Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив

Музыканты, промоутеры и слушатели — о фестивале AWAZ

Ваd Zu на AWAZ. Источник: Карина Бычкова
журналhttps://cdn-static.i-m-i.ru/imi-static/store/uploads/article/409/image/article-deb5a1a1f4877a1189dd0b885a2ba5ef.gif

С 20 по 23 мая в Казани прошел AWAZ — новый фестиваль, придуманный командой Степана Казарьяна («Боль», Moscow Music Week). В 2021 году это первое массовое музыкальное событие в России, где выступило более 80 отечественных и зарубежных артистов. Теперь фестивали подобного уровня проводятся не только в окрестностях Москвы и Петербурга: AWAZ — удачный пример того, как опыт организации столичных ивентов встраивается в региональный контекст. 

Мы попросили рассказать о своих впечатлениях от AWAZ музыкантов, сыгравших на фестивале, а также промоутеров, музыкальных журналистов и слушателей.

Что думают музыканты 

Катя Шилоносова 

Автор проекта Kate NV, участница группы «ГШ». Играла на AWAZ дважды 

У меня правило — ничего не ждать от фестивалей, потому что случиться может что угодно. Но AWAZ был супер. В Казани самые лучшие люди на свете. Не то чтобы я их ждала, я скорее обрадовалась, что они все такие же классные и даже еще класснее, чем раньше. И огромный плюс фестиваля был как раз в том, что все очень приветливые, хотят сделать классно и лучше, все готовы работать вместе. 

Мне кажется, минусов нет, но есть два недоразумения: запрет на съемку на одной из площадок (мы все же играли не в «Бергхайне») и отсутствие стандартного горизонтального расписания выступлений, по которому можно было бы нормально ориентироваться (его организаторы собрали в дни фестиваля. — Прим. «ИМИ.Журнала»). 

Stevie Whisper

Сербский музыкант, диджей, резидент белградского арт-центра Drugstore

Я не покидал Сербию с тех пор, как началась корона в марте прошлого года. На AWAZ я отправился в компании дорогих ребят, резидентов Drugstore (арт-центр в Белграде. — Прим. «ИМИ.Журнала»), а на фестивале воссоединился со своими старыми приятелями из Москвы. Мы играли часами, а наш Ян (Yan Dusk — рэпер, резидент Drugstore. — Прим. «ИМИ.Журнала») успел искупаться в озере

Где бы я ни играл в России или в других странах бывшего СССР, мне всегда классно удается провести время — это я знаю точно. В Казани я был впервые, но о городе кое-что слышал: мой папа был там два года назад. Все прошло вдвое лучше, чем я мог представить: у города очень крутой и расслабленный вайб, и это отразилось на фестивале в лучшем виде. 

Я не самый большой фанат фестивалей гигантского формата. Но мне близок подход ребят из AWAZ: несколько маленьких клубов, которые разбросаны по городу, и у каждой площадки эклектичный лайнап. 

Поскольку до поездки я повредил ногу и пока всюду хожу с костылями, мне не удалось застать большинство выступлений за пределами сцен, где я выступал: в парке «Черное озеро» и саду клуба Werk. Наш хост Мурад был крут, саундсистемы, на которых играл я и другие резиденты Drugstore, тоже были классными, аудитория открыто и дружелюбно нас принимала. 

Фрагмент выступления Сергея Храмцевича на AWAZ. Видео предоставлено музыкантом

Сергей Храмцевич

Основатель группы The RIG, музыкант проекта «Интурист»

Когда я ехал на AWAZ, уже знал, что это будет своего рода праздник, на котором выступит огромное количество близких мне групп и друзей. К тому же третий день фестиваля выпал на мое тридцатилетие и у меня было три выступления. Что, конечно, круто.

Если говорить про другие российские фестивали, то разница действительно есть. Особенно если сравнивать с теми, что проходят в Москве. Там ты пришел на саундчек, отыграл и уехал: возвращаешься домой к своим делам. А здесь все наоборот: большая часть людей поехала в незнакомый город, который оказался очень крутым, и это действительно новый опыт.

Степан Казарьян с другими организаторами восхитительно сделал свою работу. И все площадки были очень круто сделаны. Вообще, складывалось ощущение отпуска, хотя на самом деле я постоянно был погружен в работу. Плюс нас классно встретили, и публика была просто фантастическая.

Были некоторые проблемы с расписанием. Мы должны были выступать с Кристиной Казарян в пятницу, но в расписании указали, что мы стоим в воскресенье. В итоге мы выступили в пятницу, и потом мне звонили люди: «Сергей, где вы, а почему вы не играете?» Я думаю, накладка произошла из-за гигантского объема работы организаторов, так что это простительно.

На будущий год можно сделать с музыкантами AWAZовский вагон, чтобы фестиваль начинался еще в поезде в Москве и заканчивался также в поезде в Москве. Вот это было бы супер. Потому что, когда мы возвращались из Казани, нам хотелось и дальше тусить, но проводницы всех гоняли и говорили: «Идите спать. Попросите, чтобы вам в следующий раз сделали целый вагон, вот там и пойте».

Игорь Шемякин

Казанский музыкант, участник группы Harajiev Smokes Virginia

Это первый подобный фестиваль в нашем городе. Атмосфера напоминала чемпионат мира по футболу, только вместо футбольных фанатов улицы заполонили меломаны и тусовщики со всей страны. 

Я ждал грандиозного музыкального праздника, и он состоялся на 100%: суперлайнап, хорошая организация и дружественный персонал, много друзей, гостей, все красивые и приятные. 

Было бы здорово сделать больше сцен на открытом воздухе — в парках, во двориках и на верандах заведений: летом сложно врываться в душные помещения баров. Но сеты Tyagotenie, Supruga и «другдиджея» того стоили.

Организаторы не делали ставку на знаменитых хедлайнеров, и эта идея сработала. В будущем хотелось бы увидеть на AWAZ больше локальных артистов и коллабораций. Надеюсь, к следующему году наша сцена станет еще круче и в фесте смогут принять участие и другие достойные казанские музыканты. Мы бы и сами хотели выступить еще раз и представить новую программу, над которой сейчас работаем.

Из всех российских фестивалей, на которых я бывал и которые проводятся за пределами Москвы и Питера, AWAZ входит в топ-3. Я обожаю маленькие клубы, маленькие сцены и всякие местные культурные приколы. Фестиваль сильно напоминал поездку по России с друзьями, и я это очень ценю.

Мне понравились практически все площадки: влюбился во двор «Соли» и ассортимент пива в их уличном баре. Werk ⏤ идеальный клуб, с лучшим звуком в Казани, а также атмосферным выходом во двор. Выражаю огромный респект профессиональным и приветливым звукорежиссерам, особенно команде, работавшей в Werk. Я бы поставил больше звука на маленькие площадки ⏤ в «Библиотеку», «Особняк Демидова» и «Нору». Но я понимаю, насколько сложно арендовать достаточно звука в городах такого размера, как Казань.

Понравился и потрясающий лайнап. Особенно дикие пересечения в нем, когда в течение пяти минут ты оказываешься и на инди-рок-сете, и танцуешь в «Библиотеке», и слушаешь что-то камерно-экспериментальное, ну или мошишь под группу Supruga в «Норе».

Однозначно выступил бы еще раз, но не в «Особняке», а в клетке в «Норе». Или в Werk, но поставил бы на сцену клетку. Получился бы концерт мечты.

Фрагменты выступления группы «Петрозаводск» и шоукейса Popoff Kitchen на AWAZ. Источник: Андрей Клинг

Что думают промоутеры 

Тимур Птахин 

Арт-директор казанского бара «Соль», музыкант 

Я до сих пор в приятнейшем шоке от произошедшего, такого в Казани не было ни-ко-гда. Ждал классного фестиваля — собственно, его и получил. Много любимых групп, красивой публики и хорошего звука. До боли знакомые локации заиграли новыми красками, и порой накатывало приятное ощущение, что я в абсолютно новых для себя местах. 

Порой конфузило от того, что любимые артисты пересекаются по времени в расписании. Понимаю, что в этом и есть прикол больших фестивалей, но лично мне так непросто было выбирать, скажем, между «Союзом» и «Жарком» или Kate NV и группой «Утро». Ну или когда пересекались музыканты, похожие по флоу: например, jerk и более именитый «источник» (похожая ситуация была с Ha-HaBiBi и Simple Symmetry). Наверное, у менее популярных музыкантов произошел отток потенциально новой аудитории. Ну и в остальном были минусы, куда без них. Но ощущение эйфории и радости от произошедшего перекрывает все недочеты. 

AWAZ — очень важное и знаковое событие для города, подобного движа здесь не хватало давно, а запрос на него явно был. Думаю, это переломный момент, после которого культура концертов и вечеринок выйдет в Казани на новый уровень. Да и очень радует сама идея рассредоточения больших событий от Москвы. Есть в этом свежесть и разнообразие для публики и артистов.

Никита Егоров-Кириллов 

Основатель квир-вечеринки Popoff Kitchen 

От фестиваля я ожидал перемешивания московской и казанской сцен-тусовок, а также знакомства с людьми, эту сцену создающими: артистами, промоутерами, хозяевами клубов и так далее. Все это я и получил, но, увы, не смог попасть на все площадки и посмотреть, например, театральные постановки и перформансы. Мне кажется, AWAZ — первый пример правильной мультикультурной экспансии Москвы в регионы, учитывающей местный контекст и сумевшей все собрать, смешать и на выходе выдать новый интересный экспириенс.

Из плюсов: организация на очень высоком уровне. Чувствовалось, что над фестивалем работает большая команда профессионалов. Идеальный мэтч случился с клубом «Нора» — местом нашего шоукейса. Небольшая площадка с двориком, внутри танцпол отделен от диджейки настоящей железной клеткой (как в берлинском Tresor). Super hot!

Из минусов, не зависящих от организаторов, разве что ограничения на проведение ночных мероприятий. И для меня иногда выступления в программе накладывались друг на друга — когда непонятно, куда сейчас стоит пойти (но локейшены в целом были друг от друга в пешей доступности). 

Я бы посоветовал к следующему AWAZ сделать простое приложение для телефона, в котором было бы видно, что и где происходит. С функцией выбора того, что не хочешь пропустить, и интерактивной картой.

Фрагмент выступления группы «источник» на AWAZ. Источник: Андрей Носков

Наташа Падабед 

Промоутер, основательница концертного агентства More Zvukov

Я езжу на фестивали, чтобы хорошо провести время и найти новых артистов — для своего агентства или фестивалей SKIF и других. И то и другое получилось. 

Из минусов: мне не хватило удобного сайта, чтобы можно было быстро проверить информацию об артистах и коротко их послушать-посмотреть. Я заранее к «Авазу» не готовилась и в день фестиваля не успевала всех проверить. Из плюсов: клубы, где выступали музыканты, находились рядом друг с другом. И даже Werk, который расположен не в центре, доступен на такси в течение 10 минут. Все площадки интересные, со своей историей. 

AWAZ сделан по типу европейских фестивалей, а их я перевидала немало, здесь ничего новаторского отметить не могу.

Александр Яковлев 

Промоутер из Санкт-Петербурга, арт-директор клуба MOD 

Это был успех. Самое важное, что фестиваль состоялся именно в Казани, а не в Москве или Петербурге. Это основополагающая история для развития региона. Казань — прекрасный город, и он полностью готов к подобным событиям: мы увидели массу разнообразных площадок, у каждой есть свои преимущества. Я и многие другие люди будем счастливы, если этот фестиваль продолжится дальше. 

У AWAZ чрезвычайный упор на, скажем так, не мейнстримовую сцену. На фестивале выступило много артистов, впервые игравших перед широкой публикой. Соль «Аваза» в том, что он собран не вокруг хедлайнеров — их в лайнапе можно по пальцам пересчитать, — а вокруг независимой сцены, которая своими руками и талантом делает большой труд.

То, что не нравилось в процессе, довольно быстро устранялось, не стоит на этом заострять внимание. Где-то было душно, но это нормально, люди приходят на концерты — потеют. Возможно, там, где, как в «Соли», было две сцены, можно было кого-то из артистов поменять местами. Но это дело организаторов фестиваля, я полностью доверяю его команде — Тане Макаровой, Наде Самодуровой, Степану Казарьяну. Критика тут неуместна.

Фрагмент выступления группы «Интурист» на AWAZ. Источник: Андрей Клинг

Что думают журналисты

Сергей Мудрик

Музыкальный редактор «Вечернего Урганта»

Я ждал от AWAZ ощущения чего-то нового, важного, прикольного, что будет атмосферно и весело. Ожидания оправдались: для дебютного мероприятия фестиваль получился во многих смыслах впечатляющим. И настолько продуманным, как будто он проходит уже не первый год. Я не был на нидерландском Le Guess Who?, русский вариант которого предполагал сделать Степан Казарьян (сооснователь AWAZ. — Прим. «ИМИ.Журнала»), да и вообще не был на международных шоукейс-фестивалях. Могу сравнить только с тем, что я видел в России. По большому счету Степан конкурирует сам с собой — с Moscow Music Week, который он также придумал.

Интервью со Степаном Казарьяном о фестивале AWAZ 

Мне понравилось разнообразие площадок и то, как все вписано в городскую среду. Я не был в Казани восемь лет и заново открыл для себя и город в целом, и конкретные места, где проходили концерты. А две главные сцены фестиваля — в баре «Соль» и клубе Werk — на удалении друг от друга способствовали разделению людских потоков.

У меня нет негативных эмоций, хотя знаю, что в день открытия «Соль» не смогла вместить всех желающих. Для стоявших в очереди на вход это однозначно неприятная ситуация. Хотя очевидцы подобных европейских фестивалей говорят, что очереди на самые востребованные ивенты — это нормально. И в таких случаях люди нередко разворачиваются и идут на более свободные площадки, таким образом заполняя все места, где проходят выступления.

Возможно, я бы устроил концерт в день открытия на максимально крупной площадке, чтобы точно все вместились. Не знаю, насколько это рентабельно, но, может быть, стоило рассмотреть вариант с проведением бесплатного мероприятия с несколькими хедлайнерами. Например, на испанском фестивале Primavera есть бесплатный «нулевой» день. Местные жители могли бы послушать хорошие группы и, если бы им все понравилось, купить билеты на остальные дни. Это было бы правильно, ведь один из ключевых пунктов дальнейшего развития AWAZ — расширение местной аудитории. Сейчас фестиваль заинтересовал в основном слушателей из других городов. Это хорошо с точки зрения развития внутреннего туризма, но, думаю, организаторы не оставят надежду повлиять на развитие местной культуры и увеличение числа гостей среди жителей Казани. А еще было бы здорово пораньше начать концертную программу в субботу и воскресенье. 

Хочется приехать еще раз и внести этот фестиваль в список обязательных туристических и музыкальных мероприятий года. Я помню «Боль» в 2018-м: тогда я был вдохновлен и внутренними открытиями, и одухотворяющей атмосферой. Что-то подобное я почувствовал и на AWAZ. Все, кто впервые приедет на фестиваль в 2022-м, наверняка испытают это, что замечательно. А у нас, приехавших во второй раз, будут другие ощущения: мы вернемся в прекрасное, уютное и прикольное место, где отлично проведем время с интересной музыкой и людьми.

Колонка Сергея Мудрика «Почему “Боль” может стать новым “Нашествием” и где теперь пробиваться новичкам» 

Алиса По 

Соосновательница телеграм-канала Психо Daily, пиарщица вечеринок «Рабица»

Единственным возможным ожиданием от фестиваля в наше время может быть только то, что он состоится. Как человек, пропустивший «Искорку» и круиз Esthetic Joys, я ждала AWAZ с особым трепетом: очень уж хотелось ворваться в свой первый за два года фестиваль такого масштаба. Я переживала, что в последний момент все отменится — из-за ковида, стрельбы в школе, закрытых границ или еще чего-нибудь. Особенно тревожно стало, когда ночную программу перенесли на вечер, а из лайнапа исчезли Los Pirañas

Хоть в программе и случились некоторые потери, размах события позволил забыть о них в первый же день. Лайнап был рассчитан на очень разные пристрастия как в музыке, так и в досуге. Панк-, рок-, поп- и какие угодно концерты, театральные перформансы, вечер метала, джазовые импровизации, квир-вечеринка Popoff Kitchen, лекции, в конце концов, — вероятность остаться без впечатлений была нулевой. Благодаря такой мультиформатности AWAZ стал фестивалем неожиданных открытий и субкультурного обмена, где условные поклонники Kate NV могли отрываться на метале, а любители постпанка — на техно-вечеринке.

Если же говорить про формальные организационные моменты, то отсутствие очередей и точность тайминга — это топ. Из минусов: очень поздно опубликовали расписание выступлений, поэтому многие, кто, как и я, улетал в воскресенье вечером, были вынуждены пасануть часть выступлений, в том числе «АИГЕЛ», Lucidvox и шоукейс Ored Recordings. 

А в субботу все хедлайнеры выступали в одно время. Понятно, что такое программирование заставляет людей разрываться, но ставить очень сильных артистов в слоты рядом — например, Аишу Деви и Kate NV — кажется неправильным. Учитывая, что оба артиста выступают в России не часто (хоть Катя и живет в Москве). 

Фрагменты выступлений Kate NV и дуэта Simple Symmetry на AWAZ. Источник: Андрей Клинг

Что думают посетители

Маша Гончарова 

Продюсер мероприятий Музея «Гараж» 

Я ехала на AWAZ, чтобы поймать фестивальный дух, посетить интересные локации, как продюсер хотела почерпнуть что-то по части организации мероприятий масштаба «целый город — фестиваль». И, конечно, услышать артистов, которых никогда не слышала живьем. В самое сердечко попали Simple Symmetry, Irhagar, Stevie Whisper, «Интурист» и шоукейс Popoff Kitchen.

Больше всего впечатлила автономность события и его единство, несмотря на отдаленные друг от друга площадки (до самой дальней — 10 минут на такси). Гости суперрасслабленно передвигались с одного концерта на другой, периодически разделялись, чтобы снова воссоединиться. Радость таких встреч была какая-то суперискренняя. Не хватило, пожалуй, культурного контекста: понятно, что днем было время на изучение города, но хотелось бы, чтобы фестиваль больше поработал с этим.

Из плюсов: почти все площадки были суперфрендли, с отлично выстроенным звуком и светом, очередей за пивом почти не было. Особенно хочется отметить «Соль», Werk, «Нору», парк «Черное озеро» и Национальную библиотеку. Все выступления начинались вовремя, кто-то даже раньше, ни единой задержки не заметила.

Из минусов: громадная очередь на открытии фестиваля, в какой-то момент на входе закончились браслеты (те, у кого были браслеты, тоже ждали в очереди). В следующий раз можно более настойчиво и подробно рекомендовать, на каких локациях можно получать браслеты. Также во дворе «Соли» были опасные треугольники, которые утяжеляли одну из конструкций сцены. Об них на танцполе споткнулись все. В будущем можно, как вариант, обшить их мягкой тканью или подсветить LED-полосками. К сожалению, организаторы также не учли вместимость бара «Библиотека».

Но самый большой минус фестиваля — локация «Особняк Демидова» и ее сотрудники. В «Особняке» есть правило: не использовать фото- и видеосъемку, для этого на входе сотрудники площадки заклеивают камеру телефона огромной наклейкой — типа как в «Бергхайне». Это окей. Но казалось, что максимум, который может случиться за нарушение этого правила, — тебя попросят покинуть площадку. 

Я сделала фото на концерте Кate NV. Сначала ко мне подбежала сотрудница площадки и попросила удалить фото. Ее не удовлетворил мой ответ, что я имею право не удалять фотографии на своем телефоне. Затем подскочил техник сцены: он долго показывал нам рукой на выход, хватал за футболку моего друга, который просто хотел с ним поговорить, а затем силой выпроводил меня на лестницу. Там стейдж-менеджер «Аваза» вежливо попросила меня удалить фотографии, я попыталась выяснить, на каком основании, — ответа не последовало. Разумеется, на этом этапе я могла удалить фотографии, и, возможно, не случилось бы продолжения. 

Стейдж-менеджер быстро ушла, а человек по имени Евгений, «главный по площадке», спустил меня с лестницы, толкая на пролет ниже, ругаясь матом и крича в лицо: «Удали, удали, удали!» Когда Евгений сдался, он буквально толкнул меня руками пару раз вниз с лестницы, крича вслед, что я «наркоманка и тупорылая овца» и что проход в «Особняк Демидова» для меня закрыт навсегда. Что ж, не потеря.  

Предлагаю «Особняку Демидова» серьезно задуматься о более тщательной подготовке сотрудников к мероприятиям, брифингу и о том, как вести коммуникацию с гостями, когда случаются подобные ситуации. Не уверена, что фотографирующих в «Бергхайне» (на клуб Евгений ссылался во время конфликта) людей силой и с оскорблениями выпроваживают. К сожалению, подобное поведение сотрудников площадки портит имидж и самому фестивалю.

Алиса Лукина

Переводчик-востоковед

Мне изначально понравился разноплановый формат фестиваля: я купила билет еще до объявления второй волны артистов, потому что мне показалось крутым, что в рамках одного феста можно и послушать «луговые мари», и подэнсить под техно, и узнать новых музыкантов. Считаю, последнее особенно круто, и за это прежде всего респект. 

Я всегда любила «Боль» за микс известных и андеграундных музыкантов в лайнапе. Но сейчас она становится более коммерческой и попсовой. А вот AWAZ — очень крутой пример такого формата. Также мне понравилось, что выступали и бенды, и диджеи. В Werk, к примеру, это здорово сочеталось в рамках одной площадки. 

Мне понравились локации, город, атмосфера феста. Очень круто, что сделали дневной сет test.fm. Здорово, что у организаторов была договоренность с кафе о скидках для посетителей фестиваля: это помогло найти клевые места, чтобы поесть и затусить в перерывах между бесконечными танцами.

На некоторых выступлениях был достаточно плохо выстроен звук, особенно в маленьком зале «Соли». Духота и очереди — неизбежные элементы такого масштабного фестиваля, но в некоторые моменты с этим явно был перебор. Например, на сете Moa Pillar. Неподготовленной мне показалась и площадка Werk: в предпоследний день феста там сломались почти все туалеты и было нереально душно.

Я понимаю, какая сложная задача стояла перед организаторами — составить лайнап так, чтобы все закончилось до 00:00 (в Республике Татарстан действует запрет на проведение ночных мероприятий. — Прим. «ИМИ.Журнала»). Но в этих условиях я бы начала музыкальную программу чуть раньше. 

Такие события, мне кажется, сложно, да и не так интересно организовывать в больших городах. И опыт Казани дает надежду на то, что подобное будет проходить и в других регионах. Причем важно, чтобы были задействованы разные площадки, чтобы люди приезжали знакомиться с городом и его тусовочно-творческим потенциалом, а не только стенали о тленности Руси за пределами Москвы и Питера.

Александр Авдошов

Барабанщик группы «Трафарет»

Я ждал музыкальной энергетики, эклектично сопряженной с культурой города: чтобы одним движением и фестиваль впитывать, и Казань изучать. В результате — стопроцентное попадание. Все было сделано с уважением к месту и с гостеприимством к слушателям.

Мне не очень понравились строгие правила «Особняка Демидова» относительно съемки. Я сам не сильно расстроился, но читал отзывы других ребят, которые писали про поврежденные камеры телефонов и пленки, что плохо. 

На месте организаторов я был бы чуть более оперативен в ответах на вопросы слушателей. Из-за изменений в расписании люди немного растерялись и ждали ответа от оргов в чатах. Плюс не хватило активности в соцсетях, а были только подборки репостов в сториз. 

Это однозначно новый опыт: татарстанский вайб, много нативной, «фольклорной», живой музыки. С нетерпением жду AWAZ-2022, возвращение гарантировано.

Подпишитесь на рассылку
Рассылка о самом интересном в музыкальной индустрии