. В этот раз мы взялись за организацию самостоятельно. Команде очень понравилось в «Главклубе», но там нельзя сделать две полноценные сцены или провести кинопоказ и квиз, которые будут в «Мутаборе». 

Как проходит подготовка фестиваля

Мы занимаемся событием круглые сутки: приходится довозить оборудование в клуб самостоятельно, расширять команду, искать волонтеров и так далее. В отличие от двух предыдущих фестивалей нам нужно самим думать не только о лайнапе и наполнении площадки, но и обо всех технических нюансах. 

Основные траты

Аренда клуба, производство фестивального мерча и афиш, реклама в соцсетях, букинг иногородних групп, покупка бытового райдера музыкантам и аппаратура.

Что мы не учли и каков итог фестиваля

Скоро узнаем!

Подпишитесь на рассылку
Рассылка о самом интересном в музыкальной индустрии