Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив

Что происходит на рынке музыкального оборудования

Комментарии магазинов и производителей
Магазин Dr. Неаd на Арбате. Источник: doctorhead.ru
журналhttps://cdn-static.i-m-i.ru/imi-static/store/uploads/article/543/image/article-bd77e16993713f5d3df264db8cc52e0e.jpgЮля Рябова, Илья Гарькуша2022-04-07T18:25Комментарии магазинов и производителей

Стремительный рост цен на продукцию зарубежных производителей не обошел стороной и музыкальную индустрию — за прошедший месяц стоимость некоторых инструментов и оборудования для артистов увеличилась до нескольких раз. «ИМИ.Журнал» изучил рынок музыкальных инструментов и звукового оборудования в России, проанализировал рост цен и выяснил, есть ли локальные альтернативы зарубежным товарам.


Что изменилось

28 февраля «ИМИ.Журнал» зафиксировал стоимость музыкальных инструментов и звукового оборудования в нескольких популярных онлайн-магазинах — «Музторг», Dr. Head, United Music и Musik Produktiv. В начале апреля мы проверили, насколько изменились цены за прошедший месяц.

Магазин Dr. Head специализируется на продаже звукового оборудования. К 1 апреля стоимость бюджетных версий микрофонов в магазине выросла в среднем на 15-20%, но некоторые модели упали в цене — например, цифровой конденсаторный UHD микрофон для подкастов, музыки и игр AKG Lyra. При этом рост цен на дорогостоящие изделия оказался значительнее — 25-30%. Так, тульский студийный конденсаторный микрофон «Союз 017 Tube» в апреле стал дороже на 27%, а немецкий Neumann U 67 SET Nickel — на 40%. Некоторые категории оборудования для диджеев выросли в цене больше чем в два раза: стоимость DJ-контроллера Denon SC6000 PRIME увеличилась на 100%, а накладных наушников Pioneer HDJ-X5BT-K — на 120%. Впрочем, по словам главного категорийного менеджера Dr. Head Александра Живицы, даже несмотря на рост цен, в магазинах сети был зафиксирован значительный рост спроса вплоть до середины марта.

Скриншоты онлайн-витрины магазина Dr.Head от 28 февраля 2022 года (снизу) и 7 апреля 2022 года (сверху)

Рост цен на товары на сайте розничной сети магазинов музыкальных инструментов «Музторг» за месяц составил до 65%. Например, гитары Fender и Gibson Les Paul Tribute Satin Cherry Burst стали дороже на 53%, малые барабаны бренда Tama подорожали в среднем на 17%, комплекты тарелок Zildjian — от 50% до 65%, аналоговые синтезаторы KORG — на 18%, а MIDI-клаиватуры Novation — на 50%. 

Скриншоты онлайн-витрины магазина «Музторг» от 28 февраля 2022 года (снизу) и 7 апреля 2022 года (сверху)

Руководитель «Музторга» Максим Кравченко, как и Александр Живица из Dr. Head. говорит об увеличении спроса в конце февраля и начале марта — компания связывает это с традиционным потребительским поведением, отражающим желание приобрести что-либо до более серьезного подорожания или начала дефицита. Вместе с тем после волны заметного роста спроса, произошло его снижение. «Частично это результат смещения спроса внутри месяца, а частично подтверждает, что новые цены, конечно, некомфортны для покупателей. Цены связаны не только с курсом рубля относительно валют импорта. Представители брендов в России могут отражать в размере стоимости возможную нестабильность будущих поставок. Сейчас мы вместе с нашими партнерами-поставщиками внимательно оцениваем ценообразование и снижаем цены. Так, в конце марта уже удалось добиться пересмотра цен по многим брендам, и надеемся, что сможем сделать больше. Кроме того, у «Музторга» есть программа лояльности, участники которой могут приобрести большую часть ассортимента по другим ценам», — говорит Максим. 

Поставщик музыкального оборудования United Music, работающий в России, Беларуси, Литве и Украине, на момент подготовки материала практически не поднял стоимость музыкальных инструментов и звукового оборудования на сайте, а на некоторые позиции даже снизил цены на 1-2%. Вместе с тем большинство товаров в онлайн-магазине сопровождается плашкой «Под заказ».

Скриншоты онлайн-витрины магазина United Music от 28 февраля 2022 года (снизу) и 7 апреля 2022 года (сверху)

В комментарии «ИМИ.Журналу» представитель United Music отметил, что за последний месяц спрос на музыкальные инструменты очевидно снизился. Впрочем, точные цифры, на его взгляд, будут понятны только через несколько месяцев: чтобы оценить эффект от изменений на рынке, необходимо провести аналитику и сравнить данные по продажам с соответствующим периодом предыдущих лет, а также учесть другие неочевидные факторы. 

Зафиксировать изменение цен у немецкого поставщика Musik Produktiv «ИМИ.Журналу» не удалось — на главной странице русскоязычного сайта указано, что «в связи со сложившейся на данный момент ситуацией, отгрузка товаров на территорию Российской Федерации не представляется возможной».

Какую долю на российском рынке занимают иностранные инструменты и оборудование 

В 2020 году журнал Music Trades опубликовал результаты исследования индустрии звукового оборудования и инструментов: согласно его данным, российский рынок на тот момент составлял менее 1% мирового объема. По данным отчета Федеральной службы государственной статистики и Федеральной таможенной службы, за 2020 год объем российского рынка музыкальных инструментов составил около 10,5 миллиарда рублей — из них более 90% пришлось на импортную продукцию зарубежных компаний. Объем звукового оборудования на российском рынке по итогам 2020 года достиг 88 миллиардов рублей — продукция локальных производителей составила менее 5% общего объема. 

В том же отчете приводятся данные о том, какие инструменты импортируют в Россию из зарубежных стран чаще всего. Первое место по популярности занимают электрогитары и клавишные синтезаторы, затем идут скрипки и акустические гитары, далее — запчасти для инструментов, а также камертоны и метрономы. На четвертом месте — фортепиано, пианино и рояли. Замыкают топ-5 духовые инструменты.

Есть ли у музыкантов альтернативы зарубежным инструментам? 

За последние десятилетия в России увеличилось количество локальных производителей, а некоторые из них даже стали популярны среди иностранных музыкантов. Так, тульский бренд микрофонов «Октава» отмечает на своем сайте, что их продукцию ценят группы U2 и Iron Maiden, а также певец Sting. Кроме того, тульский микрофон можно увидеть в прошлогодном рекламном ролике модного дома Chanel. Другой популярный бренд микрофонов — «Союз», основанный в 2013 году американским музыкантом Дэвидом Артуром Брауном и российским предпринимателем Павлом Баздыревым, активно продвигается на западе и в числе своих поклонников называет музыкального продюсера Radiohead, Пола Маккартни и Бека Найджела Годрича, музыканта и звукоинженера Стива Альбини, сотрудничавшего с группами Niravana, Pixies, The Stooges и другими артистами, а также звукорежиссера и продюсера Принса, Джонни Кэша, групп Tool и System of a Down Сильвию Мэсси.

Вместе с тем в российском Минпромторге заявляют, что отечественное производство музыкальных инструментов и звукового оборудования все-таки ориентировано по большей части на внутренний рынок. Доля продаж музыкальных инструментов за рубеж в 2020 году составляла более 30% от общего объема их реализации. Объем экспорта до недавнего времени только увеличивался: за период с 2017 по 2019 год он вырос более чем в пять раз, а в январе-июне 2020-го показал двукратный рост в годовом выражении. Впрочем, сейчас ситуация с экспортом российской продукции тоже усложнилась: 8 марта правительство опубликовало постановление, в соответствии с которым из России нельзя вывозить целый перечень оборудования и других товаров, если они не получили сертификат, подтверждающий страну происхождения. Под запрет попадает в том числе звукозаписывающая или звуковоспроизводящая аппаратура, диски, другие носители для записи звука и приборы для радиовещания.

Максим Кравченко из «Музторга» считает, что постепенно альтернативы импортным товарам появляются даже несмотря на то, что российское производство развивается довольно медленно, а соотношение цены и качества пока не так привлекательно. «Нельзя сказать, что на сегодня они закрывают серьезную долю потребностей покупателей, но мы видим тренд на замещение, более выраженный в профессиональном звуковом оборудовании и менее — в „музыкальных“ категориях, таких как гитары или клавишные инструменты. Уже есть несколько брендов достойного качества с производством в России — например, это ProTone в звуковом оборудовании, „Союз“ или „Октава“ в категории микрофонов. Появляются и развиваются и новые бренды, производство которых налажено российскими компаниями в Китае. В этом случае товары выигрывают по соотношению „цена — качество“ у произведенных непосредственно в России: на китайских фабриках выпускаются очень серьезные объемы товара для крупнейших мировых брендов, что позволяет внедрять технологии, обеспечивающие высокое качество при приемлемой цене. Несмотря на то, что это импортные бренды, большие масштабы производства и стабильные поставки позволяют зафиксировать приемлемые цены на их продукцию. Среди представителей таких брендов можно выделить Rockdale — это интересный, „широкий“ по ассортименту бренд, представленный в нескольких категориях: гитарное направление, клавишное, струны, коммутация и аксессуары. Возможно, в результате изменения курсов валют часть товара, который ранее производился в Китае, сможет начать производиться в России», — резюмирует свои прогнозы Максим.

В Dr.Head в качестве российских альтернатив также говорят об «Октаве» и «Союзе». «Уже сейчас есть достойные примеры успешных отечественных производителей с мировым именем, самый яркий из которых —  микрофоны „Союз". Тульская „Октава" сейчас также активно работает над своим позиционированием и представленностью в розничных магазинах. Существует еще большое количество производителей, которые делают отличный продукт, но не пользуются массовым спросом на данный момент — например, GoodFly Microphones», — говорит Александр Живица, добавляя, что Dr. Head давно сотрудничает с российскими производителями и всегда открыт для новых производителей с качественным и интересным продуктом.

Максим также отмечает, что «Музторг» уже сотрудничает с российскими производителями — как напрямую, так и при содействии Минпромторга: «В интернет-магазине сейчас уже представлены товары более пятнадцати российских брендов. Мы настроены развивать это сотрудничество, помогая российским производителям. Их доля в объеме продаж пока очень невелика, но она растет, и мы этому рады. Видим также и потенциальные возможности нашего участия в развитии производств, в том числе в части инвестиций. Для российского производителя, заинтересованного в расширении производства и использовании появившихся рыночных возможностей, мы могли бы быть весьма перспективным инвестором, являясь крупнейшим продавцом в стране».

В United Music же считают, что в сфере музыкальных инструментов альтернатив западным производителям в России практически нет. «В РФ нет массового производства товаров из продаваемых нами в достаточных масштабах. Оно практически невозможно, поскольку в большинстве своем компоненты импортные», — добавил представитель компании. 

Что думают российские производители о ситуации с инструментами и оборудованием в 2022 году

Александр Григорьев

музыкант, разработчик электроники, основатель Pribore Electronics

Производить оборудование сейчас все так же реально, но есть нюансы. У нас собственное сборочное производство, а компоненты идут из Китая, Тайваня и России. Пошатнулась логистика импорта, но в целом, все детали есть в доступе. Наши цены изначально были в долларах, так что мы не планируем их поднимать. С экспортом проблем больше: раньше он составлял 95% от всех поставок, а на внутренний рынок шло около 5%. И это ключевой момент производственной цепочки. 

Для уже оплаченной и собранной продукции мы придумали временный канал поставок через третьи руки, чтобы все товары доходили до заказчика. Доставка идет с ожидаемыми задержками, но покупатели понимают ситуацию. 

Постановление о запрете вывоза некоторых товаров на деле пока не проверяли. Мы его внимательно изучили с юристами: наши инструменты подходят под запрет как минимум по семи пунктам, а еще три под вопросом. Там упоминается звукосинтезирующее оборудование и панели управления: сложно не подходить под это описание, когда занимаешься синтезаторами. Но мы не можем проверить этот запрет, так как привычная нам логистическая цепочка сейчас не работает.

Офис продаж, как и основное производство, пришлось перевезти в Ригу. Сейчас мы в активной фазе изменений: уже зарегистрировано новое юридическое лицо, найдено помещение и все новые поставки комплектующих переключены на него. В России останется команда разработки и прототипирования. Производство для внутреннего рынка пока под вопросом: мы делаем все возможное, чтобы его сохранить.

Роман Шульгин

основатель Analogworm

После начала «спецоперации» появились сложности не только с комплектующими, но и с экспортом. Сейчас мы прекращаем развивать новые проекты: в таких условиях желание продолжать работу постепенно падает. К тому же, многие покупатели банально не могут оплатить заказ и продажи падают.

Подпишитесь на рассылку
Рассылка о самом интересном в музыкальной индустрии