Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/408/image/article-9d14e81cfd1baa0383bb99396b6e4e50.jpgЕвгений Горбунов, Юля Герасимова2021-05-20T18:40Книги и фильмы о музыке: выбор Евгения Горбунова из «ГШ» и «Интуриста»
Книги и фильмы о музыке: выбор Евгения Горбунова из «ГШ» и «Интуриста»
Кадр из видео «Шел бы ты отсюда»

Книги и фильмы о музыке: выбор Евгения Горбунова из «ГШ» и «Интуриста»

Кадр из видео «Шел бы ты отсюда»

ИМИ регулярно пополняет раздел «Источники», в котором собирает коллекцию интересных и полезных документальных фильмов, книг, подкастов, YouTube- и телеграм-каналов о музыке и музыкальном бизнесе. Периодически мы просим артистов и других участников индустрии делиться любимыми источниками и предлагать новые. Сегодня сооснователь группы «ГШ» и автор проекта «Интурист» Евгений Горбунов рассказал о том, какие книги, передачи и фильмы о музыке его вдохновляют.

Книги

Мортон Фелдман. «Привет восьмой улице»

Американский композитор Мортон Фелдман — противоречивая персона. Поговаривают, что он был не самым приятным человеком, но его вклад крайне важен для развития современной музыки. Да и вообще, некоторые его произведения я бы взял с собой на необитаемый остров.

«Привет восьмой улице» — это сборник комментариев Фелдмана к своим же сочинениям, а также его воспоминаний о нью-йоркской художественной тусовке и впечатлений от того, что происходило вокруг: очень субъективных и потому суперценных.

Из всех композиторов своего времени Фелдман водил дружбу только с Кейджем: в основном его круг общения состоял из художников. Помимо того что это классная и местами невероятно веселая книга, она хорошо показывает, как музыкальную мысль способна обогатить мысль художественная, как абстрактный язык американской живописи эпохи Великой депрессии сочетался с еще более абстрактным языком музыки.

Многие восприняли книгу Андрея Горохова «Музпросвет» как источник информации о модных электронных музыкантах, но она вообще о другом. В том числе о художественной задаче музыки, а также о критическом мышлении и формировании собственного подхода. Тем, кто не въехал в Горохова, Фелдман, вероятно, тоже мало что объяснит, но если вы сумеете вчитаться в текст, то начнете смотреть на многие вещи под другим углом.

Игорь Вишневецкий. «Сергей Прокофьев»

Я купил эту книгу из современной серии «ЖЗЛ» (серия популярных биографических книг, выпускаемая издательством «Молодая гвардия» с 1933 года. — Прим. «ИМИ.Журнала») перед длительным полетом на Дальний Восток. Это очень хорошо написанная и подробная биография с музыковедческими разборами. 

Самое важное, что может сделать такая книга, — рассказать, что композитор, чей портрет висит во множестве учебных заведений, был живым человеком и кем-то вроде рок-звезды — как и многие его академические предшественники и последователи. Это люди, которые очень серьезно меняли игру, всех бесили (а кое-кого бесят до сих пор), и страсти, кипевшие вокруг них, не менее интересны, чем интриги во времена расцвета панка или других явлений массовой музыки.

Майлс Дэвис. «Автобиография»

После чтения я понял, что мне бы не очень хотелось встретиться с самим Майлсом: кажется, он был страшным человеком. Но великим, чего уж там. Всегда интересно наблюдать за тем, как музыкант может управлять своей карьерой и кардинально менять подход к музыке, а вместе с ним и общую парадигму.

Здорово уметь сочетать собственный музыкальный талант с выбором правильных компаньонов. Мне кажется, Майлс важен именно как продюсер. Труба в его самых крутых альбомах не то чтобы главный инструмент, который всех задвигает на задний план. Но присутствие маэстро ощущается даже во время чужого соло, поэтому в книге представлен калейдоскоп имен величайших джазовых музыкантов. Ну и про жизнь там интересно написано.

Александр Кушнир. «Сергей Курехин. Безумная механика русского рока»

Эта книга про музыку, но на самом деле не совсем. Мне не нравится, как пишет Кушнир, но другого варианта нет. В принципе, фигуру Курехина после прочтения представляешь себе довольно ясно, а это, наверное, самое главное.

Здесь тоже подчеркивается, что идея и художественное высказывание — главные элементы, без которых музыка разваливается. Также она разваливается и без самой личности Курехина. Это не значит, что он был плохим композитором, просто Курехин сам себя сделал мифом, произведением искусства, неким медиумом, через которого одновременно говорило настоящее и прошлое, философия, биология, другие науки, а также лженаука, абсурдность окружающей действительности и многое другое.

Передачи и фильмы

«Абсолютный слух» на «Культуре»

Это очень дедовский источник информации и вдохновения, иногда совершенно чудовищный в своей нелепой телевизионной подаче и просто guilty pleasure. Но как генератор рандомной информации о музыке вполне пойдет.

Здесь рассказывается множество до нелепости красивых историй о композиторах, известных певцах, певицах и балеринах. В каждом выпуске по три сюжета, уложенных в полчаса: идеальный формат для обеденного перерыва. Да и в целом «Культура» — неплохой канал. Я вообще нормально отношусь к жанру дурацких телевизионных доков с нарочито драматичным или благостным голосом, странными экспертами и кучей кинохроники.

«Крамб»

Мой любимый док. Он только отчасти про музыку, скорее про художника Роберта Крамба и напряжение между миром, в котором он живет, и миром, который создал своими работами. Это очень веселый, драматичный и напряженный фильм, где камера следует за персонажем. То есть никаких интервью с очевидцами и их воспоминаний об успехах, просто жизнь как она есть. 

Помимо того что Роберт Крамб — автор культовых безумных комиксов, еще он музыкант и коллекционер старых шеллачных пластинок 1920–40-х. Я очень люблю его сборник «Hot Women»: туда вошли песни, исполненные женщинами из жарких стран и порой записанные в полевых условиях в первой половине XX века. Там даже есть трек, очень похожий на современный рэп.

Другие источники вдохновения

Еще, конечно же, важны «Фермата» Мунипова, «Краткая история новой музыки» Обриста и другие книги-интервью с композиторами.

Но моя основная мысль в том, что музыканту лучше обращать внимание на немузыкальные источники. Меня очень вдохновляет исторический нон-фикшн, критические статьи, какие-то рандомные штуки, открытые на середине тома, биографии, доки про художников, фильмы, где действие происходит в суде (там отличные диалоги!), передачи на радио, диалоги в метро, новости, дурацкая реклама, древние мифы, китайская средневековая проза и многое другое. Все это может неочевидным образом обогатить вашу музыку и помочь отыскать собственный подход, который окажется неожиданностью даже для вас самих.

Больше избранных книг и фильмов о музыке — в нашем разделе «Источники»