Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/603/image/article-dfa5de3ca49395969a54ad785a524ca7.gifЮля Рябова2022-08-31T11:25Эксперты индустрии и представители стримингов — о способах попадания в чарты Накрутка слушателей: почему не стоит пользоваться серыми схемами продвижения
Накрутка слушателей: почему не стоит пользоваться серыми схемами продвижения
Эксперты индустрии и представители стримингов — о способах попадания в чарты
Источник: giphy.com

Накрутка слушателей: почему не стоит пользоваться серыми схемами продвижения

Эксперты индустрии и представители стримингов — о способах попадания в чарты
Источник: giphy.com

На прошлой неделе в своем блоге на сайте vc.ru глава Atlantic Records Russia Бахтияр Алиев выпустил статью под названием «Чарт VK Music (снова) накрутили. Почему это стремно». В материале Бахтияр предположил, что треки некоторых артистов попали в топ прослушиваний нелегально, и объяснил, в чем минусы использования таких инструментов в продвижении, добавив, что запись не несет в себе никаких претензий к музыкальным сервисам. «ИМИ.Журнал» поговорил с представителями «VK Музыки» и «Звука», командой агентства музыкального маркетинга UpSound и директором по маркетингу агентства Digital 42 Тимуром Тахаутдиновым о том, действительно ли можно попасть в чарт стриминга через накрутку и почему музыкантам следует сделать выбор в пользу легальных методов продвижения.


Действительно ли можно накрутить прослушивания

Запрос в любом поисковике по словам «накрутка прослушиваний» или «накрутка слушателей» выдает сразу несколько сервисов, предлагающих нелегальные услуги по продвижению релиза. Преимущественно такие площадки предлагают свои услуги в «VK Музыке», «Яндекс Музыке» и Spotify. Чтобы понять, насколько резонны предположения Алиева о накрутке прослушиваний для попадания в топ, мы попросили экспертов по музыкальному продвижению и представителей российских стримингов прокомментировать ситуацию, описанную в статье.

По мнению команды музыкального маркетингового агентства UpSound, накрутить показатели прослушивания можно за счет несовершенных алгоритмов стримингов.

«Чарт — это показатель прослушиваемости конкретного релиза за прошедшие сутки. Мы никогда не сталкивались с накруткой для своих релизов и просто не видим смысла смотреть в эту сторону. Опыт и ежедневный мониторинг чарта показывает, что накрутить уникальных слушателей, прослушивания и чарт в текущий момент можно: об этом говорят попадания раз в неделю в топ звуков природы и других нехарактерных для чарта мелодий», — рассказали представители агентства. 

Директор по маркетингу агентства Digital 42 Тимур Тахаутдинов отметил, что не может комментировать статью Бахтияра, поскольку для этого необходимо рассматривать каждый частный случай отдельно и проводить анализ, вместе с тем добавляя, что тема накруток стримингов далеко не нова.

«В 2014–2015 годах поставщики такой услуги прямо спамом в WhatsApp рассылали предложения накрутить Apple Music, iTunes, „Яндекс Музыку“. Потом была „показательная казнь“ от Apple Music, если не ошибаюсь: тогда какие-то непонятные треки попали в чарт (по-моему, даже от известного артиста), площадки научились выявлять накрутки, усложнили алгоритмы выхода в чарт, и тема схлопнулась. В VK тема накруток тоже существовала, но максимальные лимиты не позволяли претендовать на чарт с такими цифрами (можно было сделать максимум 50 тысяч стримов). Недавно знакомые кидали статистику: там трек попал в чарт „VK Музыки“ на один день, а на следующий — вылетел. Оказалось, что он завирусился в азиатском TikTok и был во всех чартах в Малайзии. Как это конвертировалось в VK и как он оказался в чарте, не могу сказать», — рассказал Тимур.

Комментируя публикацию Бахтиярова, представители «VK Музыки» ответили: «Мы внимательно следим за подобными случаями и изучаем ситуацию. Если наши алгоритмы обнаружат подозрительную активность какого-то трека, то подозрительные прослушивания перестают учитываться в общей статистике».

Команда стриминга «Звук» также отметила, что систематически отслеживает подобные нарушения и выявляет источники серого трафика.

«В таких случаях мы действуем по принципу нулевой терпимости: как только наши детекторы показывают, что какие-то прослушивания с высокой вероятностью были накручены, мы их обнуляем», — рассказали в сервисе. 

Другой способ мошенничества со статистикой — отгрузка треков на площадки под именем популярного исполнителя или использование похожих слов и названий в псевдониме и названии треков. Например, в 2021 году выяснилось, что альбом «Lasgidi Made» музыканта из Нигерии Wisekid собирал миллионы прослушиваний в Apple Music и Amazon Music из-за копирования названий треков популярного исполнителя Wizkid с альбома «Made in Lagos». Когда пользователи стриминговых сервисов искали нужные песни, они включали по ошибке треки другого музыканта.

Комментируя применение подобной схемы в «VK Музыке», представители сервиса отметили, что попасть в чарт таким образом не получится, поскольку стриминг отслеживает подобные фейки. По их словам, слушатели тоже легко распознают подмену, так что «шансов выстрелить таким образом у читеров мало».

«Звук» также говорит о невозможности попасть в топ, используя такую схему: «Для подсчета топа прослушиваний мы работаем с обезличенным идентификатором трека и артиста и не учитываем их названия или имена». В 2021 году «Звук» наряду с иностранными представителями музыкальной индустрии подписал документ о противодействии манипуляциям со стриминговой статистикой. По словам представителей стриминга, в 2022-м сервис продолжает действовать в рамках соглашения. «Подсчитываем исключительно органический топ наиболее популярных на нашем сервисе треков, артистов и релизов. Как „в общем зачете“, так и в разрезе жанров или стран», — объяснили в «Звуке». 

Отражают ли чарты реальную популярность артистов

В «VK Музыке» есть два музыкальных чарта: для альбомов и для треков. Оба формируются автоматически по количеству прослушиваний на платформе, а информация в них обновляется каждый день. В описании чарта «Яндекс Музыки» указано, что в топ попадают треки, популярные на площадке прямо сейчас. От более подробных комментариев представители сервиса отказались. В стриминге «Звук», помимо «Топа лучших треков», также есть чарты «Топ-релизы»«Топ-артисты» и «Топ поиска», в описании которого указано, что «эти треки чаще всего ищут в интернете». На вопрос «ИМИ.Журнала» о том, как именно формируются эти чарты и как часто обновляются, представители «Звука» не ответили. 

Рассуждая о том, насколько рейтинги стримингов соответствуют уровню популярности артистов, Тимур Тахаутдинов отметил, что в первую очередь нужно понять, что считать популярностью. 

«Сейчас практически во всем мире более 40% чартов — это треки, завирусившиеся в TikTok. Если говорить про медийную широкую узнаваемость — скорее нет, чем да. Наличие у артиста трека в чарте не означает, что его будут узнавать на улицах. Другое дело, что стриминг так и работает: он смещает акцент с личности артиста на его музыку. По факту, если смотреть на это как на маркетинговую воронку, получается, что знание об артисте и прослушивание трека поменялись местами. Раньше ты знал артиста, обладающего популярностью, и далее находил его музыку и слушал. Сейчас ты находишь музыку и, если тебе уж очень сильно нравится, ищешь артиста. Поэтому зачастую есть проблема в том, что чартовым артистам сложно собрать тысячный зал на своем концерте: зритель идет на личность, а не на песни. Чтобы это работало как-то по-другому, стриминг должен учитывать медийные показатели артиста — как условный Forbes составляет свои рейтинги звезд, учитывая, помимо доходов, количество поисковых запросов и упоминаний о них», — рассказал Тахаутдинов.  

Команда UpSound в свою очередь отметила, что влияние чарта сильно переоценено.

«Показателем успешности проекта является выход на монетизацию. Как известно, помимо стриминга есть и другие каналы, но ключ к всеобъемлющей монетизации один — это аудитория. Если на протяжении времени (а не просто раз побывав в чарте) артист способен поддерживать интерес к своему личному бренду и музыке, его можно назвать популярным. Чарт — это капля в море, если вы находитесь на старте пути. Начните с проработки образа, формата коммуникации с аудиторией, вайба, который несет ваше творчество. Попадание в чарт, на наш взгляд, должно происходить органически», — говорят представители компании.  

Как попадать в чарты легально

Представители «VK Музыки» отметили, что возможность попасть в любой из чартов есть у каждого: «Достаточно того, чтобы ваша композиция или релиз пришлись по вкусу большому количеству слушателей. Определенного порога нет: все зависит от того, как много музыку слушают на платформе в целом. Мы знаем десятки примеров, когда начинающие артисты, не обладающие большой аудиторией, практически мгновенно становились популярными и занимали высшие строчки чарта „VK Музыки“. Все, что они делали, — публиковали свою песню на личной странице во „ВКонтакте“. Она нравилась их друзьям. Те в свою очередь делились песней со своими друзьями. И за несколько дней песня становилась хитом. Главный секрет остается неизменным уже много лет: классная песня, которая трогает за душу, обязательно найдет своих слушателей».

Проводя анализ чартов различных площадок, агентство UpSound выделило глубину прослушивания релиза и количество уникальных прослушиваний за сутки (на некоторых платформах и в течение меньшего срока) в качестве основных критериев попадания в топ. 

Артистам, желающим попасть в чарт со своим релизом, в UpSound порекомендовали в первую очередь использовать инструменты и сервисы коротких видео. 

«Instagram Reels, YouTube Shorts, TikTok — пробуйте заходить через алгоритмы и органику, пока не пробьете дно по просмотрам и не поймете, что релиз интересен широким сегментам. Не вкладывайте в покупку блогеров и таргет Facebook», — посоветовала команда агентства. 

Тимур Тахаутдинов добавил, что музыкантам однозначно необходимо использовать для продвижения контент-маркетинг

«Во-первых, надо уметь создавать контент для площадок, которые дают вам виральные охваты и потенциально приводят новую аудиторию. Во-вторых, уметь создавать контент для того, чтобы вовлечь эту аудиторию в диалог с вами. Лояльная база слушателей — это именно тот актив, который дает вам первичный импульс для того, чтобы иметь возможность попасть в чарт. Зачастую трудно вывести трек в топ только платными инструментами, если у него нет никакой органики. Далее уже идут платные каналы: influence-маркетинг, таргетированная реклама и прочие инструменты, чтобы обеспечить недостающий объем стримов для попадания в чарт», — объяснил эксперт.

Узнать, что Тимур рекомендует использовать для продвижения музыки, читайте в инструкции

Может ли артист из России попасть в чарт иностранного стриминга

Несмотря на то что иностранные стриминги официально перестали сотрудничать с российскими артистами, местные музыканты могут дистрибутировать свои треки на эти площадки и использовать инструменты питчинга. 

Отвечая на вопрос, могут ли они при этом попасть в чарты, Тимур Тахаутдинов привел в пример трек «Я буду *****» артистов из Казахстана Moreart и IHI, а также успех дуэта Джаро & Ханза в латиноамериканских странах. 

«Это исключительные случаи, но у них одна формула. Ваш трек должен вируситься в зарубежном TikTok, чтобы попадать там в чарты. Придумывайте зубодробительную механику для видео, тестируйте на своем контенте, пробуйте размещаться у блогеров самостоятельно или с помощью агентств. Но не стоит ограничиваться одной площадкой: пробуйте в YouTube Shorts, InstagramReels, размещайтесь в популярных пользовательских плейлистах на Spotify, работайте с таргетированной рекламой», — рассказал Тимур. 

О том, как самарская группа Cheese People возглавила виральный чарт Spotify, можно прочитать тут

С этим советом согласна и команда UpSound: «Конечно же, конкретного набора действий для попадания в иностранные чарты мы вам не дадим. Делайте форматную музыку для зарубежной аудитории — музыку, понятную языку тела, снимайте видео в органических платформах (TikTok, InstagramReels, Shorts), следите за показателями, анализируйте и снимайте еще».