Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/493/image/article-a2cea0c4b1103486c94dc699933450dc.jpgКарина Бычкова2021-12-07T15:20История музыкального стартапа Svoboda ZvukaКак создать группу в фейсбуке и начать работать с Петром Бусловым
Как создать группу в фейсбуке и начать работать с Петром Бусловым
История музыкального стартапа Svoboda Zvuka
Фотографии предоставлены героями материала

Как создать группу в фейсбуке и начать работать с Петром Бусловым

История музыкального стартапа Svoboda Zvuka
Фотографии предоставлены героями материала

Svoboda Zvuka — сообщество, вступить в которое может любой музыкант, продюсер или артист. Проект начался с группы в фейсбуке, созданной во время локдауна в 2020 году, и с тех пор превратился в лейбл и объединение, благодаря которому у музыкантов появилась возможность находить единомышленников для коммерческих и творческих коллабораций: так, например, в начале декабря в прокат вышел фильм «Бумеранг» Петра Буслова, в саундтреке которого звучат 13 композиций участников Svoboda Zvuka. О том, как устроено объединение и как оно помогает музыкантам, читайте в материале «ИМИ.Журнала». 


«Пока мы сидели без дела»: как появилось комьюнити

Весной 2020-го большинство авторов и исполнителей музыки лишились возможности заниматься своим делом: из-за пандемии все клубы и студии закрылись на карантин, а многие музыкальные проекты были поставлены на паузу. Тогда основатели Svoboda Zvuka — продюсер и музыкант Андрей Попеску, а также диджей и композитор Василий Бивойс — создали группу в фейсбуке, в которую позвали знакомых музыкантов и предложили им коллективно создавать треки. «Каждый сидел у себя дома и работал над своей частью произведения, потом передавал музыкальный отрывок другому. Допустим, я написал драм-партию, передал Васе [Бивойсу], он написал басовую линию и передал отрывок следующему, отметив его в комментариях. В создании одного трека принимало участие пять-семь музыкантов, каждому выделялось на работу по паре часов, а вечером мы слушали, что получилось. Такой порядок мы установили, чтобы не затягивать процесс», — вспоминает Андрей.

Идея понравилась многим музыкантам, в том числе зарубежным. «В прошлом мы активно занимались ивент-деятельностью, привозили артистов из-за границы, с кем-то играли вместе как диджеи. Поэтому иностранцы тоже стали проявлять интерес, например Дэмиен Вандесанд из хаус-проекта dOP и Aquarius Heaven», — рассказывает Василий.

Проект стал стремительно развиваться. По мнению его основателей, важную роль в этом сыграло то, что музыканты не откладывали наброски и доделывали треки в тот же день. «Получился игровой квест: пока мы сидели без дела, нам хотелось что-то быстро создать, прямо здесь и сейчас. Порой даже скапливалась живая очередь. Скажем, Артемий Анрилов (московский диджей и продюсер. — Прим. „ИМИ.Журнала“) писал: „Я сейчас освобождаюсь, следующие два часа беру на себя“. В тот же момент в комментариях появлялся Дима Винников (барабанщик группы Pompeya. — Прим. ИМИ.Журнала“): „Нет уж, давайте я сейчас возьмусь“. В конце дня нужно было зафиналить композицию и выложить ее на SoundCloud. Потом, когда у нас уже появились первые фолловеры, кто-то спрашивал: „Ну что сегодня? Закончили уже?“» — делится Василий. Все элементы трека можно было скачать, подписчики могли следить за тем, как композиция обрастает новыми партиями, как развивается аранжировка.

Основатели Svoboda Zvuka Андрей Попеску и Василий Бивойс

«На выходе стал появляться по-настоящему профессиональный материал»: как началось сотрудничество со студиями

Чуть позже к записи подключились дружественные студии, которые в тот момент также простаивали из-за карантина. И тогда Svoboda Zvuka решили отказаться от идеи создания трека за один день: «Когда мы поняли, что есть звукоинженеры и звукорежиссеры, которые готовы нас поддержать и делать студийное сведение и мастеринг наших композиций, у нас стало уходить чуть больше времени на одно произведение. Зато на выходе стал появляться по-настоящему профессиональный материал. К проекту подключились как наши приятели — например, Сергей Лугинин, делавший звук „Всадникам ЖКХ“ и „Интуристу“, и Влад Афанасов, сводивший последние пластинки Дельфина, — так и те, кого мы на тот момент не знали. Например, Олег Чечик из Studio CSP, который работает с Ветлицкой и Тимати». 

Студию одного из звукорежиссеров, сотрудничавших со Svoboda Zvuka, можно увидеть в ролике-манифесте проекта

Звукорежиссеры и студии сотрудничали с проектом бесплатно, пока у Svoboda Zvuka не появились коммерческие заказы. Первый гонорар участники проекта получили за песню «DICH», которую Семен Слепаков взял в свой сериал «Окаянные дни». Деньги разделили в равных долях между теми, кто участвовал в создании трека.

«Даем музыкантам работу»: как проект объединяет творчество и коммерцию

Вскоре стало ясно, что проект перерос группу на фейсбуке; тогда Андрей и Василий решили развивать сообщество, которое и получило название Svoboda Zvuka. С одной стороны, ребята объединили музыкантов для творческих коллабораций, с другой — собрали костяк участников, занимающихся коммерческими проектами. 

«У нас есть условный творческий лагерь, который пишет музыку для релизов, и, когда к нам обращаются за музыкой для кино, мы показываем заказчикам огромную папку с авторской музыкой. Еще есть рабочий лагерь, участники которого пишут музыку по брифу для рекламы, заставок на YouTube, приложений и прочих спецпроектов. Бывает так, что мы не можем найти нужных исполнителей среди участников команды: например, нужен человек с сопрано или носитель редкого языка. Тогда мы ищем людей через участников сообщества и таким образом не только расширяем комьюнити и получаем новые связи, но и даем музыкантам работу. Одна из наших социальных целей — набрать такое количество заказов, чтобы обеспечить ими максимальное количество музыкантов, работающих в разных стилистических направлениях, от джаза до электроники», — рассказывают ребята.

Недавно в прокат вышел фильм Петра Буслова «Бумеранг», в саундтреке которого 13 композиций участников Svoboda Zvuka. «Наш знакомый все время лайкал посты проекта и в какой-то момент предложил нам посотрудничать — рассказал, что Петр Буслов ищет музыку для своего фильма. Сначала мы отнеслись к этой затее с недоверием и легкой паранойей, не поверили, что нам пишет настоящий Петр Буслов. А потом встретились, и оказалось, что все так и есть. Режиссер попросил нас найти интересную и эксклюзивную песню, мы собрали какое-то количество треков от участников нашего комьюнити. Буслов все послушал и сказал: „Мне и это нравится, и это, и это“. Получилось, что мы хотели помочь с одним треком, а в итоге передали тринадцать», — вспоминает Василий.

«Чтобы всем было спокойно»: как устроен лейбл Svoboda Zvuka

Помимо творческих и коммерческих проектов, Svoboda Zvuka функционирует и как лейбл: берет на себя запись и доставку треков на площадки, коммуникацию с дистрибьютором, продвижение в соцсетях, медиа и на стриминговых платформах, а также все юридическое сопровождение. Помимо Андрея и Василия, в Svoboda Zvuka работает Наталья Островская, которая вместе с ребятами занимается копирайтом, созданием медиаплана, новостями и SMM, а также Артем Белида, ответственный за подготовку материалов к релизам и за коммуникацию с музыкантами и дистрибьютором. И Наталья, и Артем тоже пишут музыку.

Svoboda Zvuka удерживает процент от заработанных на площадках денег: «Взимается комиссия дистрибьютора, вычитается наш процент, а остаток делится в равных долях среди музыкантов, участвовавших в создании трека. Бывают случаи, когда необходимы особенные условия распределения роялти, но это скорее исключение». Андрей и Василий признаются, что «еще не заработали супермиллионов», но всегда закрепляют финансовые отношения «на берегу, чтобы всем было спокойно». 

«Многие музыканты кайфанули оттого, что у них вообще не болит голова о том, как распространять свою музыку. Они посмотрели договор, удостоверились, что с ним все в порядке, и забыли. Наша музыка пока мало зарабатывает на площадках, но если допустить, что она уйдет в рекламную интеграцию условной кока-колы, то, естественно, каждый участник получит свою долю», — делятся сооснователи проекта. 

«Давай лоббируй нас, потому что мы знакомы»: как проект продвигает свою музыку

Андрей и Василий рассылают пресс-релизы в медиа (об альбомах сообщества писали «РБК Стиль», «Психо Daily» и «Афиша»), питчат музыку объединения на витрины стримингов и плейлисты, а также предлагают треки артистов проекта в рекламу и кино. «Мы стараемся знакомиться со всеми редакторами и пиарщиками, но не для того, чтобы потом говорить: „Давай лоббируй нас, потому что мы знакомы“. Мы верим, что всегда лучше рассказывать свою историю лично, чтобы искренне заинтересовать ею других людей», — рассказывают ребята.

Также сооснователи проекта рассказывают, что рассматривают вариант попадания в платные пользовательские плейлисты в стриминговых сервисах: примерно за 200 евро владельцы подборок с сотнями тысяч подписчиков могут включать в них подходящие под тематику плейлиста треки. «Как правило, это жанровые плейлисты, например с электронной музыкой или роком. У них большая аудитория; естественно, какую-то лажу туда нельзя отдать: владельцы подборок все слушают и следят за тем, чтобы трек подходил стилистически. То есть ты не просто оплачиваешь свое присутствие в этом плейлисте, но и работу автора этой подборки. Соответственно, тебе сразу возвращается часть уплаченного гонорара за счет кликов, вовлеченности и прослушиваний. К тому же твоя аудитория растет», — рассуждают ребята.

Помимо этого, дистрибьютор, с которым сотрудничает Svoboda Zvuka, питчит музыку в редакционные плейлисты: делает рассылку наиболее интересных релизов раз в три-пять недель. Проект работает с Label Worx, который, по словам Андрея и Василия, хорошо справляется с продвижением их музыки: «Наш клип однажды попал на главную витрину VK и набрал там за полдня 300 тысяч просмотров. А релиз группы „Фазы“, в которой играет Василий, попал в рок-чарт Apple Music и стоял рядом с Земфирой». Как рассказывают ребята, им важно, чтобы дистрибьютор следил за развитием проекта: «Они наблюдают за нами как за артистами, у нас есть определенная квота доверия. Команда Label Worx видит, что мы не подведем и что и дальше будем предлагать интересную музыку».

Как выбрать подходящего дистрибьютора: большая сравнительная таблица 

«У меня есть камера, могу вам ее дать»: кто снимает обложки и клипы

Среди участников Svoboda Zvuka есть не только музыканты и продюсеры, но и художники и видеографы, благодаря чему у сообщества нет проблем с визуальным оформлением релизов и коммерческих заказов.

«В начале пути к нам присоединился Дима Терем, снимавший классные клипы для Pixelord. В основном видеоконтент для нас делает он. Но, помимо него, у нас есть еще много друзей, которые поддерживают наши начинания и либо передают нам свои готовые работы, либо специально создают их для понравившихся им треков. Например, медиахудожник Вадим Эпштейн в свое время решил отработать на нас новую визуальную технологию — он сделал свою „нейросетевую“ версию одного из наших клипов. Есть авторы, которые сами занимаются визуальным оформлением: например, сонграйтер и певица Лена Кауфман сделала себе кукольный клип из подручных средств», — рассказывают Василий и Андрей. 

По словам ребят, визуальные коллаборации стали такой же частью проекта, как и музыкальные: «Один говорит: „У меня есть камера, могу вам ее дать“, второй: „А у меня свободный лофт, где вы можете поснимать“, третий: „Я беру своего монтажера в проект, а сам буду снимать“. В общем, часто собирается целая артель, чтобы создать обложку или клип».

Первая коллаборация Svoboda Zvuka с видеохудожниками

«Я пока не встречал таких идей, как у нас»: в чем уникальность проекта

Несмотря на то что ребята ведут дела музыкантов, они считают Svoboda Zvuka не издательством или лейблом, а музыкальным стартапом. «Я пока не встречал таких идей, как у нас. Есть много зарубежных ресурсов для поиска музыкантов: условно, ты заплатил сто евро, а кто-то тебе написал музыку и оформил отчуждение прав. На таких сайтах удастся найти французского оперного певца или турецкого исполнителя, играющего на сазе, но это не уйдет дальше вашей коллаборации или дальше сайта, через который вы заключили договор. Во-первых, не возникнет творческого процесса, в который все вложились — коллективным разумом и душой. Во-вторых, не возникнет комьюнити. А поработав с участниками своего комьюнити, мы уже понимаем, кто нам нужен для той или иной задачи, кому можно поручить написать такую-то музыку, кто талантливый разгильдяй, а кто профи, кого можно звать только в творческие проекты, которые мы делаем не спеша, а на кого можно положиться даже в ограниченных временных рамках», — рассказывают ребята.

«Нам важно, чтобы музыканты не писали в стол»: как присоединиться к проекту

Чтобы присоединиться к творческому лагерю, нужно зайти на сайт проекта и выбрать в разделе «Музыка» понравившиеся для работы треки. 

Ребята временно приостановили коллаборации в группе в фейсбуке, чтобы выпустить уже записанный материал. За год участники проекта записали более 200 композиций, а издательские возможности объединения пока ограниченны. «Нам важно, чтобы музыканты не писали в стол, но вместе с тем мы уже набрали столько треков, что у нас не хватает ресурсов, чтобы их оперативно издать. Поэтому наш творческий процесс „на поверхности“ относительно замедлился. Коллаборации перешли в формат личных сообщений и точечных взаимодействий. Сейчас наша цель — выпустить скопившиеся треки», — объясняет Василий. 

Со времен основания проекта и до сих пор единственным порогом входа остается органический интерес сообщества: если кто-то из музыкантов выкладывает материал, над которым никто из участников не берется работать, проект угасает сам собой.

Вместе с тем ребята отмечают, что принцип коллективной работы вдохновляет и избавляет от творческой неуверенности: «За этот год все перезнакомились, обменялись контактами и уже создают чаты в телеграме по интересам. Каждый знает свои преимущества, что позволяет использовать сильные стороны друг друга. Если бы я писал трек в одиночку, я бы постоянно был им недоволен. А так — я не могу забрать обратно свой материал, потому что он обрастает слоями от других соавторов и развивается. Часто музыканты пишут только для себя и загоняются, что их музыка недостаточно хороша или вовсе никому не нужна. А в Svoboda Zvuka они могут передать свой набросок следующему автору и увидеть, что их драфт может стать базой какого-то нового крутейшего творения».