Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/438/image/article-dc88d9640502879d3eaaa808d9203dbc.jpgАнтон Вагин2021-08-17T18:4030 видеоклипов от Антона ВагинаИванушки в космосе и Газманов в виртуальной реальности
Иванушки в космосе и Газманов в виртуальной реальности
30 видеоклипов от Антона Вагина

Иванушки в космосе и Газманов в виртуальной реальности

30 видеоклипов от Антона Вагина

По просьбе «ИМИ.Журнала» музыкант, поп-куратор «Яндекс.Музыки» и автор канала «Всякая годная попса» Антон Вагин собрал 30 запоминающихся клипов постсоветской поп-музыки. Многие исполнители в подборке также стали героями «Не надо стесняться» — энциклопедии популярной музыки с 1991 по 2021 год в 169 песнях.

«Кар-Мэн» — «Мамайя Каннибалз» (1993)

Клипы «Кар-Мэн» всегда выделялись на фоне видеографии других групп начала 1990-х, но после ухода из коллектива Богдана Титомира они под предводительством Сергея Лемоха окончательно вышли за пределы разумного. Яркий пример — «Мамайя Каннибалз», психоделический гимн ранней 3D-анимации, где использованы, кажется, буквально все эффекты, которые могли выдать компьютеры того времени. На этом впечатляющие клипы «Кар-Мэн» не закончились: в 1998 году вышло не менее насыщенное видео на трек «Танцуйте диско». Космические приключения участников группы ошарашивают настолько, что начинаешь сомневаться, а не приснился ли тебе этот клип.

Олег Газманов — «Загулял» (1993)

Олег Михайлович тоже не чурался модных компьютерных технологий и вовсю эксплуатировал их в своей ранней видеографии. В «Загулял» Газманов в шлеме виртуальной реальности не просто оказывается героем классических советских фильмов, от «Чапаева» до «Семнадцати мгновений весны», но и играет в них главную роль. Вся эта красота сопровождается фирменными акробатическими номерами певца, без которых он не был бы собой. В вышедшем спустя год клипе на песню «А я девушек люблю» Олег Михайлович позирует на фоне гипнотизирующих пейзажей и убегает от гигантского телефона, а все происходящее в видео оставляет больше вопросов, чем ответов. 

«Чернила для пятого класса» — «Мама» (1994)

Возможно, самые мрачные песня и клип в истории отечественной поп-музыки XX века. «Чернила для пятого класса» — один из многих проектов Сергея Кузнецова, создателя «Ласкового мая», в котором он довел до предела придуманную им же формулу «сиротского диско». Если Юра Шатунов пел в целом безобидные песни о любви, то 12-летний вокалист «Чернил» Игорь Веряскин на протяжении семи минут тоскует об умершей матери. Клип, снятый максимально бюджетно и лоуфайно, ровно об этом и рассказывает: мальчик в одиночестве ходит по городу и сидит у маминой могилы. А если вам и этого мало, посмотрите крайне атмосферное видео о том, как снимался клип.

«Иванушки Int.» — «Вселенная» (1995)

У «Иванушек» много отличных клипов, но их дебютное видео стоит среди них особняком. Кто бы мог подумать, что романтичная песня группы «Рондо» в руках Игоря Матвиенко получит настолько обескураживающую картинку. Мало того что участники группы скачут в космических костюмах среди безумных 3D-объектов, под конец видео в кадре появляется гигантский шагающий марсианский робот, а количество взрывов растет с каждой секундой. Впрочем, чего удивляться, все это — тоже часть Вселенной.

Валерий Леонтьев — «По дороге в Голливуд» (1995)

«По дороге в Голливуд» был не просто песней, не просто клипом и не просто альбомом. Под этим названием объединяются разные части мегаломанского проекта Валерия Леонтьева и классика советской электроники Юрия Чернавского. Вместе они хотели не только записать самый модный альбом, который звучал бы как лучшая западная музыка, но и сделать ему соответствующее визуальное оформление. Как и пластинка, клип на одноименный трек был снят непосредственно в Голливуде с применением самых передовых возможностей компьютерной анимации, напоминающих фильм «Газонокосильщик». Вдобавок к этому была создана и концертная программа «По дороге в Голливуд» с дорогущими костюмами, сшитыми специально для нее, с декорациями, которые разрушались по ходу действа, и особой драматургией. Увы, по словам самого Валерия Яковлевича, особого успеха новые песни не имели, поэтому со временем он отказался от идеи искать новый и современный звук, равно как и визуальный стиль. Впрочем, некоторые клипы Леонтьева начала 2000-х, например «Августин» и «Рыжий кот», по-прежнему удивляют.

«Блестящие» — «Там, только там» (1996)

Еще один шедевр ранней психоделической трехмерной анимации. Путешествие по разноцветным полям, напоминающим самые странные модификации «Майнкрафта»; участницы группы, у которых то отрастают кристаллические ресницы, то появляются  шапки неестественной длины; плюшевые медведи, которые начинают двигаться сами по себе. Для раннего творчества «Блестящих» это было нормой: можно вспомнить хотя бы клип 1997 года на песню «Цветы», где те самые «цветы необычной красоты» на поверку оказались гигантскими антропоморфными монстрами с шипами.

Аркадий Укупник — «Свадебный марш» (1996)

Легендарный трек Аркадия Семеновича в свое время получил не менее легендарное видео, в котором артист демонстрировал чудеса перевоплощения, достойные тележурнала «Каламбур». Увидеть этот клип по телевизору было не меньшим счастьем, чем случайно попасть на диснеевский мультфильм — настолько яркая и привлекательная в нем картинка. Была и анимация — правда, совсем не детская, а, напротив, подчеркивающая легкий эротизм видео. Нельзя не упомянуть, что Укупник в те годы был на вершине видеоиндустрии. Чего стоит клип на песню «Штандартенфюрер Штирлиц», где в сатирической манере обыгрывается история взаимоотношений между Третьим рейхом и СССР, а в кадре то и дело мелькают и Гитлер, и Сталин. Сложно представить, что кто-то снимет такой клип в наши дни. 

Кабаре-дуэт «Академия» — «Я обиделась!» (1996)

Пик совместного творчества Александра Цекало и Лолиты Милявской и, возможно, один из самых запоминающихся клипов 1990-х. Как и в случае со «Свадебным маршем» Укупника, увидеть клип на «Я обиделась!» было счастьем для любого ребенка тех лет. Помимо отличной картинки, сделанной Одесской студией мультипликации, в видео был полноценный динамичный сюжет с массой пародий на культурные и социальные явления 90-х от «Терминатора» до Бориса Ельцина.

Татьяна Буланова — «Ясный мой свет» (1996)

К середине 1990-х в творчестве Татьяны Ивановны появлялось все больше танцевальных и молодежных треков, что не могло не отразиться и на ее клипах. Вот и один из главных хитов того периода, «Ясный мой свет», впечатлял не только музыкально, но и визуально. Максимально стильная картинка с яркими образами пусть и не пестрила лихими смыслами, но впечатляла. То же можно сказать и о гигантском металлическо-зеркальном кокошнике-шлеме, который Буланова носила как самая настоящая технокнягиня.

«Ю-ла Project» — «Сволочь» (1997)

Пока другие стремились впечатлить зрителей компьютерными эффектами, «Ю-лa Project» сделали ставку на минимализм, сняв клип на свой главный хит прямо в туалете. Надо отдать группе должное: им удалось сделать не менее впечатляющее видео, чем у более богатых конкурентов. Конечно, не последнюю роль сыграла агрессивная и настырная музыка, но было у группы и секретное оружие — шоумен Отар Кушанашвили, который посреди клипа внезапно разворачивал в уборной гинекологическое кресло. Зрелище бессмысленное и беспощадное, однако тем и интересное. Впрочем, как и другие клипы «Ю-ла Project», например «Танец Woodoo» 1999 года.

Органическая Леди — «Дай мне любовь» (1997)

Наиболее добродушная песня в дискографии одной из самых импозантных певиц 90-х получила достойный клип. Надо сказать, у Органической Леди музыкальных видео вообще было не так много, а большинство из них не отличались высокой художественной ценностью. Да и «Дай мне любовь» тоже ничем таким особенным не выделяется: просто классно снятые танцы в необычных декорациях с диковатыми костюмами. Вишенка на торте — костюм самой Леди, напоминавший ангела.

Борис Моисеев — «Королевство любви» (1998)

«Королевство любви» в концентрированном виде показывает, в чем Борис Михайлович всегда был лучшим: в создании ярких и запоминающихся образов. Да, в клипе ничего особо не происходит, но костюмы и декорации навсегда врезаются в память. Помимо клипов, были и концертные программы Моисеева, которые на рубеже 1990-х и 2000-х взрывали мозг своими художественными решениями: чего стоит одно лишь шоу «Королевство любви». На этом, конечно, яркие образы в клипах Бориса Михайловича не закончились, позже он выпустит не менее примечательные видео на песни «Черный лебедь» и «Ихтиандр»

Андрей Губин — «Зима-холода» (1998)

И вновь виртуальная реальность, полеты по космическим коридорам и прочие радости научно-фантастического музыкального синематографа 90-х. Для скромного Андрея Губина, клипы которого никогда не были какими-то вызывающими и броскими, работа получилась весьма нетипичной, оттого примечательной. В конце концов, не каждый день можно увидеть, как Андрей Викторович разбрасывается молниями в футуристичных декорациях.

«Спектр Эйс» — «Девушка по имени Л» (1998)

Видео, которое не оставляет ни одного шанса конкурентам по части сумасшествия, происходящего в кадре. Уфимская группа «Спектр Эйс» просуществовала всего пару лет, зато сумела оставить после себя самый странный клип 90-х. На протяжении пяти минут мы не просто наблюдаем за вечной историей борьбы добра со злом, но и видим самые безумные спецэффекты, которые врываются в кадр буквально в каждой сцене. Золотые монстры, битва на молниях, крылатый дьявол, дамы, которых лишают лиц, — вас ждет поистине незабываемое зрелище.

Ирина Салтыкова — «Солнечный друг» (1998)

Как и все лучшие клипы рубежа 1990–2000-х, «Солнечный друг» оставляет после просмотра только один вопрос: «Что происходит?» Подумать над ответом стоит получше, ведь режиссер Олег Гусев показывает нам не абы что, а параллельную вселенную, власть в которой захватили клоуны, чья главная слабость — золотые шары, способные убить их одним прикосновением. Какую роль во всем этом играет таинственный черно-белый официант? Богатая пища для размышлений.

Наталья Ветлицкая — «Глупые мечты» (1999)

Пока другие пользовались мощностями компьютерной анимации, чтобы отправлять зрителя в космос, будущее и ад, Наталья Игоревна, напротив, приглашала зрителей в тропический рай. Дельфины катают трехмерные шары, повсюду предлагают покататься на слоне, а сама Ветлицкая вовсю рассекает на облачке. Сложно придумать что-то более умиротворяющее.

Филипп Киркоров — «Мышь» (1999)

Если вам казалось, что Филипп Бедросович только недавно начал экспериментировать с клипами вроде «Цвет настроения синий» или «Ибица», то нет, его всегда бросало из крайности в крайность. Еще в 1996-м он мило распевал «Зайку мою», а спустя три года превратился в самую настоящую летучую мышь и выпустил свой самый мрачный клип со змеями, крысами, жабами и демоническим макияжем. 

Captain Jeff — «Первый уровень» (1999)

Апогей русского поп-космизма, столь рьяно развивавшегося в 90-е. Если у других артистов кибернетические и футуристичные мотивы порой были показаны скромно и минимально, то «Капитан Джефф» показал их на максималках. Битвы с роботами и космо-хамелеонами на бластерах и световых мечах, в принципе, то, к чему должен стремиться каждый уважающий себя клипмейкер. Не говоря уж о межгалактических металлических птерозаврах!

Оскар — «Мажь вазелином» (1999)

Самый настоящий хоррор от одного из самых эпатажных артистов своего времени. Вряд ли у кого-то еще, кроме Оскара, в видео могли сочетаться вампиры, подпольные танцы, Фредди Крюгер и боксеры. Но главное, что запоминается в клипе, — макияж самого певца, напоминающий о лучших временах группы Mudvayne. 

Витас — «Опера №2» (2000)

В начале 2000-х Юрий Грымов был на пике своего режиссерского творчества, и «Опера №2» Витаса, наверное, главное тому подтверждение. Максимально странный и мрачный сюжет об одиноком юноше в хмуром городе, которого никто не понимает и не принимает. Клип не только запустил карьеру Витаса, но и создал знаменитый таинственный миф о том, что у певца на шее действительно есть жабры.

«Президент & Амазонка» — «Клубничка» (2000)

На эпатажное творчество «Президента и Амазонки» не могли создавать менее яркие клипы. Самый примечательный из них снят на главный хит группы. Невинный текст про клубничку превратился в самый настоящий боевик: перед зрителями разворачивалась эпичная история о жестоком племени антропоморфных клубничек и их отношениях с «новыми русскими» и людьми, превращающимися в гусениц. Каждый следующий кадр удивлял все сильнее и сильнее, а концовка с дьявольским танцем клубничных детей могла заставить сомневаться в реальности самого существования.

Алла Пугачева — «Непогода» (2000)

Клипы Аллы Борисовны еще никогда не выглядели так модно и стильно, как в «Непогоде», которую снял Сергей Кальварский. Этнофутуризм, странные геометрические выходки и минималистичные образы примадонны остаются в памяти надолго даже после одного просмотра. 

«Акула» — «Мало» (2001)

Клип на второй хит «Акулы» — фактически сборник пародий на самые модные видео начала нулевых, упакованный в формат телепередачи «12 злобных зрителей». Здесь и «Я сошла с ума» t.A.T.u., и «Письмо» Децла, и «Жара» Чичериной, и другие треки. Отличный путеводитель по самой передовой эстетике того времени.

t.A.T.u. — «Нас не догонят» (2001)

Все клипы ранней видеографии t.A.T.u. впечатляли по-своему, но «Нас не догонят» был, пожалуй, самым эпичным. Кадры с Леной и Юлей, несущимися на горящем грузовике, сбивающем дорожных рабочих, чередовались с их детскими фотографиями, которые создавали какой-то невообразимо трагичный контекст. Особенно когда грузовик сбивает двойников самих артисток.

«Дискотека Авария» — «Небо» (2003)

В какой-то момент именно «Дискотека Авария» стала поставщиком лучших клипов на отечественном телевидении, а «Небо» стало, пожалуй, высшей точкой в видеографии группы. Семь минут высокобюджетного блокбастера в декорациях Средневековья о любви между сыном кузнеца и принцессой. Отдельная изюминка — схватка на мечах между солистами «Аварии» Николаем Тимофеевым и Алексеем Серовым. 

«ВИА Гра» — «Не оставляй меня, любимый» (2003)

Золотой состав «ВИА Гры» в лице Надежды Грановской, Анны Седоковой и Веры Брежневой во всей своей красе. Предельный эротизм, максимальная томность и садомазохистские мотивы. Говорить здесь нечего, надо смотреть.

S.O.S. — «Не везет» (2004)

Довольно нетипичная для своего времени работа, в которой многоэтажные окраины эстетизировались задолго до того, как это стало мейнстримом. Да и в целом мрачное настроение клипа хоть и напоминает отдельные видео t.A.T.u. или «Пропаганды», но все же выделяется даже на их фоне. Ни в одном другом поп-клипе вы не увидите разгонов митингов и скинхедов-гопников, равно как и настолько безысходной атмосферы, отлично передающей жизнь молодежи начала 2000-х. Дополняет эту картину драматичная электроника, которая, правда, на поверку оказывается плагиатом трека «Melodrama» немецкого продюсера Nostrum.

Reflex — «Жесткое диско» (2006)

К середине 2000-х космический сеттинг стал появляться в музыкальных клипах куда реже, чем в 1990-х, но Reflex этот пробел с лихвой восполнили. В отличие от многих других видео, в «Жестком диско» у сюжета есть какая-никакая завязка, повествующая о межгалактической войне, в которую случайно ввязались участницы Reflex. Возможно, после сумасбродных клипов 90-х «Жесткое диско» не выглядит настолько безумным. Но  есть одна деталь, которая точно выделяет его на фоне остальных, — дети-солдаты, которые выглядят как смесь Гитлера и Наполеона с бластерами. Просто посмотрите.

Kamon!!! — «Каблы, Кamon!!!» (2008)

Минимум смысла, максимум эстетики — по такой схеме развивалось все творчество украинской группы Kamon!!!, и клипы не стали исключением. Хоть в кадре ничего особо и не происходит, оторваться от картинки невозможно. 

Нюша — «Выбирать чудо» (2010)

К 2010 году странные и провокативные клипы стали в русском клипостроении редким зверем, однако начинающей на тот момент певице Нюше удалось хоть чуть-чуть воскресить былой подход к съемке музыкальных видео. В лучших традициях 90-х артистка оказывается запертой в виртуальной реальности собственного телефона, где правит злой клоун и не менее злые зеленые карлики, а сама Нюша оказывается во власти коварного кукловода. К счастью, певица выбирает чудо и спасается, оказавшись в родном русском лесу и выбросив дьявольский гаджет. Мораль лучше придумать сложно.