Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/574/image/article-6493b7fcc64b0359d99a847d3535e9f6.jpgЮля Рябова2022-06-21T18:05Анализируем финансовые итоги первого квартала 2022-го вместе с лейблами и артистамиМузыканты стали меньше зарабатывать в стримингах. Так ли это?
Музыканты стали меньше зарабатывать в стримингах. Так ли это?
Анализируем финансовые итоги первого квартала 2022-го вместе с лейблами и артистами
Источник: Rick Rothenberg

Музыканты стали меньше зарабатывать в стримингах. Так ли это?

Анализируем финансовые итоги первого квартала 2022-го вместе с лейблами и артистами
Источник: Rick Rothenberg

После ухода иностранных стримингов с рынка российские артисты всерьез обеспокоились падением доходов от прослушиваний. Так, например, в конце марта рэпер Jubilee говорил, что даже если все пользователи Spotify и Apple Music перейдут на российские стриминги, его суммарный доход с роялти будет меньше, чем раньше, поскольку стоимость подписки на них значительно ниже. Вместе с тем, участник группы «Электрофорез» Иван Курочкин утверждал, что последствия ухода зарубежных стримингов будут понятны только к июню. «ИМИ.Журнал» поговорил с артистами и представителями российских лейблов о том, что изменилось в доходах от роялти по итогам первого квартала и что ожидать индустрии к концу года.


Что изменилось

Spotify объявил о приостановке деятельности в России 11 апреля — таким образом, окончательно шведский стриминг стал недоступен слушателям лишь во втором квартале. Впрочем, по итогу финансового отчета за первые три месяца 2022-го Spotify потерял 1,5 миллиона платных подписчиков из России, отметив, что ожидает оттока еще 600 тысяч пользователей в апреле. 

По данным апрельского исследования «Мегафон», на фоне ухода иностранных стримингов с российского рынка, общий мобильный интернет-трафик в музыкальных сервисах в России в первой половине апреля снизился почти на 12% по сравнению со второй половиной марта, а трафик в непосредственно Spotify, Dezeer и YouTube Music суммарно упал почти на 35% по сравнению с двумя предыдущими неделями. При этом в Apple Music трафик за этот период не продемонстрировал значительных изменений.

Вместе с тем аналитики компании зафиксировали приток на российские площадки: так, количество пользователей «Яндекс Музыки» увеличилось на 15%, «VK Музыки» — на 10%, а в «Звуке» стало на 2% больше слушателей. 

Несмотря на то, что официально ни один сервис не разглашает ставку за прослушивание трека, музыканты и дистрибьюторы соглашаются, что наибольший доход за стрим приносили Spotify и Apple Music. Так, в комментарии «ИМИ.Журналу» фронтмен и основатель группы «Ада» Павел Жданов отмечал, что цена музыки в Apple Music и Spotify на порядок выше, чем в «VK» и «Яндекс Музыке», добавив при этом: даже если все пользователи, которые слушали музыку в Spotify, перейдут в «VK», его доход во втором квартале снизится вдвое. Аналогичные опасения высказывали тогда и рэпер Jubilee, участник группы «Электрофорез» Иван Курочкин и музыкант Илья Мазо.

Итоги первого квартала: что говорят лейблы и артисты

Руководитель отдела по работе с артистами и репертуаром в DNK Music Руслан Иванов отмечает, что в отчетах о роялти за первый квартал особых изменений нет. «Когда мы получаем отчет за 1 квартал 2022 года, мы видим, что там могут быть цифры только за февраль или в крайнем случае март, когда Spotify еще продолжал работать, а у Apple обновлялась витрина. Поэтому важно понимать, что самые показательные изменения должны быть отражены в отчетах за 2 квартал», — объясняет Руслан. Механика выплат роялти артистам в DNK Music также не изменилась: ежеквартально лейбл получает деньги от площадок и стриминг-сервисов и дальше перенаправляет их артистам. 

«Задержек в выплатах нет. Есть отдельные детали по отчетностям со стороны площадок, которые были всегда: где-то срок отчетов больше, где-то меньше, но ничего сверхъестественного», — рассказывает Руслан. 

Основатель лейбла электронной музыки Hyperboloid Records Дмитрий Гарин говорит, что уход иностранных стримингов из России практически не отразился на сумме роялти, поскольку больше 80% дохода лейблу приносит зарубежная аудитория. Дмитрий также отмечает, что по сравнению с первым кварталом прошлого года доход артистов лейбла даже вырос, поскольку выросли их показатели прослушиваний за рубежом. При этом, по его словам, после первого квартала у лейбла возникли трудности с выводом денег от стримингов, потому что банки стали сильно задерживать платежи из-за дополнительных проверок. «Hyperboloid работает с артистами по всему миру. В каждой стране платим роялти в местной валюте в соответствии с законами страны. Активно работаем над оплатой криптой там, где это не запрещено», — объясняет Дмитрий. 

В конце мая Иван Курочкин из «Электрофореза» отмечал, что пока что доход группы от стримингов стал меньше на 30%, а также говорил о некоторых сложностях с выводом средств. Доля Spotify, по словам артиста, упала, но все еще оставалась весомой — 35-40% от общего вала. 

Павел Жданов из группы «Ада» рассказал, что за первый квартал 2022-го он получил примерно ту же сумму, что и за предыдущий, и предположил, что скорее всего, это связано с тем, что официально Spotify ушел с российского рынка только в середине апреля. «Часть слушателей, судя по всему, перешла со Spotify на «Яндекс Музыку» —  насколько этой весной у нас убыло в «Споти», настолько плюс-минус прибыло в «Яндексе». Более показательную картину мы получим в следующем квартале, но не думаю, что в масштабе группы, доходы со стримингов которой исчисляются десятками тысяч рублей, ситуация кардинально изменится и нам не на что будет репетировать. Деньги с прослушиваний моих песен — это все еще просто приятный бонус к зарплате, которую я получаю, работая научным сотрудником пять через два» — резюмирует Павел.

Основатель проекта «ГАФТ» Николай Яковлев рассказал, что по итогу первых трех месяцев этого года у группы все хорошо: весной вышел большой релиз, его много слушали — почти в два раза больше, чем в предыдущем квартале. Число слушателей в «VK Музыке» и «Яндекс Музыке» увеличилось, а в Spotify — упало в два раза. Трудностей с получением денег от дистрибьютора, по словам Николая, у группы не было. 

Будут ли дальше расти показатели в российских стримингах

Руслан Иванов из DNK Music уверен, что сейчас будет большой фокус аудитории на этих площадках. «Мы уже это видим по каталогу и артистам, которые раньше были заточены под прослушивание на других стриминг-сервисах. Например, основная аудитория популярного жанра hyperpop была в Spotify. При этом после середины апреля месячные слушатели наших артистов вырастали там в 3-4-5 раз. Поэтому, очевидно, на эти площадки сейчас должно быть обращено максимальное внимание и работы со стороны лейблов, артистов, менеджментов и других представителей индустрии», — говорит Иванов. 

Дмитрий Гарин из Hyperboloid, напротив, не видит смысла в наращивании активности на российских площадках для своих артистов, объясняя это низкой эффективностью промо из-за низких ставок по стримингу. 

Фронтмен группы «ГАФТ» говорит, что с 2012 года «ВКонтакте» — основная площадка для проекта. Именно в «ВК» сосредоточены слушатели, для которых группа ежедневно публикует контент и придумывает новые форматы. Николай также рассказывает и о взаимодействии с другими площадками: «„Звук“ очень интересен, оформил заявку в „Студию“. Ее одобрили — пока не очень понятно, как все устроено, но любопытно. „Яндекс Музыка“ здорово поддержала нас с альбомом „Все равно нулю“, предложив выпустить делюкс-версию. Ну и приятно блин, видеть, что у нас видеообложка там! Круто, что у них также появились тексты — Musixmatch, правда, не дает их синхронизировать. Грусть, я же за тотал юзер экспириенс». 

Что будет дальше

Большинство экспертов музыкальной индустрии сходится в том, что основные изменения в доходах от стримингов следует ожидать по итогу второго квартала, когда появятся цифры после окончательного ухода зарубежных стримингов из России. 

По словам Руслана Иванова, коллеги по индустрии оценивают просадку в доходах от 10-15% до 50-60%. «Мы думаем, что падение доходов со стриминга будет порядка 20-25%. Остается только ждать отчетов и анализировать все происходящее с точки зрения цифр», — резюмирует Руслан. 

Дмитрий Гарин менее оптимистичен в своих прогнозах. «Я думаю, выручка артистов, работавших только на российский рынок, упадет процентов на 70%, если они не найдут аудиторию и способы дистрибуции за рубежом», — считает Дмитрий.

Сооснователь и один из руководителей музыкальной компании Zion Music Дионисий Саттаров во время онлайн-дискуссии ИМИ отметил, что основной эффект от ухода иностранных стримингов из России, артисты почувствуют в августе, когда получат роялти за второй квартал — период, под который уже не будут попадать прослушивания в Spotify и Apple Music.