Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
инструкцииhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/instructions/section/204/image/main-c34164d1e1daae43ce7ae5cf5322f6f1.jpeg2021-04-01T15:30Подробная инструкцияКак музыканту заработать на NFT-токенах
Инструкции
Читать 22 минуты

Как музыканту заработать на NFT-токенах

Практически каждый день появляются новости о том, что музыканты стали зарабатывать существенные суммы на продаже NFT. По просьбе «ИМИ.Журнала» Глеб Лисичкин разобрался в том, что такое NFT, как новый тренд прямо сейчас меняет музыкальную индустрию и как артисту выйти на этот рынок.

NFT-токены и музыка

В марте случился бум продаж NFT — невзаимозаменяемых токенов. Цифровые художники и музыканты стали использовать NFT-аукционы для продажи NFT-токенов, привязанных к их творениям.

Абсолютное большинство лотов на таких аукционах представляют объекты цифрового искусства (jpg-картины, gif-файлы, видео и даже сожженный оригинал работы), но хайпом вокруг новой технологии активно пользуются и музыканты, успешно продавая свои NFT и получая за это сотни, тысячи и даже миллионы долларов.

Так, на продаже своих творений, привязанных к NFT-токенам, уже заработали диджей и продюсер 3Lau, Майк Шинода из Linkin Park, певица Grimes и многие другие. О своих намерениях выпустить NFT своей новой песни недавно сообщил канадский исполнитель The Weeknd. Учитывая популярность артиста, есть все основания полагать, что он выручит от этой сделки значительную сумму. При этом российские артисты не отстают от зарубежных. В середине марта панк-группа Pussy Riot продала NFT-отрывок своего клипа «Panic Attack», а конце месяца стало известно, что рэпер Kizaru выставил на продажу в виде NFT-токена обложку альбома «Яд».

Что вообще такое NFT-токены и как расшифровывается это слово?

Токенами называются записи в блокчейн-цепочках, которые используются при обороте криптовалют, самыми популярными из которых являются биткоин и эфириум. В чем разница между этими криптовалютами? В биткоине все токены являются взаимозаменяемыми, а в эфириуме можно создавать невзаимозаменяемые токены. 

Сильно упрощая, можно сравнить взаимозаменяемые токены с обычными банкнотами. Например, когда вы платите в магазине сторублевой купюрой и получаете сдачу, едва ли вы интересуетесь историей и дальнейшей жизнью этих банкнот и монет. А невзаимозаменяемые токены — эфириумы — являются уникальными «монетами», то есть каждая такая «монета» представляет особую нумизматическую ценность: вы не сможете потратить такую монету в магазине, но можете продать ее другому ценителю редкостей. 

NFT-токены (non-fungible token, невзаимозаменяемые токены) — это уникальные цифровые монеты, которые с помощью технологии блокчейна безотрывно привязываются к объекту цифрового искусства и могут быть проданы автором произведения на аукционе, а потом перепроданы, как и любой предмет искусства.

Что такое NFT-релиз?

Прежде всего, надо понимать, что на NFT-аукционах выставляются только NFT-токены, и они на сегодняшний день не привязаны к реальным физическим объектам. Иными словами, NFT-токены — это цифровой мерчендайз или цифровой автограф создателя: им можно обладать, можно быть уверенным в его оригинальности и уникальности, но его нельзя пощупать или повесить на стенку.

NFT — это не новая форма творчества, а скорее новая форма монетизации творчества в цифровой реальности. 

Механизм монетизации NFT хорошо иллюстрирует история продажи популярной гифки «Nyan Cat» за 300 эфириумов (553503 долларов в настоящий момент).

На аукцион был выставлен NFT-токен, привязанный к обновленной версии популярного gif-мема про радужного котика. Покупатель NFT-токена стал обладателем уникальной записи в блокчейне, которая теперь стоит полмиллиона долларов.

В описании лота сообщалось, что покупатель NFT-токена также получает «+10 к харизме, +10 к удаче и +15 к счастью». Видимо, эти активы как часть NFT-токена также могут перейти новому владельцу, если через какое-то время лот снова выставят на аукцион цифрового искусства.

При этом гифка Nyan Cat продолжает свое путешествие по сети, а ее «неуникальные» копии можно сколько угодно раз скачивать к себе на компьютер.

Исключительные авторские права на изображение остались за создателем картины Крис Торресом — покупатель NFT-токена не стал бенефициаром нынешних и будущих лицензий на это изображение.

NFТ-токен с анимированным котом-печенькой был продан за $580,000. Автор: Chris Torres

Похоже, в NFT нет никакой ценности. Почему люди платят такие огромные деньги за воздух?

NFT продаются и покупаются за эфириумы. Криптовалюты обеспечены не золотом, а только энергией, затраченной на их генерацию. Именно это обстоятельство позволяет скептикам говорить, о том, что криптовалюты — это мыльный пузырь.

Но на самом деле, золотой стандарт (при котором стоимость банкнот или монет выражена в определенном гарантированном количестве золота) перестал работать еще в начале ХХ века. Все современные деньги являются фидуциарными — они не имеют собственной стоимости, ее определяют центральные банки стран, выпускающих валюту.

Но еще важнее взглянуть на NFT-мерчендайз с точки зрения фаната и коллекционера. В конце прошлого года на аукционе R.R. Auction почти за полмиллиона долларов были проданы записные книжки со стихами Боба Дилана. Для тех, кто не знаком с творчеством американского музыканта, его записи не представляют никакой ценности и являются просто стопкой исписанных листов. Но не для ценителя.

Тот, кто на обычном аукционе предложит наибольшую цену для этого артефакта, становится конечным покупателем. NFT является точно таким же уникальным артефактом — но храниться он будет не в банковской ячейке, а в блокчейн-цепочке. То есть ценность NFT нельзя объяснить ничем, кроме веры тех, кто готов выложить за них несколько сотен эфириумов. Но, как мы уже знаем из новостей, таких богатых безумцев, живущих в мире криптобудущего, уже достаточно много.

Узнать больше о том, на чем еще может заработать артист, кроме стриминга и концертов, вы можете на образовательном онлайн-интенсиве «Новая музыкальная индустрия». Интенсив начнется 20 июля. Количество мест ограничено. 

Каким музыкантам стоит заниматься NFT?

Сегодняшняя ситуация на рынках NFT уже напоминает массовое помешательство — маркетплейсы переполнены и начинающими криптоинвесторами, и цифровыми художниками, которые пытаются продать свои NFT. И если для серьезно настроенных инвесторов и коллекционеров цифрового искусство уже существуют специальные торговые площадки, то начинающим музыкантам стоит взвесить все за и против перед тем, как вступать в игру.

Создание NFT-версии своего продукта может стать инструментом монетизации, если вы:

  • Культовый музыкант или артист, чьи релизы или артефакты всегда пользуются интересом у коллекционеров.
  • Артист, чья аудитория хорошо осведомлена о рынке криптовалют, имеет какое-то количество криптомонет и авантюрно ими распоряжается. В этом смысле, в более выигрышной позиции оказываются музыканты, популярные, например, среди разработчиков из Сан-Франциско.
  • Музыкант, работающий на стыке музыки и цифрового искусства. NFT-помешательство началось с рынка цифрового искусства — прежде всего, визуального. Витрины кураторских NFT-маркетплейсов сейчас больше похожи на 3D-галереи, чем на чарты стриминговых сервисов. Однако, если музыкант уделяет большое внимание визуальной упаковке своего творчества, его работы могут пользоваться спросом на NFT-аукционах. Примером потенциально интересных для NFT-рынка релизов российских артистов могут быть творения Pixelord, уже создавшего NFT для своих работ. Спросом, вероятно, могут пользоваться и работы музыканта Илья Мазо, который выпустил игру «ШХД: ЗИМА».
  • Чрезвычайно удачливый авантюрист. Вероятно, вы помните, что в момент появления биткоина большинство финансовых экспертов считали эту идею криптовалют слишком утопичной. В определенном смысле концепция осталась утопичной и сегодня, но сейчас один биткоин стоит больше 4 миллионов рублей. И те «авантюристы», которые майнили или покупали биткоины 10 лет назад, едва ли сожалеют об этой инвестиции. С NFT, скорее всего, ситуация будет аналогичной.
Коллаж «Everydays: The First 5000 Days», проданный за 69 миллионов долларов на аукционе Christie's в качестве NFT-токена. Автор: Beeple

Что я могу продать в качестве NFT-токена?

Практически любой цифровой артефакт, который вы сотворили, может стать объектом цифрового искусства — и его можно привязать к невзаимозаменяемому токену и выставить на аукцион. Но также в добавку к токену могут прикладываться физические объекты и даже обещания и обязательства.

Более того — вы можете выпустить не один NFT, а несколько, создав ряд абсолютно оригинальных и авторизованных копий одного объекта. Специалисты NFT-арт-рынка уже говорят, что наибольший интерес у покупателей вызывают не отдельные NFT, а серии цифровых арт-объектов. Недавно певица Grimes продала серию работ, созданных в коллаборации со своим братом — цифровым художником Маком Буше. Некоторые из работ сопровождались оригинальной музыкой.

Очевидный хайп вокруг NFT-аукционов дает простор для фантазии на тему того, что может стать лотом от артиста:

Музыкальный трек или альбом. Абсолютным рекордсменом здесь является американский диджей и EDM-продюсер артист 3Lau, который заработал более 11 миллионов долларов на продаже NFT-токенов, привязанных к его релизу «Ultraviolet». Сам релиз датирован 2018 годом и находится в свободном доступе на всех стриминг-площадках. Покупатели наиболее премиальных токенов получали лимитированное издание винила, а также неизданные треки и специальные миксы, а самый дорогой и уникальный лот давал право покупателю создать с 3Lau совместный трек. 

3Lau стал первопроходцем и в еще одном применении NFT — он создал свою частную биржу, где изначальные покупатели его NFT могут перепродавать токены. Согласно оферте, 3Lau будет получать процент с каждой сделки по перепродаже выпущенных им токенов. 

Оформление альбома. Файлы в форматах .jpg и .gif или короткое статичное видео с обложкой релиза тоже могут быть привязаны к NFT. Такие лоты разместил на NFT-аукционе Zora сооснователь Linkin Park Майк Шинода, заработав 6 600 долларов на 10 копиях анимированных обложек своего последнего сингла «Happy Endings». К слову, это стало первым случаем, когда на NFT-рынок вышел подписант мейджор-лейбла.

Роялти от релиза. Пока что самая интересная и при этом загадочная сфера использования NFT-токенов в музыкальной индустрии. В конце февраля канадский электронный музыкант Жак Грин продал за 13 эфириумов NFT, к которому привязан не только шестисекундный видео-сниппет его трека «Precise», но и доля от авторского вознаграждения, которое будут начисляться за этот трек. Предполагается, что создатель композиции самостоятельно свяжется с покупателем NFT и отдельным образом закрепит обязательства по выплатам роялти от этого трека, согласно законам Канады. В описании лота не указан процент отчислений, которые получит покупатель NFT, и не приложено ссылок ни на какие договоры. На данный момент сделка на NFT-аукционе принесла Жаку 23 тысячи долларов.

Технология блокчейна действительно имеет колоссальный потенциал для упорядочивания рынка авторских и смежных прав. Хранение метаданных музыкальных файлов в блокчейне позволит сделать механику выплат роялти артистам максимально прозрачным, а также решат проблему с поиском правообладателей контента.  

Уникальные физические объекты и даже идеи. Технически к невзаимозаменяемому токену могут быть привязаны и физические объекты — даже несуществующие. Впервые подобный маневр совершил арт-провокатор Бэнкси, который превратил в NFT свое уже уничтоженное полотно.

Можно выпустить NFT, привязанный к уникальному тест-прессу винилового издания вашего альбома, к специально изданным демо и так далее. Если немного пофантазировать, то технически на NFT-аукцион удастся выставить обещание артиста никогда не выпускать привязанный к токену релиз — и таким образом заработать деньги на хейтерах.

Всевозможный виртуальный мерчендайз. Например, право послушать первым новую песню, приглашение на виртуальный концерт, эксклюзивный доступ к AR-маске в инстаграме, персональное видеообращение, виртуальные бейджи или модификация нарисованного котика. Рынок виртуального мерчендайза только начинает развиваться — до бума NFT одним из главных маркетплейсов для музыкантов был сервис Fanaply. Изучите их сайт, чтобы понять, какие лоты и в каком количестве продают музыканты в США, и пофантазируйте о том, какие еще виртуальные товары можно продать фанатам.

Произведение «Ethereum Delerium» (здесь версия со звуком) продано на Nifty Gateway за $3500. Автор: Jon Burgerman

Как сделать релиз в формате NFT?

1) Чтобы выйти на крипторынок со своим творчеством, вам понадобится создать эфириум-кошелек, в который вы положите свое вознаграждение от продажи NFT. В качестве кошелька можно использовать сервисы MetaMask, CoinBase или Rainbow. Простая и бесплатная регистрация любого кошелька займет меньше минуты.

2) Купите себе немного эфириумов. Чтобы вы могли выйти на аукцион, на вашем счету должно лежать около 0,05 эфириумов (примерно 92 доллара). Эти средства будут потрачены на так называемый gas fee — на энергию которая необходима для инициализации вашего NFT. Купить эфириумы можно на любом из множества сайтов за рубли или иностранную валюту, а также при помощи QIWI-кошелька и сервиса «Яндекс.Деньги» — или конвертировать в эфириум другую криптовалюту, если у вас таковая имеется.

3) Привяжите свой аудиофайл к межпланетной файловой системе IPFS. Википедия объясняет IPFS как «контентно-адресуемый, одноранговый гипермедийный протокол связи». Объяснение того, что именно происходит с вашим файлом, заняло бы несколько страниц текста, а информацию об этом легко найти в интернете (и сложно понять). Скажем только, что вы можете сделать это абсолютно бесплатно с помощью сайта Pinata, воспользовавшись этой наглядной инструкцией.

4) Выберите маркетплейс, на котором вы создадите и разместите свой NFT. Самым популярным рынком NFT считается сайт OpenSea, однако для тех, кто только отправляется в первое приключение по мутным водам невзаимозаменяемых токенов, рекомендуется рынок Rarible. Он максимально простой, а созданные на нем NFT благодаря партнерской программе свободно торгуются на OpenSea. 

На волне хайпа онлайн-площадки для продажи NFT появляются чуть ли не каждый день, но на данный момент наибольшую популярность получили:

  • Rarible — наиболее популярный сайт для начинающих цифровых художников с самой простой модерацией. Выпустить свой NFT на Rarible так же просто, как загрузить видео на YouTube.
  • Nifty Gateway — самая элитарная и представительная площадка, во многом именно ей мы обязаны хайпу вокруг NFT сегодня, и именно на Nifty Gateway свою коллекцию NFT продала певица Grimes. В отличие от остальных маркетплейсов, Nifty Gateway позволяет привязать к своему аккаунту не только кошелек с эфириумами, но и обычный банковский счет — впрочем, сейчас это актуально только для клиентов американских банков.
  • Zora — относительно новый маркетплейс, на котором выставляли свои лоты такие музыканты, как Toro y Moi и Mura Masa.
  • SuperRare — пожалуй, самая снобская площадка. SuperRare не торгует NFT, связанными с мемами, а является, скорее, настоящей галереей цифрового искусства. Все лоты проходят тщательный отбор NFT-искусствоведов.
  • OpenSea — наиболее популярная площадка для продажи NFT-токенов. Сейчас, в связи с повышенным вниманием к сервису, сроки модерации лота могут занять несколько дней.
  • MakersPlace — еще одна элитарная галерея NFT. Чтобы продать здесь свое творчество, сначала нужно получить приглашение в сообщество через мессенджер дискорд.

5) Выставляйте один лот или целую коллекцию. Один цифровой объект, (например, обложка вашего релиза) может быть продан или в виде одного уникального NFT, или в качестве десяти или даже тысячи NFT. Вы сами решаете, каким тиражом будет выпущен ваш товар и чем будут отличаться ваши лоты, какой будет цена, поставьте любую дату окончания аукциона — все переменные вы устанавливаете самостоятельно.

6) Сообщите о создании NFT своим поклонникам или постарайтесь привлечь внимание коллекционеров цифрового искусства. Российские криптохудожники и интересующиеся NFT-аукционами уже создали тематический телеграм-канал

И все же: NFT — это гениальный обман?

Дать однозначный ответ на этот вопрос не получится, поскольку ценность NFT определяется покупателем, а все описанные в нашем материале процессы не являются константой: рынок NFT только-только начинает развиваться.

Но уже сейчас NFT решает важные задачи: 

Монетизация цифрового искусства. 3D-арт, видеоарт, графику CGI и прочие привычные нам виды цифрового искусства крайне сложно продать. Цифровой художник получить деньги только от конкретного заказчика или с продажи физических копий своих произведений. Но теперь криптономика открывает неизведанные ранее финансовые перспективы для монетизации цифрового творчества.

Пандемия COVID-19 научила нас совершенно по-новому потреблять контент в целом — и, скорее всего, этот навык будет только развиваться даже после конца эпидемии. Мы уже привыкли к онлайн-концертам — но что, если целая выставка цифрового искусства может стать частным онлайн-экспириенсом? 

Превращение музыки в цифровое искусство. Музыканты относительно быстро привыкли к правилам стриминг-экономики, говорящей о том, что их заработок напрямую связан с количеством прослушиваний их треков пользователями разных сервисов. Продажа уникальных копий релизов в виде NFT открывает возможности для заработка артистам, которые еще не вписались в экономику стриминга и которые обладают пусть немногочисленной, но мотивированной на поддержку автора аудиторией. 

Разговоры о том, что большинство артистов несправедливо мало зарабатывают в стриминговых сервисы, не утихают. И «NFT-революция» случилась именно тогда, когда все чаще стала обсуждаться концепция отчислений, при которой деньги пользователя стримингового сервиса получают только те музыканты, которых пользователь слушал в этом месяце. Сервис Soundcloud начнет использовать этот метод расчета роялти с 1 апреля. Предполагается, что распределение роялти становится ответственностью конечного слушателя. И поклонникам артиста может быть удобнее поддержать артиста с помощью покупки NFT, чем слушать каждый день только его музыку. 

Развитие блокчейн-стриминга. Независимые стартапы, строящие стриминг-платформы на технологии блокчейна, слишком долго оставались в андеграунде IT-бизнеса, и хайп вокруг NFT поднимает котировки акций их продуктов. Rocki, Audius, Emanate  и прочие — названия этих стриминговых сервисов пока мало знакомы и музыкантам, и лейблам, и слушателям, но шум вокруг применения блокчейна в музыкальной индустрии должен пойти этим проектам на пользу.

Популяризация благотворительности. Популярные артисты, успешно продавая NFT своих творений, отправляют полученные средства в благотворительные фонды. Это, безусловно, прекрасный тренд, развитие которого можно только приветствовать. Даже если всем пророчествам о блокчейне не суждено сбыться, адресная помощь людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, сторицей окупает любой инфошум.

При этом нельзя умолчать и о вреде NFT для экологии: как и все блокчейн-технологии, NFT связан с майнингом криптовалют, что является чрезвычайно энергозатратным предприятием. 

Если NFT-рынок не лопнет в ближайшее время, а продолжит развиваться, то вскоре на нем появятся свои хайпбисты и перекупщики, а возможно и фальшивомонетчики (вернее, фальшивотокенщики). Также уже стало известно о случаях, когда купленные токены пропадали у покупателя.

Криптоинвесторы, которые сейчас скупают NFT, со временем могут стать серьезными лоббистами, а если NFT из арт-индустрии перейдет в музыкальную, то через какое-то время свои NFT-супермаркеты откроют мейджор-лейблы.

Определенно, для музыкантов (особенно, авторов песен) наибольший интерес будет представлять продажа долей прав на свои треки напрямую поклонникам, но достоверной информации про выпуск таких токенов и механизмы разделения роялти через NFT пока очень мало. Именно продажей таких прав занимался интересный стартап Vezt, однако, судя по заброшенным страницам проекта в социальных сетях, это приложение затормозилось в развитии задолго до наступления нынешнего NFT-бума.