Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/469/image/article-481ede95534b455d2d1929b76e8226a8.jpgАлексей Алеев2021-10-15T19:55COVID-free концерты: опыт организаторов и артистов
COVID-free концерты: опыт организаторов и артистов
Антиковидный концерт The Flaming Lips. Источник: youtube.com/flaminglips

COVID-free концерты: опыт организаторов и артистов

Антиковидный концерт The Flaming Lips. Источник: youtube.com/flaminglips

За прошедшие полтора года коронавирус кардинально изменил ситуацию в концертной индустрии. Сейчас организаторы выступлений и фестивалей, музыканты и слушатели постепенно привыкают к тому, что в ближайшее время проводить и посещать массовые лайвы артистов можно будет только с использованием системы COVID-free. Для того чтобы попасть на такие шоу, потребуется предъявить QR-код, подтверждающий вакцинацию от коронавируса или наличие свежего ПЦР-теста. «ИМИ.Журнал» поговорил с промоутерами, продюсерами, билетными операторами и музыкантами об опыте организации и проведения COVID-free ивентов, а также о перспективах их развития.  


COVID-free концерт: подводные камни

Прежде чем организовать COVID-free шоу, необходимо получить разрешение на его проведение. Для этого необходимо отправить заявку на официальный сайт Московского инновационного кластера с описанием готовящегося ивента и места, в котором планируется его устроить. После рассмотрения и утверждения заявки концерт появится в реестре событий, работающих в COVID-free формате. Также в этот реестр попадают и площадки — то есть заявку может подать как организатор, так и заведение напрямую. «В целом весь процесс отнимает немного времени и усилий», — отмечают в концертном агентстве Northern Sound.

По словам руководителя «Главклуба» Игоря Тонких, несмотря на несложный порядок регистрации, из-за новизны формата возникают серые правовые зоны и коллизии. «Бывает, что имя фактического организатора концерта всем известно, а штрафы все равно приходят самим площадкам», — рассказал Тонких.

Организатор Aviapark Music Day Максим Лапчук не разделяет мнение о том, что согласование мероприятий проходит легко и просто, называет эту процедуру «лотерейной» и отмечает, что летом 2021-го она существенно усложнилась. «С одной стороны, главным по ковиду у нас стал Роспотребнадзор и, конечно, это довольно удобная позиция для властей, — рассуждает Лапчук. — Но это не совсем удобная история для организаторов, которые, перечитывая регламенты для культурно-массовых мероприятий в восьмой раз, не могут найти контакты нужных инстанций».

По его словам, в этом году московские организаторы работали в рамках нескольких нормативных документов. Среди них — указ мэра Москвы от 8 июня, который ограничил посещения мероприятий свыше 500 человек и без посадочных зон, а также ввел QR-коды для ресторанов. Другим ключевым актом было постановление Главного санитарного врача от 12 июля с формулами для подсчета возможного количества посетителей. Согласно этому постановлению, нужно было оценивать динамику заражений в течение 14 дней до мероприятия. «Очевидно, такая математика занимательна, но в ней не было ничего полезного, и это постановление в целом прошло незамеченным», — комментирует организатор Aviapark Music Day. Также поступили рекомендации не проводить ивенты в парках, культурных заведениях и других муниципальных площадках, однако они были сформулированы не публично, а в ответах на запросы от владельцев площадок. «Это скучное перечисление нормативно-правовой базы, на самом деле, объясняет довольно много отмен в прошедшем сезоне», — резюмирует Максим Лапчук. 

Несогласованность между госструктурами отмечают практически все участники концертной индустрии. «К примеру, Москва этим летом выпускает указ о том, что проводить концерты можно. Но есть еще Роспотребнадзор, который ничего не разрешает, — говорит продюсер площадки Gazgolder Sound Garden Павел Козлов. — Заведения закрывают, причем делает это не мэрия Москвы, которая выпускала указ о том, что можно работать».

Опыт организаторов

«Уже провели несколько десятков шоу. В первую очередь это фестиваль Summer Sound, который проходил в августе на „Флаконе“. Наши партнеры, концертное агентство Northern Sound, первыми организовали серию событий COVID-free», — рассказывают в компании Ticketscloud. Следующей площадкой, подключившейся к формату, стал «Главклуб»: сначала с соблюдением всех норм прошел концерт группы «Крематорий», после чего все ивенты также стали проходить в формате Covid-free. В Нижнем Новгороде со входом по QR-кодам работает концертный зал «Юпитер»: там недавно состоялись концерты Анны Нетребко и Юсифа Эйвазова.  

Представители Ticketscloud отмечают, что система хорошо продумана в Москве, где ПЦР-тесты и сертификаты вакцинации подгружаются на порталы «Моя Москва» или «Госуслуги» и на их основании выдается цифровой код. В то же время система в нынешнем состоянии далека от совершенства: периодически происходят сбои с получением QR-кодов. «Случалось так, что приходило сообщение о готовом тесте, а QR-код появлялся только через пару часов», — отметили в Ticketscloud. 

Многие участники индустрии ссылаются на опыт агентства Northern Sound в рамках уже упомянутой серии концертов на «Флаконе». «Они сумели договориться для своих посетителей о скидках в лаборатории „Гемотест“. Прям красавцы, — говорит продюсер Gazgolder Sound Garden Павел Козлов. — Я приходил на их концерты, стоял и думал: как же круто! Но мы такого сделать не могли, у нас не было тех мощностей. Мы в будние дни не можем ничего проводить на площадке, у нас есть только выходные. По июньской рекламной кампании было понятно, что нужно заниматься только двумя ивентами за неделю».  

Команде Павла Козлова удалось провести два COVID-free события: фестиваль лейбла Скриптонита 36 Summer Jam и вечеринку Applique с хедлайнером Tommy Cash. «Мы планировали сделать намного больше, но, к сожалению, с 18 июня все пошло не по плану. Я хорошо эту дату запомнил: в тот день отменили „Дикую мяту“. После этой новости мы остановились, поняв, что очень рискованно планировать масштабные ивенты, и решили сконцентрироваться на шоу, где у нас уже были договоренности».

Финансовые вопросы

По словам руководителя «Главклуба» Игоря Тонких, дополнительные расходы на проведение COVID-free концертов — оплата работы постов службы безопасности, стюардов для проверки QR-кодов, а также группы разбора (персонал, помогающий посетителям в ситуациях, когда не считывается билет или QR-код. — Прим. «ИМИ.Журнала») — укладываются в вилку расходов на бытовой и технический райдеры.

«Сделать такой концерт не сильно дороже. Общие затраты увеличиваются буквально на еще одну входную группу и группу разбора, — подтверждают слова Тонких в Northern Sound. — Но дело в том, что страдает посещаемость: по нашим оценкам, от 30 до 50 % каждое мероприятие недобирает. Увеличение бюджета небольшое, но посещаемость падает, потому что какая-то часть гостей все же отказывается от билетов. И в этом главная проблема». 

На фестивалях 36 Summer Jam и Applique на площадке Gazgolder Sound Garden организовали работу выездных лабораторий; также все сотрудники получили QR-коды, многие были вакцинированы. Организаторы закупили одноразовые маски и антисептики, на площадке увеличилось количество персонала, ответственного за уборку и протирание поверхностей. «Это все достаточно базовые вещи, — говорит продюсер площадки Павел Козлов. — Мы, на самом деле, живем так уже полтора года. Из нового разве что лаборатории появились в этом году».

По его словам, гораздо сильнее на смете мероприятия сказывается повышенная стоимость дерева у подрядчика, из-за чего конструкции на фестивальной площадке стали стоить дороже. «Все остальное осталось примерно на том же уровне. Реклама стала затратнее. Сложнее стало продавать билеты, потому что люди не хотят делать ПЦР-тест. Их тоже можно в целом понять: они не хотят тратить дополнительные деньги, чтобы сходить на концерт. Из-за этого можно за день продать, к примеру, 200 билетов, но при этом треть из них сдают». Павел говорит, что такая тенденция сохранялась с конца июля по конец августа 2021 года. «Люди уходили, и мы добирали новых. Плюс ко всему неприятные вещи происходили с теми, кто обрабатывал заявки на возврат: очень много негатива. Много стресса из-за того, что всем приходится объяснять новые условия, никто не понимает, что дело не в организаторах», — рассказал Козлов.

Источник: pixabay.com

Артисты и COVID-free концерты

Артистам, выступающим на COVID-free ивентах, также потребуется сдать ПЦР-тест либо предъявить QR-код. Находиться на мероприятии в маске и перчатках музыкантам, в отличие от охраны, барменов, кассиров и организаторов, не обязательно. 

В летнем кинотеатре музея «Гараж» 23 сентября 2021 года прошел концерт «Мы на ты»: четыре экспериментальных дуэта создали музыкальные номера специально для события. По словам Евгения Горбунова, все санитарные нормы соблюдались: «Мы с группой „источник“ делали перформанс. В зал пускали только с QR-кодами, что, в общем-то, никак не отразилось на аудитории, которая ходит на мои концерты и концерты „источника“. Приятно думать, что наш слушатель — ответственный человек с прививкой».

Илья Барамия, известный по проектам «Аигел» и 3H Company, выступал на том же концерте и отметил, что COVID-free ивент ничем не отличается от обычного шоу. «Это такой же концерт, просто нужно показать дополнительную бирку, чтобы попасть внутрь», — рассказал артист. «Я учился на геологическом факультете, и у нас прививки были раз в месяц: от столбняка, от клещей, от всех болезней, которые могут встретиться в экспедиции. Это абсолютно нормальная практика. Я понимаю, что вакцина от ковида ничем не отличается от других. Прививка от столбняка, например, куда неприятнее», — добавил Барамия.

«В России на COVID-free концертах нам играть не приходилось, потому что маленькие ивенты такой формат не практикуют, а до больших фестивалей и выступлений на тысячу людей мы еще не добирались, — рассказывает лидер группы Komplimenter Макс Куббе, выступавший вместе с другим своим проектом Kirov в 2021 году на фестивале Tallinn Music Week. — Мы подали заявку на это событие еще два года назад, но фестиваль несколько раз переносился, состав участников резко сократился до 120 артистов. Нам посчастливилось оказаться в финальном ростере шоу». 

При регистрации на мероприятие или покупке билета необходимо подписывать бумаги о наличии сертификата вакцинации или ПЦР либо о перенесенном менее полугода назад ковиде. Если выступает иностранный артист, организаторы подают ходатайство на погранохрану, вносят группу в списки и составляют рабочий контракт. Организационный центр Tallinn Music Week, по словам Куббе, находился в отеле, и все было спланировано таким образом, что участники получали информацию до выступления, а на площадке от них уже ничего не требовалось. 

COVID-free в регионах

Помимо Москвы, формат COVID-free регламентирован в Нижнем Новгороде. В остальных городах такой вариант проведения мероприятий отсутствует, но, как правило, можно устроить концерт с частичной заполняемостью на площадках с сидячими местами и шахматной рассадкой зрителей. 

Однако есть регионы, где концертный бизнес практически не работает уже более полутора лет. «Я общаюсь со многими промоутерами в России, и абсурд, который происходит в Калининграде, трудно с чем-то сравнить», — говорит промоутер клуба «Вагонка» Алексей Алейников.

В марте 2020 года власти Калининградской области ввели запрет на проведение концертов в стоячих залах, и этот запрет действует до сих пор. «Сейчас у нас можно делать только сидячие концерты, причем есть поправка в законе о том, что проводить их можно только в стационарных залах. То есть поставить в клубе стулья и устроить сидячий концерт нельзя, потому что в постановлении есть такая сноска», — добавил Алейников.

«Вагонка» оказалась полностью парализована вместе с клубом Yalta — еще одной крупной площадкой в Калининграде. «Мы постоянно пишем письма в Роспотребнадзор, ходим на все встречи с представителями службы и губернатором города. Мы обсуждали ситуацию, но по-прежнему не очень понятно, почему „рубят“ именно нас», — рассказывает промоутер. Представители «Вагонки» и Yalta предлагали главе местного Роспотребнадзора Елене Бабуре работать по системе COVID-free еще весной этого года. «Мы сами предложили эту идею, нам ответили, что она неплохая, но сначала нужно создать контролирующий орган. К сожалению, власти не хотят этим заниматься», — говорит Алейников. 

За время пандемии в Калининграде прошло много подпольных концертов и вечеринок. «Мы все время им твердили: чем дольше вы будете держать ограничения, тем больше появится подпольных площадок, концертов и рейвов. В конце лета прошли вечеринки, на которых, по свидетельствам очевидцев, были тысячи человек: это полноценные ночные опен-эйры в самом центре города рядом с жилыми домами, с громкой музыкой до 5 утра», — добавил промоутер. 

Что дальше?

По мнению сайта Ticketscloud, еще рано говорить о глобальных изменениях в индустрии, так как ситуация с посещаемостью периодически меняется. Однако судя по тому, что формат COVID-free существует в Москве и Нижнем Новгороде, а скоро появится и в Пермском крае, Башкортостане и Удмуртии, формат может стать новой концертной реальностью. При этом в компании отмечают, что по сравнению с мероприятиями, которые проводились до начала пандемии, посещаемость снизилась в среднем в два-три раза из-за ограничений и опасений гостей. 

Руководитель «Главклуба» Игорь Тонких считает, что больше всего проблем исходит от непредсказуемости спроса. «Мы начали делать COVID-free концерты в начале августа, и статистику пока сложно трактовать однозначно. Пока я могу сделать два однозначных вывода: спрос на концерты точно снизился в диапазоне от 25% до 50%», — заявил Тонких. Промоутер считает, что восстановление рынка и спроса займет еще немало времени, а клубная и концертная деятельность полностью восстановится не раньше второй половины 2022 года

Промоутеры в регионах смотрят на COVID-free формат с большим скепсисом. «Мы, конечно, обсуждали возможность работы в этом формате с властями и подавали прошение, но если смотреть трезво, вряд ли в провинции взлетит такой подход. Представьте себе COVID-free концерт „Пошлой Молли“, где средний возраст аудитории — 16–20 лет. Большинству нельзя делать прививку, а при прохождении ПЦР-теста стоимость билета возрастает с 1500 до 4000 рублей, у них таких денег нет», — сказал калининградский промоутер Алексей Алейников.