«Повышение стоимости — это кощунство»
Темы
Авторы
Темы
Пандемия застала врасплох всех; продавцы и изготовители мерча, магазины пластинок и музыкальной техники не исключение. Представители рекордсторов DIG, «Звуковой барьер» и «Фонотека», производители мерча Hopes and Dreams и «Мам, купи», сотрудник магазина музыкальных инструментов MusicMag, а также руководитель производства аудиокассет GoTape рассказали «ИМИ.Журналу», как самоизоляция повлияла на продажи и насколько сильно малый бизнес спасает доставка.
«Никаких привилегий у нас нет»
«Как мы из всего этого выкручиваемся? Тихо», — вздыхает Павел Ерышев, владелец и директор московского магазина пластинок «Звуковой барьер», работающего больше 30 лет.
«Перед изоляцией мы заплатили за аренду около 100 тысяч рублей, а также за коммуналку, интернет и электроэнергию. Надо сказать, практически ничем из этого мы не пользуемся. Все, что говорят о поддержке бизнеса, — абсолютная ложь», — признается Ерышев.
Директор «Звукового барьера», несмотря на кризис, продолжает платить зарплату сотрудникам и тратить деньги на рекламу.
«Опыта набрался, поэтому я вбухиваю по 6 тысяч рублей в день на рекламу в Google и Яндексе, — говорит Павел. — За счет этого идут какие-то заказы, которых хватает на выплату зарплаты».
«Я думаю, дотянем даже до следующей аренды», — так Ерышев говорит о ближайшем будущем магазина.
Владелец винилового магазина DIG Петр Чинават признается, что за первый месяц самоизоляции объем продаж упал как минимум в пять раз. По словам Петра, он не рискует оценивать масштаб проблем, с которыми столкнется магазин после возобновления работы.
«Я разговаривал со своим товарищем Ваней, с которым мы делаем магазин DIG, и он сказал, что мы очень долго будем расхлебывать тот кризис, в котором сейчас находимся», — говорит сооснователь рекордстора.
Как DIG справляется с кризисом? По словам Чинавата, помогает акция с виртуальными сертификатами.
«Люди присылают деньги, а мы им высылаем специальный номер, по которому они смогут прийти после карантина в подсобку и поковыряться в пластинках, которые мы еще не разобрали и отслушали, — объясняет принципы работы этих сертификатов Чинават. — Таких пластинок у нас несколько тысяч — мы даже сами не знаем, что в коробках».
Анна Кудрявцева из петербургского рекордстора «Фонотека» еще в середине марта поняла, что все серьезно. Однако, по ее словам, к экономическому шоку магазин был готов и в марте ушел в минус на 419 тысяч рублей — потому что купили много товара про запас, а также огромное количество масок и средств защиты. Кроме того, Кудрявцевой пришлось снимать деньги со счетов, и рекордстор потерял зверские проценты за единоразовое снятие в «Альфа-банке».
В апреле магазин закрыл двери, и, по признаниям Анны, объем продаж стал «смехотворным».
«Доставка не спасает, и мы делаем все, чтобы сохранить зарплату для всех наших 13 сотрудников. Мы работаем в очень сильном напряжении, ищем новые идеи. Кризис очень помогает включить мозги и использовать все то, что раньше мы игнорировали», — говорит Кудрявцева.
Что будет дальше с рынком пластинок в России?
«Все будет зависеть от курса евро на выходе из кризиса, а также от покупательной способности людей, — рассуждает Анна. — Если кризис продлится дольше двух месяцев и поднимет курс до 100 рублей за евро, магазинам придется очень туго. Впрочем, если бы весь магазин состоял из 2–3 сотрудников, было бы проще. Но если магазин молодой и не скопил жировой запас, то за счет чего выживать, не имея покупателей?»
Удастся ли «Фонотеке» вернуться к прежним темпам выручки?
«Если курс будет в границе до 90 рублей за евро, а кризис продлится не дольше полутора месяцев, я полагаю, мы сможем постепенно вернуться к прежним выручкам, но лишь если мы будем использовать новые возможности для продаж, — отвечает Анна. — Потому что многие из наших клиентов уже потеряли работу в этот сложный период».
Едва ли не единственная компания, которая сегодня производит аудиокассеты в России, петербургская фирма Go Tape, пострадала от падения заказов в марте. Но, по словам руководителя производства Максима Иванова, в апреле ситуация улучшилась.
В Go Tape не стали повышать цены: Максим считает, что повышение стоимости сейчас — это кощунство.
В условиях режима самоизоляции компания пользуется услугами курьерской компании, которая помогает наладить логистику между производством и офисом Go Tape. Максим хвалит «Почту России», которая, по его мнению, внедрила много хороших сервисов, облегчающих логистику.
Максим считает, что к привычному режиму производство сможет вернуться уже к осени этого года.
«Нужно быть реалистами и перестраивать свой бизнес»
В студии Hopes and Dreams, которая занимается печатью мерча для музыкантов, не ожидали столь серьезных ограничительных мер в связи с пандемией.
Создатель студии Дмитрий Ковалев говорит, что доходы компании уменьшились на 70%.
«Основной объем работы сейчас — это печать для онлайн-продаж музыкантами и брендами одежды», — говорит представитель Hopes and Dreams.
По его словам, в сложившейся ситуации необходимо «перестраивать свой бизнес». При этом Ковалев настроен куда позитивнее многих коллег.
«Если честно, вся эта ситуация очень встряхнула и взбодрила, лишний раз показав, что нужно мыслить на несколько шагов вперед и иметь хорошую финансовую подушку. В происходящем есть много плюсов — например, появилось время на все дела и идеи, которые давно откладывались», — продолжает Дмитрий.
Представитель Hopes and Dreams рассчитывает, что студия вернется к прежнему режиму работы к осени, когда у музыкантов должны возобновиться концерты и туры.
Владелица бренда мерча музыкантов и блогеров «Мам, купи» Дарья Зарыковская также не сразу оценила масштаб ситуации. Ей пришлось закрыть два офлайн-магазина, и объем продаж упал более чем вполовину.
Дарья прогнозирует, что восстановление и наращивание прежних темпов точно займет не один год.
«Звуковые носители — последнее, что вам потребуется»
Рынок музыкальной техники также остро почувствовал на себе издержки режима самоизоляции.
«Объем продаж упал очень сильно и резко, — говорит Кирилл Михайлов из московского магазина музыкальных инструментов и оборудования MusicMag. — Звуковые носители — последнее, что вам потребуется, если не будет денег на вещи первой необходимости».
Впрочем, по словам Кирилла, ситуация с музыкальными инструментами и техникой менее однозначна, поэтому он старается искать плюсы.
«Нарастающая цифровизация жизни диктует и потребление, использование сопутствующих девайсов, поэтому определенный спрос на них сохранится. Опять же, потребность человека в творческой самореализации сохраняется и в самых кризисных условиях, этакий механизм психологической самозащиты, иначе совсем беда», — отметил Михайлов.
Как отразился режим самоизоляции на технических процессах магазина?
«Доставка, почта и логистика работают, так что и для нас возможности функционировать все же остались, — рассказывает Кирилл. — Но, конечно, многие процессы замедлились, застопорились, отложились до лучших времен, впали в анабиоз. Очевидно, что рынок сильно просядет, сократятся и спрос, и предложение».