Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-static.i-m-i.ru/imi-static/store/uploads/article/604/image/article-a31e55433c365751811fc7c95a01542c.jpgНаташа Хомякова2022-09-01T16:25Опыт агентств и промоутеровСобрать стадион: нюансы подготовки большого концерта
Собрать стадион: нюансы подготовки большого концерта
Опыт агентств и промоутеров
Источник: Kenny Kuo / unsplash.org

Собрать стадион: нюансы подготовки большого концерта

Опыт агентств и промоутеров
Источник: Kenny Kuo / unsplash.org

Этим летом в Москве и Петербурге прошли несколько масштабных концертов: «Руки Вверх!» собрали 72 тысячи человек в «Лужниках» и около 50 тысяч на «Газпром Арене», на концерт «Зверей», посвященный 20-летию коллектива, пришло более 30 тысяч зрителей. Шоу возрожденной группы «Кино» в каждой из столиц собрали около 15 тысяч поклонников. «ИМИ.Журнал» поговорил с концертными организаторами о том, как составить смету стадионного концерта, получить согласование и продать все билеты. 


Деньги 

«Экономика любого концерта — хоть стадионного, хоть клубного — строится по одному принципу», — говорит Екатерина Неупокоева, проджект-менеджер агентства «А-Концерт», которое организовывает концерты групп «Кино» и «Алиса». Организатор определяет сумму, которую хочет заработать с мероприятия, а затем считает свои расходы: аренду площадки, технический райдер, гонорар группы, логистику, бытовой райдер, рекламу. Исходя из этих расчетов определяется точка окупаемости и рассчитываются цены на билеты. Основная задача — продать минимальное количество билетов, чтобы выйти хотя бы в ноль. А все, что выше, — это уже доходы. 

Как отмечает представитель MSM Group — организатора концерта «Руки Вверх!» в «Лужниках», — стадионные концерты требуют больших затрат на техническую сторону и продакшен. При составлении сметы учитывается, сколько нужно продать билетов, чтобы концерт окупился, и только продав билеты на эту сумму, организатор понимает, что не ушел в минус. Но даже при этом могут возникнуть непредвиденные расходы. Так что любой концерт — это всегда риск для организатора

«Изначально мы планировали провести концерт в 2020-м, но из-за пандемии шоу приходилось откладывать два года. Каждый раз приходилось заново запускать рекламную кампанию, и с каждым переносом эти суммы увеличивались», — добавляют в MSM Group. 

Еще важный момент — непредвиденные расходы. Их организаторы обязательно закладывают в бюджет на случай, если что-то сломается, потребуются дополнительные билеты или номера в отелях. Сумму для потенциальных форс-мажоров промоутер определяет сам. Екатерина Неупокоева рассказывает, что обычно закладывает в районе полумиллиона рублей на один концерт. 

Цены на билеты

Стоимость билетов зависит от расположения зрителя в зале: чем ближе к сцене, чем лучше видно и слышно, тем дороже билеты. Конечно, организатор может поставить очень высокую цену за билеты — с расчетом на быструю окупаемость. Но это не совсем верно: нужно оценивать покупательную способность аудитории

«Если ты понимаешь, что группу слушают взрослые состоятельные люди, которые могут потратить несколько тысяч на билет, можно ставить соответствующий ценник. Но если целевая аудитория — юные девочки лет 13, которые, скорее всего, просят денег на концерт у родителей, то на хорошую продажу дорогих билетов рассчитывать не стоит», — говорит Екатерина. 

В MSM Group добавили, что билеты помогает продать сам артист. Какой бы яркой ни была рекламная кампания, люди покупают билеты на того исполнителя, который им интересен. Задача организаторов — максимально проинформировать целевую аудиторию музыканта. 

Техническое оснащение

В команде обязательно должен быть компетентный технический директор, который возьмет на себя всю техническую часть. Работа на стадионах, по словам Екатерины Неупокоевой, непростая. На футбольных стадионах есть свои особенности с крышами и полем, а на ледовых аренах стоят ограждения вдоль бортов, лед опять же нужно правильно упаковать. Кроме того, технический директор должен понимать, как работает электричество на такой площадке. 

Из-за того, что под концерты используются разные спортивные площадки, везде есть свои технические особенности. Нельзя взять одну схему и приложить ее ко всем городам. Например, в Калининграде ничего нельзя подвешивать на потолке, потому что он воздушный. Или в Хабаровске хоккейное поле по размеру больше, чем обычно. 

Согласования

«На первый план выходит безопасность людей. Трудностей при согласовании с властями города у нас не возникло, власти шли нам навстречу во всех вопросах, связанных с безопасностью в день проведения мероприятия», — сказали в MSM Group. 

Кроме того, сейчас некоторые площадки сотрудничают с властями и сами подают мероприятия на согласование. Но, как правило, это даже не согласования, а уведомления. 

«Разрешение на проведение концерта нужно получать только в Санкт-Петербурге. В других городах достаточно отправить письма в полицию, МЧС и администрацию города, если мероприятие собирает более двух тысяч человек, в Москве — более пяти. В ответ ты должен получить подтверждение, что твое письмо дошло», — говорит проджект-менеджер «А-Концерт». 

Когда артисту собирать стадион

Количество прослушиваний на стримингах и просмотров в YouTube, по словам организаторов, не является показателем того, что аудитория готова прийти на концерт за деньги. Если артист собрал солдаут минимум за месяц до даты концерта, в следующий раз он может брать площадку побольше. И так можно «добраться» до стадиона. Но если все билеты проданы только в последний день, это не значит, что пора выходить на огромную аудиторию. 

На стадион, по мнению MSM Group, могут претендовать артисты, которые добились большой народной любви и которые интересны разным слоям населения. На практике очень немногие звезды могут собрать стадион.  

«Организатор может переносить концерт на более крупную площадку, если видит высокий спрос. Так было с выступлениями Билли Айлиш в 2019 году в Петербурге: сделали анонс концерта в клубе, билеты раскупили мгновенно, шоу перенесли на стадион. Если промоутер решает перенести не очень востребованный концерт в большой зал, он рискует. Три тысячи зрителей на стадионе выглядят очень свободно, мягко говоря», — говорит Екатерина Неупокоева. 

Бывает, что артист заявляет выступление на стадионе, а потом переносит концерт на площадку поменьше: во дворец спорта или в большой клуб. По мнению промоутеров, это нормально. Имиджевые потери в этом случае волнуют только индустрию, для обычных слушателей нет никакой разницы. 

«Да, не собрал их любимый музыкант несколько десятков тысяч человек. Но главное — что концерт вообще проходит и можно оторваться под любимые песни, — добавляет Екатерина Неупокоева. — Я как зритель, кстати, больше люблю клубные концерты. Они какие-то ламповые, и ты будто ближе к музыканту, который тебе нравится». 

Подпишитесь на рассылку

Подпишитесь, чтобы оставаться в курсе главных новостей музыкальной индустрии