Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/163/image/article-2d518a5ab85df5970bf3118cb7933f76.jpgАлександр Голиков2020-03-05T19:30«Я понял, что общество меня потеряло». Как DTH Studios стала одной из главных гитарных студий Москвы
«Я понял, что общество меня потеряло». Как DTH Studios стала одной из главных гитарных студий Москвы
Фото: DTH Studios

«Я понял, что общество меня потеряло». Как DTH Studios стала одной из главных гитарных студий Москвы

Фото: DTH Studios

За 10 лет московская студия DTH Studios на Электрозаводской улице смогла сформировать вокруг себя собственную сцену, стать местом силы для андеграундных групп со всей России и поработать с именитыми отечественными и зарубежными артистами. Мы поговорили с сооснователями проекта Антоном Кондаковым и Ильей Марвелом, а также звукорежиссером Лео Пересом о том, как из небольшой репетиционной комнаты DTH Studios выросла в профессиональную студию. 

Текст: Александр Голиков

Из Норильска в Москву

Первые 20 лет жизни сооснователь и звукорежиссер DTH Studios Антон Кондаков прожил в Норильске — суровом промышленном городе в Красноярском крае. По словам музыканта, его погружение в музыкальную среду началось, когда он попал в местный магазин музыкальных инструментов «Панорама» в 2004 году — туда Антона пригласил его друг Паша. Помимо самого магазина, в здании было оборудовано помещение, в котором музыканты играли и обменивались записями.

«Уже в те годы все были в курсе групп At the Drive-in, Mars Volta, лейбла Relapse Records и прочего прогрессивного на тот момент гитарного музла. Все создавали группы друг с другом, снимали хоум-видео про все эти события. Этот движ очень меня вдохновил», — рассказывает Антон. 

Еще одним поворотным моментом в жизни музыкант называет лето 2005-го. В тот момент Антон приехал в Москву в отпуск и за одно лето попал на три знаковых концерта: The White Stripes, Foo Fighters / Queens of the Stone Age / Garbage и Fantômas

«В этот момент я понял, что общество меня потеряло и на обычных работах я работать не буду. Надо заниматься музыкой», — вспоминает Кондаков. 

Выступление Mastodon на Contamination Festival в 2003 году — DVD с записью этого концерта вдохновил Антона Кондакова всерьез заняться музыкой 

Вскоре 20-летний Антон вместе со своим другом Владом собрал группу Equal Minds Theory и начал организовывать концерты в Норильске с другими группами. 

«Со временем мы поняли, что это максимум, который мы можем делать в Норильске, и решили переезжать. Я продал свой усилитель Randall и на эти деньги купил билет в Москву», — комментирует Кондаков. 

Приехав в столицу в 2006 году, Антон устроился звукорежиссером в недавно открывшийся клуб «Икра». По словам музыканта, работа в клубе, в котором часто выступали зарубежные коллективы — Morcheeba, Isis, Mono, — во многом повлияла на его взгляды на исполнение и запись музыки: «Я начал сталкиваться с высоким уровнем продакшена и начал видеть разницу в подходе у них и у нас. Причем разница заключалась прежде всего не в количестве денег или аппаратуры, а в методологии. В том, насколько ответственно и глубоко люди понимают происходящее». 

Параллельно Антон занимался собственной группой EMT, которая начала к тому моменту гастролировать по другим городам России. На одном из выступлений в Питере норильский друг музыканта Паша, успевший к тому моменту перебраться в Северную столицу, познакомил Кондакова с Ильей Марвелом, который играл в местных группах и занимался привозом музыкального оборудования из-за рубежа для продажи в России. 

Музыканты сошлись на любви к прогрессивной музыке и стремлении улучшить состояние дел в отечественных студиях: «Мы забивали ночь на студии, и нам давали стажера, который 40 минут тратил на то, чтобы подвинуть одну ноту в DAW — потом мы узнали, что это вопрос одной секунды», — рассказывает Антон. 

По словам музыканта, на других студиях они сталкивались с непониманием их музыки и индифферентным подходом со стороны звукорежиссеров. 

«После нескольких таких опытов захотелось получить место, где музыканты разных прогрессивных жанров могли бы создавать свои релизы в условиях понимания и эффективного содействия. Виделось, что в итоге так можно будет собрать много интересных групп в одном месте и делать с ними крутые записи», — комментирует Антон. 

Так появилась идея создания собственного пространства для репетиций и записи. 

Первая студия и туры 

В 2009 году Антону позвонил Илья Марвел, который на тот момент владел репетиционной точкой в Питере. Он рассказал Кондакову о планах открыть репбазу в Москве. Музыкант EMT решил присоединиться к этому проекту. Объединив усилия, Марвел и Кондаков арендовали комнату под репетиции на территории Электрозавода. 

«Там была полная темень, старые железные стены. Мы ходили с фонариками и думали: „Да, чувак, здесь будет такая комната, а здесь — такая!“» — рассказал Антон. 

 

Помещение сняли за 12 тысяч рублей в месяц, разделив аренду между тремя группами: Equal Minds Theory и московскими коллективами Tombstone Piledriver и Vagiant. Практически сразу Антон и Илья начали обустраивать соседние комнаты не только под репетиции, но и для записи. Сферы ответственности поделили так: Илья больше занимался репбазой, Антон — студией звукозаписи. 

Значительная часть аппарата досталась музыкантам от клуба «Икра», где Антон проработал вплоть до его закрытия в 2010 году. 

«Мы выкупили у них многое. Причем продажей занимался человек, который слабо представлял, что сколько стоит: у него были цены образца 2006 года с большой скидкой. В итоге винтажный комбик Fender Twin 1992 года, который был заряжен Isis, Mono и другими крутыми группами, обошелся нам в 6 тысяч рублей и до сих пор стоит на студии. Две барабанные установки вышли нам по 40 тысяч каждая. На 200 тысяч мы купили все, что смогли: порталы и сабвуферы, микрофоны, стойки, басовый стэк», — вспоминает Антон. 

«Деньги от проекта приходили тремя путями: аренда аппарата, лайв-инженерия и то, что мы скидывали вместе со всеми группами, — комментирует Илья Марвел. — Мы рулили корпоративы с Киркоровым, Басковым, Рианной и Ланой Дель Рей. В итоге получилось очень странное движение средств: из поп-среды и корпоративов в андеграундное музло». 

Работая в прокате, музыканты набирались опыта. По словам Ильи, частично состав аппаратуры они подглядели у иностранных артистов. «Мы смотрели, кто на чем играет, как они настраивают пластик на барабанах, какие усилители используют, — и покупали такие же», — рассказал звукорежиссер. 

С самого начала проект Антона и Ильи позиционировался не просто как студия или репточка, но как сообщество музыкантов, пространство для обмена музыкой — то, что Антон когда-то увидел в норильской «Панораме». 

Студийное помещение на Электрозаводе было доделано к 2011 году, тогда же родилось название Destroy The Humanity. На тот момент, помимо Антона и Ильи, звукорежиссерами на студии начали работать музыканты других групп, репетировавших на Электрозаводе: Артем Белый (Tombstone Piledriver) и Андрей Ганкин (Vagiant).

На этом этапе месячный оборот DTH составлял около 300 тысяч рублей, а чистая прибыль (после выплаты аренды и других трат) — 10 тысяч.

В том же 2011-м основатели DTH Studios решили вывести свое комьюнити за пределы Электрозавода. Главные группы объединения — Equal Minds Theory, Tombstone Piledriver, Vagiant, «Камни» — отправились в тур Loud Nation по городам России. 

Выступление группы «Камни» в Loud Nation Tour в 2011 году

В 2013-м музыканты организовали второй российский тур под эгидой Loud Nation. На этот раз поездка длилась месяц, а лайнап расширился до девяти групп .

Студийный лайв группы Equal Minds Theory в рамках промокампании тура Loud Nation 2013
Выступление Lucifer in the Sky with Diamonds в туре Loud Nation 2013

Эти туры, по словам Ильи, во многом повлияли на то, что студию стали знать по всей России. 

Вторая студия

Еще перед Loud Nation 2 Антон и Илья поняли, что пора расширять студию, где на тот момент работали уже семь звукорежиссеров, а клиенты приходили уже не только из музыкальной тусовки Электрозавода. Помещение для второй студии нашлось на пятом этаже здания, оно оказалось значительно больше прежнего.

«Все произошло довольно внезапно, и мы, как потом выяснилось, были к этому не готовы: опыта тогда было мало. Я рассчитывал, что строительство новой студии будет стоить нам около 800 тысяч рублей, — в итоге оно вылилось в полтора миллиона, включая аренду (60 тысяч в месяц)», — говорит Антон. Процесс длился около семи месяцев, новое помещение студии открылось осенью 2013-го. 

На тот момент DTH Studios уже заработала репутацию одной из главных московских студий для тяжелой музыки — после открытия второго помещения команда проекта не испытывала недостатка в клиентах. Сказывались и связи с организаторами концертов, наработанные в ходе многолетней сдачи аппарата в аренду. Благодаря этим контактам на Электрозаводе начали появляться иностранные группы. 

Первым клиентом новой студии Ильи и Антона стал американский дуэт Jucifer, записавший на DTH Studios лайв-видео. В 2014 и 2015 году на DTH Studios побывали другие зарубежные группы и артисты — Retox, Hidden Orchestra, Йозеф ван Виссем и другие. Представители DTH Studios отметили, впрочем, что записывали зарубежных гостей бесплатно, из любви к их музыке и в качестве промо для студии.

Лайв группы Jucifer на DTH Studios
Лайв группы Hidden Orchestra на DTH Studios

Помощь из Венесуэлы

В 2014 году в жизни DTH Studios произошло еще одно значимое событие: к составу звукорежиссеров присоединился Лео Перес, уроженец Венесуэлы, у которого был опыт работы на профессиональных студиях в Лондоне и Будапеште. 

«Когда я жил в Будапеште и уже собирался переезжать в Россию, кто-то дал мне контакт Виталия Зимина из московского букинга Stop The Silence!. Мы списались, в ноябре 2013-го встретились попить пива, сходили на пару концертов, которые он делал. Неожиданно Виталий предложил мне стать вокалистом его группы Pobeda. Тогда я впервые попал на Электрозавод, где эта команда репетировала», — вспоминает Лео. 

Через несколько месяцев Антон Кондаков предложил венесуэльцу присоединиться к команде DTH Studios. 

«Мы подружились с ребятами, и в какой-то момент я предложил своей жене Ане вложить деньги, которые нам подарили на свадьбу, в студию (еще у меня были небольшие сбережения, которые я заработал на биткоине). Вскоре мы с Антоном уже сидели в самолете в Нью-Йорк, чтобы забрать у моего знакомого купленный нами аппарат для DTH Studios», — рассказывает Перес. 

Обладатель высшего финансового образования, Лео создал систему контроля и учета используемого студийного времени, а также выручки и расходов студий. 

«По сути это Excel-таблица со скриптами, которые вытягивают данные об использовании времени студии из Google-календаря и упрощают распределение прибыли», — поясняет Антон Кондаков. 

«Финансовая система Лео работает автоматически через календарь, что дает людям уверенность: эти деньги не потеряются, с них будет какой-то плюс», — комментирует Илья Марвел. 

Нововведение мотивировало участников проекта вкладывать больше денег в развитие студии; появились и новые инвесторы из числа звукорежиссеров. 

С этого момента студия Destroy The Humanity, которая ранее была ориентирована в основном на тяжелую музыку, превратилась в DTH Studios, где последние годы пишутся как андеграундные команды, так и мейнстрим-артисты разных жанров.

Сегодня месячный оборот DTH Studios составляет 400–450 тысяч, а чистая прибыль — 50 тысяч.

«Месячная зарплата звукорежиссера у нас зависит от количества клиентов, в среднем она составляет в районе 80 тысяч рублей. 60% со стоимости каждой записи берет себе звукорежиссер, а остальное идет студии», — рассказывает Илья Марвел.

«За эти годы постоянное ощущение хаоса сменилось на профессиональную привычку и рабочую дисциплину, — рассказывает Лео. — Сохраняя верность философии панк-рока, мы все же движемся в сторону более профессионального бизнеса».

«Концепция студии никоим образом не изменилась с 2010 года. Все время идут разговоры о том, что нам хочется поднять музыку и искусство в стране. Ради этого студия и существует, — говорит Илья. — Важно поддерживать группы: не просто брать с них бабки, а работать вместе с ними. Потому что есть надежда, что это перерастет во что-то большее». 

Помимо звукозаписи, команда проекта уже несколько лет занимается съемкой лайв-сессий «В огне» вместе с видеопродакшеном Firecat Films. На DTH Studios выступили Sirotkin, «Психея», Jars, «АИГЕЛ», «7раса» и другие, а также зарубежные группы: американцы Nothing и Dead Meadow.

Лайв группы Jars на DTH Studios для проекта «В огне»
Лайв Sirotkin на DTH Studios для проекта «В огне»
Лайв американцев Nothing на DTH Studios для проекта «В огне»
 

Купить билеты на «ИМИ.Семинар» Лео Переса «Как свести трек в домашних условиях». Записаться на мастер-класс Лео во время «ИМИ.Сцены» в Казани