Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/423/image/article-63be8946fe524df177bb244237734859.jpgЕвгений Горбунов2021-07-05T13:10«Продолжаем набивать шишки»: Евгений Горбунов — о музыкальной индустрии в России
«Продолжаем набивать шишки»: Евгений Горбунов — о музыкальной индустрии в России
Источник: instagram.com/inturistrf

«Продолжаем набивать шишки»: Евгений Горбунов — о музыкальной индустрии в России

Источник: instagram.com/inturistrf

Чем отличается музыкальный бизнес в России и США? Что характерно именно для нашей страны? Почему не стоит задерживать свой сет на фестивале? И зачем все-таки читать русскоязычную версию книги Ари Херстанда «Как достичь успеха в музыкальном бизнесе»?

Об этом и многом другом нам рассказал Евгений Горбунов («ГШ», «Интурист»), который выступил приглашенным редактором издания и приземлил американские реалии на российскую почву — во многом благодаря собственному опыту музыканта. 

Книга «Как достичь успеха в музыкальном бизнесе» Ари Херстанда — совместный проект ИМИ и издательства Individuum. Список магазинов, в которых можно купить книгу, тут.

Книга Ари Херстанда «Как достичь успеха в музыкальном бизнесе» уже в продаже 

Убитое оборудование, хаотичность и другие особенности российского музыкального бизнеса 

В процессе работы над комментариями к книге я много общался с самыми разными представителями российской музыкальной индустрии, узнавал, как обстоят дела с музыкой для сериалов и кино, как продавать и покупать песни, что дают артисту телешоу, и многое другое. Главная черта этого бизнеса в нашей стране — некоторая хаотичность, и мы все еще продолжаем набивать шишки. Но чем дальше, тем больше возникает устоявшихся правил и традиций, нарушать которые становится дурным тоном.

Гастроли по России сильно отличаются от туров по другим странам, так как этот рынок относительно молод. Есть свои особенности: от нюансов с электричеством (все фонит, гитары ловят радио) и убитым оборудованием до привередливости публики в отдельно взятом городе и уровня пофигизма промоутеров. 

Также важная деталь — бэклайн на площадках. Вы можете приехать в глубинку не просто на пустую сцену, а, возможно, увидеть барабанную установку и пару гитарных усилителей. Это делает порог входа для молодых необеспеченных музыкантов довольно низким: приди в клуб, включи свой инструмент и играй.

Есть еще множество нюансов почти во всех областях российского музыкального рынка, и в книге я постарался охватить их хотя бы беглым взглядом.

Чем вреден дух конкуренции и полезен горький опыт

У нас до сих пор распространено выстраивание вертикали между участниками рынка. Даже между теми из них, кто находится на одинаковых, так сказать, должностях. Если артист добился определенного успеха, это не дает ему права затягивать время своего сета на фестивале и отнимать минуты выступления у следующей группы, чтобы показать, кто тут главный.

Вообще, сейчас у рынка много ментальных проблем, которые нужно преодолеть. Дух конкуренции, например, не делает вашу музыку лучше, и, как только вы начинаете соревноваться с другими артистами или авторами, вы автоматически проигрываете. В общем, нам всем надо немного расслабиться и умерить свое эго.

Пока я работал над комментариями к книге, мне было весело вспоминать свой опыт: иногда горький, иногда смешной и даже нелепый. Все-таки жизнь — лучший учитель, но, наверное, не каждый может выдержать ее адские уроки. Хорошо, что сейчас все гораздо спокойнее и стабильнее, чем десять лет назад. Во-первых, проще найти информацию о чем и о ком угодно — например, узнать о добросовестности регионального организатора концертов или выяснить, кто занимается фестивалем, на который вы хотите попасть. Во-вторых, уже наладилось множество деловых схем и устоялись определенные стандарты.

Почему важно четко договариваться с организаторами и не слушать перед концертом «Металлику»

Теперь-то я знаю, что в плане концертов и гастролей обо всем нужно договариваться заранее. Если вас вдруг заселили в квартиру без горячей воды, не предоставили технический или бытовой райдер, поставили неожиданную группу на разогрев и отказались вызвать такси в аэропорт, качать права на месте не получится.

Вариантов, что может пойти не так, просто масса. Конечно же, довелось набить шишек. Например, как-то раз у нас перед концертом очень громко играл альбом «Металлики» на репите. Я не фанат этой группы, но даже если бы и был фанатом, это было просто максимально неуместно. Мне не удалось убедить людей на площадке выключить его, и в итоге никакой магии ожидания концерта не было, да и само выступление оказалось скомканным, и с этим уже ничего нельзя было сделать. Иногда ваша музыка оказывается более хрупкой штукой, чем вы привыкли думать.

О сходстве американской и российской музыкальной индустрии 

Американский музыкальный рынок — эталон для всей мировой индустрии, он развивался, рос и менялся вместе с новыми музыкальными явлениями, от свинга до современной электроники.

Российская музыкальная индустрия в том числе старается соответствовать американской модели, поэтому книгу нужно было адаптировать к российским реалиям только в некоторых случаях. Возможно, вас удивят какие-то особенности пока не свойственного нам американского подхода. Но все может измениться уже в ближайшем будущем.

Если какие-то части покажутся вам слишком оторванными от нашей действительности, я все же не советую их пропускать: никогда не знаешь, как та или иная информация может пригодиться в жизни.

Что думает Ари по поводу локализации книги

Ари остался доволен моей работой, даже сказал об этом в комментарии для ИМИ. У меня отлегло, честно говоря, потому что во время созвона по зуму он был очень серьезен. Могу его понять: Ари не просто вложил огромное количество энергии в эту книгу, но и до сих пор дописывает ее. Кажется, каждые три года выходит новая редакция, потому что музыкальный бизнес — штука переменчивая.

В моих комментариях много инсайтов не только из личного опыта, но и собранных в совершенно разных отраслях индустрии. К тому же там есть прикольчики! Так что, если вы уже прочли книгу на английском, это не значит, что русская версия вам не нужна.

О том, почему книга «Как достичь успеха в музыкальном бизнесе» будет полезна всем участникам музыкальной индустрии, читайте в нашем материале