«Нужно искать место, где теплится передовая мысль». Музыкальное образование в России прямо сейчас
Музыкальное образование активно развивается: сегодня, помимо общеизвестных учебных заведений вроде Консерватории имени П. И. Чайковского и Академии музыки имени Гнесиных, существует большое количество междисциплинарных программ, частных школ и онлайн-курсов. Молодому музыканту зачастую приходится делать непростой выбор, так как на обучение нужно много сил, времени и денег. «ИМИ.Журнал» поговорил с экспертами в области музыкального преподавания, чтобы разобраться в специфике различных подходов к обучению и современных форматах образования.
Классическое образование
Традиционный путь через консерваторию, музыкальный университет или академию — это длительный процесс. Учеба в таких заведениях длится пять лет, если поступать после школы, или три года — после учебы в музыкальном колледже.
Российская академия музыки имени Гнесиных — одно из ведущих образовательных учреждений для музыкантов в стране, в котором объединяются сразу три ступени обучения: школа, училище и вуз. В Гнесинке широкий выбор профилей: от классического инструментального до джазового или народного. Например, можно стать дипломированным гусляром — в академии есть единственная в России кафедра, выпускающая гусляров-бакалавров и магистров. Есть и смежные направления: музыковедение, этномузыкология, музыкальный менеджмент, звукорежиссура и музыкальная журналистика. Год обучения в среднем стоит от 480 тысяч рублей, но есть бюджетные места, количество которых варьируется в зависимости от факультета и программ подготовки.
Помощник заведующей кафедрой менеджмента музыкального искусства Гнесинки Ксения Шулекина отмечает, что при выборе образовательного учреждения или курсов в первую очередь стоит отталкиваться от собственных амбиций: для занятий музыкой в качестве хобби достаточно частных занятий или школ, но для профессиональной работы потребуется основательная подготовка.
В современной индустрии музыканту нужны не только профессиональные, но и прикладные компетенции: основы звукорежиссуры, музыкального менеджмента, промо и SMM. Академия имени Гнесиных принимает новые тренды и включает подобные дисциплины в образовательные программы.
Также мы уделяем много внимания постановке техники и для инструменталистов, и для вокалистов: неправильная работа с голосом или дыханием на ранних этапах, например, может уничтожить вашу мечту стать профессиональным музыкантом.
Удачной альтернативой консерватории или академии Гнесиных также могут стать зарубежные институции, где профили по современной академической и импровизационной музыке разработаны очень детально. Многое, конечно, зависит от преподавателя, к которому попадет студент, но общий контекст зарубежных образовательных программ гораздо больше соответствует современной ситуации. Важно упомянуть, что в академической музыке развита система курсов и периодических семинаров: например, это ежегодная академия в Чайковском. Туда имеет смысл ехать не только в качестве участника (для этого придется пройти конкурс), но и вольнослушателем. Это хороший вариант для расширения кругозора и профессионального роста.
Неклассический подход
За последние несколько лет возможностей получить музыкальное образование стало намного больше: фундаментальные программы обучения вышли за пределы консерваторий и появились в крупных гуманитарных университетах. Во ВШЭ и в Шанинке открылись такие профили, как «Музыка и музыкальный театр», «Кураторство музыкальных проектов» и «Саунд-арт и саунд-дизайн». До них нетрадиционные профили были только Петербурге: Смольный факультет СПбГУ выстроил и внедрил новую программу по музыкальной критике, что до недавнего времени не было тенденцией и системным подходом.
В Школу дизайна ВШЭ на профиль по саунд-дизайну в основном поступают практико-ориентированные абитуриенты с разным бэкграундом. Уже к середине программы у них накапливается проектное портфолио и опыт творческих коллабораций. На курсах рассказывают об авангардной музыке ХХ века, обсуждают музыкальные жанры, формы и их эволюцию.
В бакалавриате Шанинки больший упор сделан на фундаментальное гуманитарное образование университетского типа: тут много теории, текстов и семинаров. Много практических занятий и почти нет лекций: в диалоге со студентами преподаватель выступает скорее модератором, а не наставником.
Принципиально важно, что появление новых направлений является не «сдачей позиций», а, наоборот, экспансией консерваторского образования: все перечисленные программы создавались и существуют теперь при участии консерваторских специалистов, в частности сотрудников Центра современной музыки Московской консерватории. Современные подходы этих программ проявляются во всем: например, изучение истории музыки начинается не с основ, как в музыкальной школе и колледже, а с истории авангардной музыки. Раньше такой подход был только у консерватории, и я рад, что уже несколько вузов переняли этот принцип: он позволяет максимально расширить и актуализировать эстетический опыт студентов с первых же месяцев учебы.
Самые подготовленные в музыкальном плане студенты — в консерватории. Что неудивительно, так как они занимались музыкой с 5–7 лет. Но музыканту с очень узким профилем часто не хватает более широкой гуманитарной панорамы. Так, на своем курсе «Музыка и современные концепции культуры» я стараюсь представить музыку в контексте современного интеллектуального поля и актуальных художественных тенденций.
На факультете свободных искусств и наук, помимо музыки, студентам предлагают около ста авторских курсов по выбору, что позволяет подобрать индивидуальную траектория обучения. В свою очередь, магистратура Шанинки «Кураторство музыкальных проектов» собрала людей максимально мотивированных, с прекрасным первым высшим образованием. Помимо лучших российских профессоров, нам удалось собрать сильную международную преподавательскую команду — от советника худрука Чикагского филармонического оркестра до профессоров Оксфордского и Колумбийского университетов.
Школы и курсы
В начале двухтысячных появились школы, созданные DJ Groove, DJ ЦветкOff и другими диджеями. Они стали первыми учреждениями, где любой желающий мог научиться диджеингу или саунд-дизайну.
«Эти проекты заняли свободную нишу, но не стали массовыми, хотя многие из них существуют до сих пор. Потом была вторая волна в музыкальном образовании — в 2016 году появился наш проект Glinka при ВШЭ. Уже через год открылась Moscow Music School, и за нами пошла третья волна: свою школу создал Антон Маскелиаде, появились офлайн-курсы, начало активно развиваться онлайн-образование. GeekBrains, Skillbox и „Нетология“ тоже подключились к процессу и запустили свои программы.
При этом активное появление на рынке частных школ и курсов — это не смена течений и не мода, а одно из полноценных направлений музыкального образования. Те, кто хочет учиться долго и основательно, идут в вузы или на бакалавриат в MMS, но если хочется попробовать, человек не будет вписываться на год. Это нормальная мотивация, чтобы выбрать более короткую и дешевую программу. Не думаю, что частные школы заменят вузы и наоборот.
Нужно искать место, где теплится передовая мысль. Например, в России есть РЭШ, где работают практики и теоретики, которые или активно в этой сфере работают, или активно ее осмысляют и что-то изобретают. Такая комбинация работает в любой области, неважно, музыка это или нет. Мы стараемся быть таким местом, которое собирает профессионалов или деятелей музыки, которым не все равно».
В Moscow Music School есть шесть направлений подготовки: музыкальный менеджмент, сонграйтинг, продюсирование, световой дизайн, саунд-инжиниринг и бакалавриат в сотрудничестве с британским University of Hertfordshire. Обучение стоит от 290 до 460 рублей в год, в зависимости от направления. Также есть трехмесячные курсы Music Basic, которые стоят 99 тысяч рублей.
В 2017 году также появилась Школа Антона Маскелиаде — это краткосрочные курсы для тех, кто хочет создавать собственные треки. Есть онлайн-программа (от 20 до 50 тысяч рублей) и офлайн для новичков и уже опытных музыкантов (от 60 тысяч рублей).
Мои выпускники — это биологи, журналисты, айтишники, психологи, дизайнеры, гончары, фотографы, живущие в Кейптауне, на Бали, в Нью-Йорке, Лондоне, Москве, Новокузнецке и в десятках других городов. Комьюнити школы — это главное. Если есть безопасная творческая среда, то после обучения работа над песнями идет быстрее и легче. Выпускники знакомятся с другими музыкантами: делают ремиксы, новую музыку и постепенно выходят на музыкальную орбиту.
Есть два фактора, которые могут помешать творчеству. Первый — неподдерживающее окружение, которое может обесценивать любые начинания и первые результаты. В итоге у человека пропадает мотивация, и творческий импульс быстро заканчивается. Чтобы такого не было, нужно обратить внимание на свое окружение, стараться поменьше взаимодействовать с критикующими вас людьми. И второй — недостаток времени из-за семейных забот или работы. Для полного удовольствия от обучения нужно хорошо расчистить время для творчества. Например, ежедневно оставлять два часа вечером для творческого свидания с самим собой. Важно, чтобы в это время вас никто не дергал. Часто человеку что-то мешает сделать первый шаг. Желание и доверие себе принесут нужный результат.
Что нужно, чтобы музыкальное образование было лучше
Главное — не забывать, что создание и исполнение музыки — это не механическая функция, а творческий и образовательный процесс. Он не ограничивается запоминанием нот и правильной аппликатурой (порядок расположения и чередования пальцев при игре на музыкальном инструменте. — Прим. «ИМИ.Журнала»). Лучше всего работает очное взаимодействие с музыкантом: представителям индустрии нужно больше общаться, устраивать совместные сессии и конференции с коллегами, делиться опытом. Стоит открываться новым технологиям и не быть снобами.
При формировании программ очень важно тщательно выбирать педагогов. Многое строится на дружеских связях, но важно, чтобы они развивали образовательный процесс, а не вредили ему.
Нужно также хорошо понимать контекст музыкальной жизни. Если вы профессионально интересуетесь современной академической музыкой, но не знаете фестивали «Другое пространство» или «Московский форум», питерский reMusik или композиторскую академию в Чайковском, не бывали на концертах «Студии новой музыки» или МАСМа — никакой диплом не поможет.
У государственных академических вузов нет особой потребности в создании новых интересных программ по композиции и современной музыке. Небольшие образовательные организации и курсы вынуждены конкурировать за студентов, из-за чего создается более питательная и познавательная среда: от состава преподавателей и дисциплин зависит успех целой институции. Думаю, что небольшие независимые инициативы вскоре станут полноценной альтернативой крупным академическим площадкам.
У современного музыкального образования в России нет проблем с доступностью, порог входа стал низок как никогда. При этом всегда важно сохранять баланс между доступностью и эффективностью: определенное количество материала и музыкальная практика неизбежны, и, если мы ее в какой-то момент пропускаем, в дальнейшем основы все-таки придется детально проработать.
Область знаний расширилась, стало больше возможностей получить образование, но при этом его качество снизилось. Иногда это происходит из-за участия государства в системе образования: каждый шаг в традиционном обучении требует огромной кипы бумаг.
Есть две категории учеников: дети, которых заставили, и дети, которые сами хотели пойти учиться. Их процентное соотношение сложно назвать: все меняется очень быстро. У кого-то энтузиазм появляется, а у кого-то, наоборот, угасает. Главное, в любом случае, много работать. Важно решать проблемы, а не обсуждать их.
Не надо вводить закон о просветительской деятельности.