Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/289/image/article-7ee7c40fc87eb563042e1f9bd0609c2e.jpgЕгор Антощенко2020-09-29T17:30Как устроена Академия МАСМ и что она дает музыкантамРезиденция для академических композиторов в Чайковском
Резиденция для академических композиторов в Чайковском
Как устроена Академия МАСМ и что она дает музыкантам

Резиденция для академических композиторов в Чайковском

Как устроена Академия МАСМ и что она дает музыкантам

C 3 по 15 ноября в небольшом городе Чайковский под Пермью в десятый раз состоится ежегодная резиденция МАСМ — международная академия молодых исполнителей и композиторов. В проекте примут участие как начинающие, так и опытные музыканты. Студенты МАСМ будут посещать лекции, индивидуальные занятия, репетиции и концерты друг друга. «ИМИ.Журнал» поговорил с директором академии Викторией Коршуновой и узнал, какие возможности резиденция предоставит академическим музыкантам, а также как исполнителям и авторам немассовой музыки обратить на себя внимание. 

Как появилась академия 

Идея творческой лаборатории, где молодые академические композиторы со всего мира могут пообщаться со знаменитыми старшими коллегами, пришла в голову композитору Дмитрию Курляндскому и директору Московского ансамбля современной музыки (МАСМ) Виктории Коршуновой в конце нулевых, после посещения подобных проектов в Европе — резиденциях в немецком Дармштадте, голландском Апелдорне, австрийском Граце и др. 

Реализовать эту идею получилось в небольшом (население — 82 000 человек) городе Чайковский Пермского края — он находится в 37 километрах от Воткинска, родине композитора Петра Чайковского. На фоне других региональных городов Чайковский в плане музыкального образования и культурной жизни выглядит счастливым исключением. Здесь проводится открытый конкурс молодых композиторов, в котором участвуют дети со всей России, есть собственное музыкальное училище, три музыкальные школы, работает арт-центр «Шкатулка композиторов».  

Александр Хубеев — «Massimo Sempre»

Как устроены занятия в академии

«Для такого масштабного события нам был нужен именно небольшой город — чтобы ничего не отвлекало участников от музыки, их внимание не распылялось на концертные залы, выставки и не только», — говорит Коршунова. 

Расписание резиденции не дает студентам отвлекаться: занятия проходят с 10:00 до 21:00 с перерывами на обед и ужин. 

«Многие композиторы говорили, что две недели, проведенные в академии, значили для них как 5 лет обучения в консерватории — продолжает Коршунова. — Это насыщенный интенсив: студенты делают презентации, много работают, репетируют, обсуждают свои идеи вместе, — все это настоящий сгусток творческой энергии, который в буквальном смысле может взорвать мозг». 

Занятия в академии проходят в формате творческих лабораторий: профессиональный уровень поступающих студентов высок, поэтому азы инструментовки и аранжировки им зачастую не нужны. Типичный воркшоп в МАСМ выглядит так: учащиеся представляют свои сочинения, а приглашенные мэтры часто играют роль скорее не наставников, а модераторов: они высказывают мнение об услышанных произведениях, участвуют в дискуссиях со студентами. Наставники делятся опытом и рассказывают о собственных произведениях, объясняют авторский подход к музыке и эстетике. 

Так, во время прошлогодней академии британец Брин Харрисон рассказывал студентам о том, как совмещает в своем творчестве европейскую и американскую современную музыку, а профессор Высшей школы музыки и исполнительских искусств в Штутгарте Мартин Шюттлер — о влиянии на музыкальный процесс работ теоретиков медиа Фридриха Киттлера и Маршалла Маклюэна. Многие лекции посвящены истории развития и актуальному состоянию современной музыки — темам, которые в недостаточном объеме освещаются в музыкальных учебных заведениях. Скажем, на прошлогодней академии состоялись лекции «Современная музыка в России сегодня: ансамбли, фестивали, площадки» и «Оркестры без дирижера в России и в мире».

Впрочем, в академии можно получить и прикладные знания: в 2019 году, например, здесь состоялись практикумы электроакустической музыки композитора Николая Хруста и мастер-класс «Расширенные техники игры на виолончели» немецкой виолончелистки и композитора Ульрике Бранд. 

В академии студентам предлагается написать сочинение продолжительностью 6–8 минут (или законченную часть большего сочинения) для ансамбля, состоящего из флейты, кларнета, фортепиано, скрипки, виолончели или сочетания этих инструментов, включая электронику и мультимедиа.

Новые сочинения студентов исполняются солистами «МАСМ» на финальных концертах в Чайковском и в Москве, лучшие из них публикуются в ведущем нидерландском музыкальном издательстве «Донемус». 

Елена Рыкова — «101% Mind Uploading»

Как попасть в академию

Для того чтобы стать студентом академии, композитор должен до мая предоставить представителям МАСМ 2 или 3 сочинения и столько же партитур. В 2020 году оргкомитет академии выбрал 22 молодых композитора. Возрастной порог для студентов — 35 лет.

«Мы получаем очень много заявок: от 150 до 200, — говорит Коршунова. – Безусловно, мы уделяем особое внимание молодым композиторам из российских регионов, но география в целом очень широкая — у нас учились студенты, практически, со всех континентов. Примерное соотношение российских и зарубежных студентов — 50/50». 

Интерес к академии у молодых музыкантов возник благодаря ежегодному участию в ней ведущих мировых композиторов. В этом году гостями резиденции (правда, скорее всего, удаленно, по Zoom) станут француз Ян Мареш, британец Эндрю Туви, Рамон Лацкано из Страны Басков и уроженка Швейцарии Катарина Розенбергер, работающая в Университете Сан-Диего в Калифорнии.

К перспективам полного переноса проекта в онлайн Коршунова относится холодно. 

«Многие боялись, что интернет вытеснит живое общение. Сейчас в YouTube можно послушать практически любые сочинения, заказать или найти в бесплатном доступе любые партитуры, — утверждает она. — Однако проблема отставания композиторской школы в регионах по сравнению с Москвой никуда не делась. Опыт подсказывает, что эту проблему можно решить только с помощью живого общения, обмена информацией и опытом».

О композиторах, ставших звездами после академии

Кроме исполнения и публикации своих произведений, академия позволяет студентам погрузиться в контекст современной музыки и творческую среду, в которой участвуют профессионалы со всего мира. 

«Во время общения российских и зарубежных композиторов возникает множество совместных инициатив и идей, — говорит Коршунова. — Многие из участников академии из Чайковского, Перми или регионов поступают затем в Московскую или Санкт-Петербургскую консерватории. Хороший пример — Галина Булюлина, которая попала к нам, еще не обладая какими-то глубокими знаниями о композиции, а сейчас окончила Московскую консерваторию и является перспективным композитором». 

Примером новых творческих союзов, возникших благодаря академии, можно назвать совместную выставку «Encounters» британца Колина Грэма и француза Колена Роша, которая состоялась в московской галерее ISSMAG под кураторством Саши Елиной. Выставка фокусировалась на каждодневном труде художника: в течение десяти дней Грэм и Рош работали в открытой студии столичной галереи, представив в итоге найденные в городе объекты и «сырые» аудио-, видео- и фотодокументы, появившиеся в резиденции.

Еще один заметный участник академии — пермяк Александр Хубеев, приезжавший на первую резиденцию в 2010 году. Лауреат множества композиторских конкурсов, он получил мировую известность, выиграв в 2015 году престижный конкурс «Гаудеамус» в Нидерландах. Александр ищет новые способы звукоизвлечения и нотации, когда-то представил в академии произведение Massimo Sempre, в финале которого на струны рояля бросают сто мячиков для пинг-понга. Сейчас его музыка постоянно исполняется на ведущих мировых сценах, а сам Хубеев занимает пост заместителя художественного руководителя резиденции Дмитрия Курляндского. 

Государственный академический русский народный ансамбль «Россия» имени Л. Г. Зыкиной — «Ты не один» (feat. Галина Булюлина)

Международная карьера сложилась и у участницы академии 2013 года и финалистки премии Кандинского 2014 года Елены Рыковой. 

Творческий диапазон Рыковой крайне широк: это музыка для традиционных инструментов и найденных или специально сконструированных объектов, препарированных инструментов и аналоговых устройств. Кроме того, она заявила о себе как автор перформансов: в 2015 году на тель-авивском фестивале Tzlil Meudcan состоялась премьера ее перформанса «101% Mind Uploading», во время которого три музыканта во врачебных халатах производили некую хирургическую операцию над роялем. Пройдя обучение в Московской консерватории и Высшей школе музыки и танца в Кельне, Рыкова в настоящий момент преподает композицию и получает степень PhD в Гарвардском университете.

«Думаю, около 80% наших студентов стали маститыми композиторами и преподавателями», — говорит Коршунова. В июне Союз композиторов совместно с фирмой «Мелодия» объявили о запуске амбициозного проекта — записи шести дисков с российской камерной музыкой от авангарда 1910-х годов до наших дней. Более половины современных авторов, представленных на этом сборнике, в разное время были участниками академии.

Что сейчас происходит с архивом «Мелодии»

Молодым композиторам Коршунова рекомендует ориентироваться на методы самопродвижения, которыми пользуются актеры и представители других публичных профессий. А также, по примеру уже известных современных композиторов, постоянно расширять круг общения и не бояться участвовать в мультидисциплинарных проектах. 

«Наш ансамбль получил гораздо более широкую известность, когда Кирилл Серебренников стал привлекать МАСМ для постановок „Платформы“ и других своих проектов. Наш первый опыт сотрудничества с Кириллом — саундтрек к фильму „Юрьев день“, музыку к нему написал Сергей Невский, — говорит Коршунова. — „Платформа“ дала нам очень многое: многие художники, актеры, режиссеры и понятия не имели о таком явлении, как современная академическая музыка. А когда мы расширили собственные границы, у нас сразу появилась узнаваемость не только в филармонических кругах, но и новые заказы, и новые мультимедиапроекты. Молодым музыкантам просто необходимо заводить связи, знакомиться с представителями других видов искусства».

Узнать больше можно на сайте МАСМ