Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/290/image/article-28aadebcbfb1dd0d41d77c89f2a088bf.jpgЕгор Антощенко2020-10-01T14:00Интервью с музыкантами кавер-групп, исполняющих песни «Кино»«Цой у нас даже больше, чем The Beatles»
«Цой у нас даже больше, чем The Beatles»
Интервью с музыкантами кавер-групп, исполняющих песни «Кино»
Группа «Виктор». Фото: страница группы в VK.

«Цой у нас даже больше, чем The Beatles»

Интервью с музыкантами кавер-групп, исполняющих песни «Кино»
Группа «Виктор». Фото: страница группы в VK.

В конце сентября музыканты группы «Кино» объявили о переносе своих осенних стадионных концертов на 2021 год. Впрочем, у поклонников Виктора Цоя все еще есть возможность услышать любимые песни живьем. «ИМИ.Журнал» поговорил с музыкантами кавер-групп, исполняющих песни «Кино». Некоторые из этих коллективов существуют почти 30 лет.


«Виктор»

Пожалуй, самая известная группа, исполняющая наряду со своим репертуаром песни Виктора Цоя. Родиной коллектива является город Ош в Киргизии, активная концертная деятельность началась после выступления на концерте памяти Цоя в Петербурге в 1995 году и переезда музыкантов в Северную столицу, где им помогал первый директор «Кино» Юрий Белишкин. Помимо песен Цоя, у «Виктора» есть и собственные хиты, самым известным из которых стал трек «Настроение» с первого альбома «Память» (1996 год). Несмотря на частую смену составов, «Виктор» активно гастролирует по России и зарубежью по сей день.

Асхат Калбаев
Вокалист, автор песен

На концерты «Кино» я, к сожалению, не попал: служил в армии, когда Цой погиб. Сначала я услышал эти песни на кассете, а потом увидел «Кино» по телевизору в программе «Взгляд» в 1989 году. Помню, тогда пошло повальное увлечение их музыкой по всему Советскому Союзу. Я к тому времени уже сносно играл на гитаре, но не знал, в какую сторону мне двигаться со своим творчеством. По «Утренней почте» ставили Малежика, «Веселых ребят», еще какие-то ансамбли. Но душа хотела другого. Когда я увидел «Кино», сразу понял: мое! И где-то через год написал песню в похожем стиле. 

Песня «Настроение» родилась еще в 1994 году, в Киргизии. Мы принесли ее на радио, и она сразу зацепила слушателя — уже через два месяца мы были очень популярны в Ошской области. Потом мы послали кассету в Питер, и Юрий Владимирович Белишкин, первый директор «Кино», пригласил нас на концерт памяти Цоя. Где-то через полгода мы переехали туда окончательно. 

Поначалу среди киноманов к нам было ревностное отношение. Но я всегда говорил, что не стремлюсь занять место Цоя. Недавно у меня брало интервью Ren TV: все вроде было хорошо, нашли локацию, поговорили. А потом выходит передача, где я назван двойником Цоя. Ну как такое возможно? Это же подстава в чистом виде! Я никогда не претендовал на это: я не подражатель, я продолжатель. Я пишу свои песни, вдохновленные творчеством Цоя, и несу память о нем. Хотели бы найти двойников, нашли бы в интернете, их там целая куча.

Когда Цой погиб, много острых на язык журналистов говорили, что через год-два его забудут. Я сразу говорил, что это навсегда. Я не обожествляю его, просто сужу объективно. Мне кажется, он у нас даже больше, чем The Beatles. За ними стояла огромная команда, маркетинговая машина. А у нас никакого шоу-бизнеса тогда не было. Когда у «Кино» появился первый директор Белишкин, они уже собирали стадионы. Ни Белишкин, ни Айзеншпис не сделали «Кино» — они сделали себя сами. Сейчас популярность Цоя вышла за пределы России — скажем, песню «Перемен» перепевала по-корейски и даже по-русски корейская группа Yoon Do-hyun Band, одна из самых популярных у себя в стране. Про кавер Brazzaville, я думаю, вы слышали. Я знаю, что один финн настолько проникся творчеством Цоя, что даже выучил русский. Так что если раньше говорили «Я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин», то сейчас то же самое можно сказать про Цоя. 

К нам на концерты приходят люди от 7 и до 70 лет. Это удивляет и радует: даже дети, которые родились после его смерти слушают его песни. Все-таки у Цоя есть какая-то волшебная аура, которая не исчезает до сих пор. 

Состав «Виктора» периодически меняется. Обычно группа распадается, потому что участники не могут поделить деньги. У нас другая ситуация. Я очень требователен к музыкантам. Русский рок часто играют ленивые люди. Но со мной халтура не прокатывает. Почему нас любят правообладатели: потому что группа «Виктор» ничего не коверкает. Цой самодостаточен, и я заставляю музыкантов играть все эти песни максимально близко к оригиналу, что называется, «в копейку». Кажется, что это очень простая музыка, но она тоже требует определенного мастерства. Поэтому некоторыми музыкантами приходится порой жертвовать.

Группа — это хобби, которое кормит. Работой это не назвать: как любимое дело можно назвать работой? Это счастье. Я поэтому и ругаюсь с музыкантами: не понимаю, как можно заставлять людей заниматься музыкой. Если это не твое любимое дело — ну не занимайся им, найди что-то другое. 

Отчислений правообладателям мы не делаем: им нравится, как мы играем, они увидели в этом душу. Зачем за это брать деньги? У них есть другие источники дохода. Мы же не Стас Михайлов или Лепс, чтобы зарабатывать сотни тысяч долларов за концерт. Хватает только на то, чтобы музыкантам заплатить и они не бедствовали. На Цое зарабатывать кощунственно. 

Мы играем и в небольших клубах на сто человек, и на крупных фестивалях типа «Нашествия». Но если брать в среднем, то обычно это площадка от 500 до 1000 человек. Бывают и корпоративы, потому что многие из тех, кто рос на группе «Кино», сейчас стали состоятельными людьми. 

https://www.youtube.com/embed/xSBDkqUwBrY?rel=0
Выступление группы «Виктор» на фестивале «Нашествие», 2014

Фильм «Лето» в целом сделан хорошо, но показался мне слишком слащавым, приторным. Стоило передать атмосферу рокерской тусовки как-то более жестко, побрутальнее. Хотя Цой был по своей натуре очень жизнерадостным и веселым человеком, а не таким хмурым одиноким самураем, каким его в некоторых других картинах представляют. Что касается нового фильма Учителя, то я понимаю негодование Саши Цоя (сын Виктора Цоя. — Прим. ред.), потому что читал сценарий пару лет назад. Я бы его в таком виде на корню зарубил: там много мрака и жести, сюжет строится вокруг того, что тело Цоя везут из Латвии в Петербург. Есть эпизод, где Рикошет чуть ли не гроб с телом Цоя пинает. 

Цой всегда будет востребован. Его слава как росла до сегодняшнего дня, так и будет расти. Сегодня он невольно стал лидером оппозиции. Если где-то на постсоветском пространстве случаются митинги и выступления, там сразу ставят песню «Перемен». В Белоруссии ее даже запретили. Хотя на самом деле, песня совсем не об этих переменах, так даже покойный Густав (Гурьянов, барабанщик группы «Кино». — Прим. ред.) говорил. Там нет ничего политического, не говорится о свержении государственного строя. Так что политизация Цоя — заслуга нечистых на руку людей. У нас эту песню, думаю, не запретят, все-таки Цой — это национальное достояние. 

Если бы я на горизонте увидел человека, который относится к творчеству Цоя так же серьезно, как я, то отдал бы ему свое место в группе, передал бы ему все. Но мне не нравятся певцы, которые просто берут белую гитару, надевают черную куртку и начинают на сцене вскидывать голову наверх. Дело же не в этом: вам нужно передать музыку «Кино» молодым людям, которые не застали Цоя. Для этого не обязательно становиться двойниками. Необходимо передать атмосферу этой музыки, выучить все инструментальные и вокальные партии от и до, ничего не искажая. 


«Солнечные дни» (еx. «Черный квадрат»)

Группа, созданная в 1989 году мультиинструменталистом Игорем Соколовым. За тридцать лет «Солнечные дни» выступили во множестве клубов и концертных залов, не пренебрегая и уличными концертами. В 2016 году Соколов стал фронтменом трибьют-проекта «Симфонические огурцы», где песни «Кино» подверглись оркестровым переработкам, концерты прошли в Кремлевском дворце, ДК Ленсовета в Санкт-Петербурге, Президентском дворце в Минске и других городах. 

Игорь Соколов
Вокалист, мультиинструменталист

Впервые я услышал «Кино» в фильме «Асса» — это была песня «Перемен». До этого я слушал то, что и все вокруг: у старших ребят это были группы Iron Maiden, AC/DC, Pantera, у папы — Высоцкий. В 1990 году я поступил на эстрадно-джазовое отделение Белгородского музучилища по классу тубы, помимо этого играл на гитаре, басу, барабанах. Джаз мне, скажем так, навязывали. Но мое собственное творчество в училище, к счастью, поощряли. Скажем, преподаватель по аранжировке предложил как-то написать партитуру для оркестра и исполнить мою песню «Белые дни» (которая не имеет отношения к Цою и «белым дням» из «Места для шага вперед»). Из отечественных групп «Кино» была единственной, кто на меня повлиял. Из западных музыкантов я со временем полюбил U2, Aerosmith, а тяжелая музыка отошла куда-то на задний план.

Переезд в Москву я долго не планировал. Просто было плохо с работой, и один друг меня туда забрал — помог снять комнату, занял денег. И я начал потихоньку искать музыкантов, стал складываться круг общения. За эти годы состав, естественно, менялся много раз. И все же в прошлом году мы отметили 30-летие группы в концертном зале «Мир», моя жена помогла сделать этот концерт.

https://www.youtube.com/embed/_hVD3tKFdfQ?rel=0
Выступление группы «Солнечные дни»/«Черный квадрат» в Новосибирске, 2016

Мы играем в любых залах, не брезгуем и уличными выступлениями. На данный момент мы на улице не играем, потому что погода не та. А так — без понтов, выходим и выступаем для людей, которые не могут прийти на концерты по каким-то причинам. Играем и корпоративы. Мы все зависим от денег, тем более что есть дети – наши продолжатели, которых надо кормить. Концертов до всей этой истории с коронавирусом было очень много. В этом году мы должны были поехать в Латвию, Германию, Испанию, Израиль, но не получилось по понятным причинам. Мы побывали даже в Гватемале: один русский там купил металлургический завод, мы играли на местном Дне металлурга для русских, украинских и гватемальских рабочих. Все остались довольны, с этим бизнесменом до сих пор переписываемся — он сам пишет неплохие песни, кстати. 

Группа — это не хобби и не работа, это жизнь. С чем-то совмещать музыку не очень получается. Если у нас нет концертов, я никому из музыкантов не запрещаю играть где-то еще. Кроме «Кино», я пишу песни, часто играю их на концертах: они тоже востребованы нашими слушателями. Мы стараемся, чтобы наша собственная музыка не была похожа на песни Цоя. У нас есть и панк-песни, и поп-рок, у наших песен совсем другое настроение. 

На нас ходят дети и даже внуки тех, кто вырос на «Кино». Два-три поколения точно. У меня самого уже трое детей. Старший решил учиться на звукорежиссуре. Средний увлекся «Кино», причем я ему ничего не навязывал, не подсказывал – он сам пришел к этой музыке. Младшему сейчас два месяца, он сам будет выбирать, что ему слушать. 

Мы пытались экспериментировать с аранжировками «Кино», но нам сразу сказали: «Играйте как в оригинале, у вас это лучше получается». Слушатели не хотят каких-то импровизаций, для них эти песни самодостаточны. Максимум, что я могу себе позволить, — взять электрическую гитару вместо акустики; может быть, пару нот в какое-то соло добавить, какой-то красивый аккорд вставить.

Песни «Кино» еще долго будут актуальны. В них есть честность, правда и искренность – все легко и просто. Таких песен сейчас никто не пишет. 


«Интересное Кино»

Питерская группа, состоящая из участников коллективов никого нет дома, ппвк и соло-гитариста Сергея Галантного, образовалась в 2018 году. До этого все участники играли в разных трибьют-проектах, исполняющих песни Виктора Цоя. «Интересное Кино» являются резидентами клуба-музея «Камчатка» на Петроградской стороне он открыт в том же здании на улице Блохина, 15, где лидер «Кино» работал кочегаром с 1986 по 1988 год. 

Сергей Галантный
Соло-гитара

Я впервые услышал Цоя в 9 лет. Сложно сказать, что мне тогда понравилось в его песнях: когда ты ребенок, вообще сложно говорить о таких вещах. Возможно, это какая-то правда, которая в них была. Потом я начал играть на гитаре, и это тоже были песни Цоя. Я пытался писать что-то свое, но отношение к собственным песням было несерьезное.

До группы «Интересное Кино» мы все играли в разных коллективах, исполняющих песни Цоя. Я успел поиграть в группе «Виктор» — они сами на меня вышли, долго уговаривали. Насмотрелся на гастрольную жизнь, и она мне стала неинтересна: площадки в каждом городе практически одинаковые, аудитория часто не понимает, что такое группа «Кино».   

Амбиций гастролировать у нас нет: мы себя преподносим как музыканты котельной и очень редко соглашаемся сыграть где-то за пределами «Камчатки». Правда, в этом августе сделали два стрима в интернете, как сейчас модно. Просто обычно нас приглашают в какие-то бары, где народ пьет пиво, на столах тарелки с едой, все это не очень приятно. В «Камчатку», с другой стороны, очень редко приходят случайные люди – в основном это те, кто давно знает и любит музыку «Кино». Часто приезжают из других городов и даже из-за рубежа. Несколько раз были люди из Германии и Франции, которые специально приехали, чтобы посетить «Камчатку» и пропитаться этим духом. 

https://www.youtube.com/embed/dbZhLJWdo8g?rel=0
Выступление группы «Интересное кино» в клубе-музее «Котельная Камчатка», Санкт-Петербург, 2019

Зарабатывать на музыке, конечно, не получается. Да и цели такой не стоит. Мы играем в «Камчатке» примерно 3–4 раза в месяц — по пятницам и субботам. Денег за выступления хватает на дорогу до клуба или струны для гитары, можно воспринимать их просто как какой-то бонус. 

Я обычный офисный сотрудник, у меня пятидневная рабочая неделя. У нашего вокалиста более необычная и непростая работа: он копает могилы. Барабанщик занимается исключительно музыкой: кроме ударных, он еще неплохой звукорежиссер и зарабатывает этим. Чем занимается бас-гитарист, я даже не знаю.

На концертах мы не импровизируем, а стараемся играть песни нота в ноту. Публике, как правило, хочется услышать живьем знакомые песни в максимально аутентичном исполнении, желательно сыгранные на тех же инструментах. У меня та же самая модель гитары Yamaha SG-200, на которой играл Каспарян.

Вопрос авторских, конечно, возникал. Но, повторюсь, когда мы играем в «Камчатке», наши заработки настолько небольшие, что нам как-то не приходит в голову искать родственников и пытаться с ними поделиться. Это было бы, наверное, неуместно. 


«Кинохроника»

Трибьют-проект «Кино» из Санкт-Петербурга, образованный перебравшимся в Северную столицу костромским музыкантом Ильей Николаевым. «Кинохроника» существует 3,5 года, помимо хитов Цоя исполняет песни самого Николаева, часто выступает в котельной «Камчатка» и других клубах в европейской части страны.

Илья Николаев 
Вокал, гитара

Группу «Кино» я впервые услышал на пластинке, когда мне было лет пять. Но тогда я особого внимания этой группе не придал в силу возраста. Вернулся я к их музыке, когда мне исполнилось 15 лет — тогда я и взял в руки гитару и стал учить песни Цоя. У меня не было выбора между какими-то группами, я слушал только «Кино». Я нашел себя в этих песнях, в них есть смысл, цель. Они понятны абсолютно любому человеку, потому что в них пересказана наша с вами жизнь.

Найти единомышленников — именно тех ребят, которых разделяют твою любовь к творчеству «Кино» — было сложно. Все участники «Кинохроники» до этого играли песни Цоя в других составах. Многие участвовали в других известных проектах. Например, барабанщик группы играл в группах «Бригадный подряд», «Психея», «Кукрыниксы», «Виктор».

https://www.youtube.com/embed/vErTufVB1uY?rel=0
Выступление группы «Кинохроника», 2020

До пандемии мы играли по 8–10 концертов в месяц. Сейчас гастрольная деятельность потихоньку вроде начинает восстанавливаться. Музыка — наш основной доход на настоящий момент. Выступаем абсолютно везде, не отказываемся от каких-то малых залов, не против больших клубов и крупных фестивалей. Помимо песен Цоя, исполняем и собственный репертуар, я сам пишу музыку и большинство аранжировок своих песен. Но от «Кино» мы никуда не уйдем.

Авторскими отчислениями занимаются организаторы наших концертов. Мы надеемся, что они доходят до правообладателей. Авторское право — дело нужное, поэтому когда это делается во благо, то на душе становится легче.


«Игра»

Московская группа, у которой, как гласит профиль ВК, «в арсенале более четырех часов игры non-stop» песен Виктора Цоя. Активно гастролирует по европейской части России: этой осенью, кроме двух столиц, посетит Тулу, Обнинск, Калугу, Брянск, Пензу и другие города. 

Бек Мардонов 
Вокал, гитара

Впервые я услышал «Кино» в 13 лет — я тогда понятия не имел о русском роке. В один прекрасный день ко мне зашел друг, он был на два года старше меня, но мы дружили, он был моим соседом. Мы увлекались в те годы боевыми искусствами, изучали историю Брюса Ли — всем известного Великого Мастера, собирали плакаты, смотрели фильмы с его участием. Короче, заходит друг с аудиокассетой в руках и включает магнитофон, выключает свет и говорит: «Слушай». Прозвучало соло — начало партии Юрия Каспаряна. Я был удивлен звуком, внутри что-то дрогнуло, с самого начала с первых слов — «Крыши домов…», голос магии, полет к звездам в ночной тишине и красота Вселенной. Я вдруг начал понимать музыку, влюбился во все это. И дальше стал изучать «Кино».

Музыка для нас не основной доход. Приходится совмещать работу и концерты. Сборы на наших концертах слишком малы, чтобы нами интересовалось РАО. Тем не менее практика, когда площадки или организаторы концертов отчисляют авторские вознаграждения, есть.

https://www.youtube.com/embed/TJlTrcYuO3Q?rel=0
Выступление группы «Игра», 2016

На наших концертах мы видим совершенно разноплановую публику. Молодежи, как и их родителей совершенно разного возраста, много. Многие приходят с детьми. Это, безусловно, радует. Молодое поколение должно знать эти песни, и оно их знает и любит.

Больше всего запомнился концерт на одной сцене с гитаристом «Кино» Юрием Каспаряном на концерте памяти «Кинопробы». Это была огромная честь для меня, ведь он великий гитарист – сложно передать словами, что я чувствовал, когда стоял на одной сцене с ним и слышал звук его соло-гитары…


Александр Цой

Музыкант, продюсер, сын Виктора Цоя и один из обладателей прав на его песни 

Я понимаю, что трибьют-группы востребованы слушателями, но мне такая концепция не очень симпатична — мне больше нравится, когда люди творчески переосмысляют песни «Кино», а не просто переигрывают «близко к тексту». Как правило, это получается гораздо хуже, чем оригинал. Но я никому не препятствую, если это не мешает моим проектам. Отчисления от площадок, где проводятся концерты таких групп, я оцениваю как крайне низкие – это точно не история про деньги.