Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/220/image/article-9e8b346641a014ab3a55f3d7f0da07c0.jpgАндрей Клинг2020-06-06T15:00«Домашняя работа», «Родной звук», «НИША» и другиеКак работают молодые российские лейблы
Как работают молодые российские лейблы
«Домашняя работа», «Родной звук», «НИША» и другие
Группа botanichesky sad, резиденты лейбла «Домашняя работа»

Как работают молодые российские лейблы

«Домашняя работа», «Родной звук», «НИША» и другие
Группа botanichesky sad, резиденты лейбла «Домашняя работа»

«ИМИ.Журнал» рассказывает, как работают новые независимые лейблы в России. Мы поговорили с представителями шести молодых музыкальных издательств о прибыли, идеологии и политике работы с артистами. 


«Родной звук»

Резиденты: «Космос на потолке», «Даша и Сережа», Parks, Squares and Alleys, Starcardigan и другие 
Кто делает: основатель блогов «Родной звук» и Indie Music

Вадим Чувашев

глава лейбла и основатель блога «Родной звук»

Что делают для артиста
«Мы предлагаем дистрибуцию музыки на всех цифровых площадках. Вплотную работаем с редакциями стриминг-платформ „ВКонтакте“, Boom, Apple Music, „Яндекс.Музыки“ и других. Помогаем красиво оформлять карточки артистов. Работаем с медиа — сайтами, пабликами во „ВКонтакте“, телеграм-каналами, а также размещаем релизы в нашей сети пабликов. Помимо самого „Родного звука“, это еще Indie Music, „Другая Музыка“ и несколько сообществ поменьше. В команде лейбла также есть юрист, специалист по работе со стриминг-сервисами и технической частью, а также СММщик.

Еще мы помогаем артистам составлять маркетинговый план и писать пресс-релизы, согласовываем и подбираем оптимальную дату релиза. В стандартный договор, помимо цифровой дистрибуции, также входят синхронизация, сбор публички в ОКУПах и защита прав (при необходимости)».

Что артист должен лейблу
«С артистами договариваемся на процент от дохода, полученного в результате реализации прав. С каждым артистом индивидуальная договоренность. Процент с выступлений и мерча мы не берем. Но мы можем договориться по продвижению отдельно взятого концерта либо выступить организаторами события. Физические носители мы пока не выпускаем, но в планах есть производство винила и кассет. Выплата со стримингов происходит раз в квартал — по банковским реквизитам. С каждым музыкантом договоренность индивидуальная, не можем раскрывать детали». 

Правовые моменты
«Артисты остаются правообладателями, мы работаем с ними по договору исключительной лицензии. Условия использования авторских прав и моменты по смежным правам проговариваются в индивидуальном порядке с каждым артистом в приложении к договору. Артисты остаются правообладателями, но мы получаем разрешение на использование их музыки на определенных условиях.

О правах, которые есть у музыкантов

Особенность нашего договора в том, что артист может его расторгнуть в любой момент. Обычно у лейблов прописано расторжение договора по соглашению сторон (и если сторона лейбла против, то придется ждать окончания срока действия договора). А еще часто бывают хитрые автопродления, и если артист за определенное количество дней до срока окончания договора не напишет запрос (тоже по определенной форме) о том, что он не хочет продлевать договор, то договор продлевается еще на год. У нас не так. Мы считаем, что если артисту что-то не нравятся, то он имеет право уйти в любой момент».

Паблишинг и дистрибуция
«Работаем c иностранными паблишером и дистрибьютором, названия которых не раскрываем. Также мы регистрируем произведения в РАО (в России) и в зарубежных обществах коллективного управления правами». 

Как происходит отбор артистов
«В паблике лейбла можно оставить заявку через функцию „Предложить новость“. Также работаем с дружественными артистами, с которыми знакомы лично. Ограничений по жанрам музыки нет». 

Зачем нужен лейбл в 2020 году
«Лейбл нужен по нескольким причинам. Начнем с административных: загрузка музыки, правильное оформление релиза, составление и подготовка плана выпуска, составление договоров, решение всех возникающих юридических и технических задач. Многие российские музыканты, которые загружают музыку сами, в итоге даже не монетизируют свою музыку во „ВКонтакте“ и лишаются части дохода и многих промоинструментов. Далее — продвижение, связь с пулом журналистов и блогеров, связь со стриминг-платформами (сейчас даже между лейблами достаточно большая конкуренция, чтобы попасть в редакционные плейлисты, а про артистов без лейбла я даже не говорю). Музыкант в идеале должен заниматься только творческими задачами». 


«Домашняя работа» 

Резиденты: «Пасош», «Увула», «Працтал Фрактал», «Ушко», Botanichesky Sad и другие 
Кто делает: группа «Пасош» и Катя Пирогова

Кирилл Городний

сооснователь лейбла и гитарист «Пасош» 

Что делают для артиста
«Мы не просто вываливаем альбом на стриминги. Хочется все делать красиво; промостратегию разрабатываем вместе с музыкантами. Лейбл помогает музыканту сделать так, чтобы его музыку услышало максимальное количество людей, до которых мы можем дотянуться, от первого журнала до последнего паблика или телеграм-канала. В первую очередь мы обеспечиваем какой-то уровень организованности. Безусловно, мы хотим и будем стараться помогать с букингом на фестивали, концертами и не только. Другой вопрос, что важно сохранять индивидуальный подход: кому-то нужна помощь с изготовлением мерча и съемками видео, а кому-то — нет». 
 

Интервью Кирилла Городнего о лейбле «Домашняя работа»

Что артист должен лейблу
«Никто никому ничего не должен. Ни с кем подписывать контракты на десять альбомов вперед у нас планов нет, все вольны уйти, когда им захочется. Речь идет все-таки об эксклюзивном сотрудничестве. Стандартно мы берем со стриминга 20–30%, все зависит от ситуации. 

Есть случаи как официального сотрудничества с артистами, так и доверительных договоров — по дружбе. Чтобы сделать самый простой договор, потребуется 20 страниц с кучей деталей, которые нужно заполнить, касательно прав на каждый крошечный файл, который нам прислали, на каждую картинку и промофотографию. И если речь идет, например, о группе, которая хочет перевыпустить бэк-каталог из 7 альбомов, это катастрофический объем работы. Но если артист хочет все сделать официально, мы всегда идем навстречу». 

Правовые моменты
«Авторские права принадлежат артистам, договоренности со всеми индивидуальные. Больше ничего сказать не можем». 

Как происходит отбор артистов
«Мы работаем с теми, кто нам интересен, близок и находится в зоне доступа. Поэтому мы не ставим себе цель собрать максимальное количество интересных групп — мы хотим ограничить себя кругом тех артистов, которые нам действительно нравятся, не ставить ничего на конвейер. Постепенно, наверное, у лейбла будут выкристаллизовываться общие черты — в плане звучания и стиля, например. Нам нравятся вещи, сделанные порой на коленке, порой — не совсем профессионально с каких-то ортодоксальных точек зрения. Во многом отсюда и название лейбла — „Домашняя работа“. Нам нравится слышать в музыке удовольствие авторов от процесса. Не хотелось бы ничего выхолощенного, безжизненного или чересчур помпезного. В конечном счете мы просто ориентируемся на свой вкус».

Паблишинг и дистрибуция
«Наш дистрибьютор — The Orchard». 

Зачем нужен лейбл в 2020 году
«Важно понимать, что музыкальная индустрия за последние пару лет изменилась радикальным образом. В эпоху доминирования пабликов „ВКонтакте“ (большая часть из которых теперь либо находится в полузаброшенном состоянии, либо стала кладовкой для рекламных постов) независимые артисты обладали пусть меньшим охватом, но гораздо большим уровнем контроля над ситуацией. Сегодня же „русская независимая музыка“ оформилась в полноценную индустрию, где центры принятия решений — не музыканты, а институты: фестивали, стриминговые сервисы, интернет-ресурсы, площадки. И далеко не всегда они учитывают интересы артистов. У нас есть амбиция поучаствовать в создании института, который учитывал бы реальные интересы музыкантов и решал бы их проблемы, а не фокусировался на финансовой целесообразности тех или иных форм сотрудничества».


Dissonance Label 

Резиденты: Meshes, «Небо Ль», ANSV, KIK и другие 
Кто делает: представители одноименного медиа про электронную музыку и промогруппа Dissonance

Артем Акимов

сооснователь лейбла

Что делают для артиста 
«Мы берем на себя в первую очередь мастеринг треков, с ним нам помогает один из резидентов лейбла — Meshes. Дизайн обложек, продвижение в социальных сетях также на нас. Есть музыканты, которые издаются на „Диссонансе“ впервые, для них это хорошая возможность расширить аудиторию. 

Наш первый релиз Citizens был выпущен на CD небольшим тиражом. Мы ориентировались на тот факт, что диджеи практически не используют сидюки (диджейские проигрыватели компакт-дисков. — Прим. ИМИ.Журнала) по назначению, вставляя в них только флешки. Однако реализовать удалось лишь треть напечатанных компактов, так что следующий релиз выйдет только в диджитале». 

Что артист должен лейблу
«Для нас вообще вся эта история про эмоции и ощущения, мы понимаем, что на лейбле, издающем андеграундную электронику, заработать довольно проблематично. Так что и артистам советуем поступать так же: слушайте наш SoundCloud, смотрите посты в соцсетях и, если вам покажется близким то, что мы делаем, смело присылайте свои работы». 

Правовые моменты
«По поводу финансово-правовых вопросов отвечать особо нечего, поскольку у нас устные договоренности с артистами». 

Как происходит отбор артистов
«Наш первый релиз Citizens — это компиляция, знакомство с артистами, релизы которых мы бы хотели видеть у нас на лейбле, и сейчас мы работаем над этим. Плюс продолжаем искать новых музыкантов в России. Селекцией занимаемся всей нашей небольшой командой, вместе слушаем, обсуждаем и принимаем решение, что хотим выпустить, а что нет. Поиск резидентов был довольно долгим, мы сразу поставили перед собой цель искать новые имена в разных городах. Спрашивали у знакомых и музыкантов из разных городов, кого-то нашли через локальные музыкальные паблики „ВКонтакте“. Мы слушаем и любим очень разную музыку, но издавать планируем все-таки электронику в разных ее проявлениях. Наш первый релиз получился довольно темным по своему настроению, но если нам вдруг пришлют светлый хаус, который нас по-настоящему зацепит, мы и его с удовольствием издадим. Главное, что каждый трек должен увлечь нас за собой, рассказать какую-то историю, мы должны испытать от него эмоции, которые без него к нам бы не пришли. В ближайшее время выйдет сольный альбом первого резидента лейбла Dissonance. Следите за нашими соцсетями, где мы скоро сделаем анонс». 

Паблишинг и дистрибуция
«С первым релизом Citizens нам помогли Витя Гончаров, а также Сережа Сабуров, который занимался дистрибуцией сборника через The Orchard».

Зачем нужен лейбл в 2020 году
«Покажите нам музыканта, который не хотел бы, чтобы к нему постучался какой-нибудь известный лейбл и сказал: „Чувак, мы в восторге от твоей музыки и хотим ее издать“. Да, сейчас в музыке перераспределяются финансовые потоки, лейблы не единственный путь заработать на своем творчестве, но это по-прежнему важная имиджевая история. Особенно на нашей части музыкальной поляны [электронной музыки]. И это видно даже по соцсетям. Вот представляют какого-нибудь малоизвестного в России техно-артиста, что про него напишут? На каких лейблах он издается. Это до сих пор важно для выстраивания музыкальной системы координат. А в диджейской среде тем более, люди до сих пор ищут треки по лейблам на Discogs или Bandcamp, потому что лейблы — это определенное звучание, ну и это просто удобно. Так что пока лейблы хоронить рановато».


«НИША»

Резиденты: «Деревянные киты», «Интурист», «Въ**и ему, Донателло!», «Порез на Собаке», «ШТАДТ», «луни ана» и другие
Кто делает: агентство Connected Agency (Степан Казарьян, Игорь Шумов, Александр Старшинов)

Игорь Шумов

сотрудник лейбла 

Что делают для артиста
«„Ниша“ предлагает, не побоюсь этих слов, дружбу. Артисты на лейбле — наши хорошие, близкие люди, которых мы давно знаем. С кем-то пиво пили, с кем-то по городам катались. Стриминги вещь популярная, растущая и... западло многим в это вникать. Музыкант занимается музыкой, а мы берем на себя процессы за кадром, чтобы не волновались и не отвлекались от самого важного.

Перед выходом и в день релиза мы рассылаем различным медиа информацию: короткий пресс-релиз, ссылку на закрытое прослушивание, дату выхода. Решение о публикации редакция того или иного медиа принимает, естественно, сама. Тут от релиза к релизу — интересно ли это аудитории, подходит ли жанр и так далее». 

Что артист должен лейблу
«Мы берем вознаграждение за свою работу, но в других областях артист нам ничего не должен. Коммерции в наших отношениях немного. Мы также не вмешиваемся в мастеринг, сведение и художественный процесс». 

Правовые моменты
«Музыка принадлежит артистам». 

Как происходит отбор артистов
«Артистов мы ищем самостоятельно. Присылать нам что-либо почти бессмысленно, но попытка не пытка, присылайте. Всех слушаем. Насколько эта музыка, по нашему мнению, уместна во времени. Может это один большой [пошел вон] современному звучанию или выжимка из всего, что нам когда-то нравилось. На нашем лейбле нет музыки, от которой мы не получаем удовольствия».

Паблишинг и дистрибуция
«Паблишером является у нас та компания, которая предоставляет нам лучшие условия на данный момент. Дистрибьютора не раскрываем». 

Зачем нужен лейбл в 2020 году
«Кучкование и коллективизация. Лейбл — не что иное, как способ объединения с другими людьми и символ доверия. Вот мой кореш подписан на „Х“, значит, и мне стоит это сделать, потому что „Х“ проблем не вызывает. С другой стороны, лейбл — это знак качества, как и связанные с ним ассоциации».


«Авача»

Резиденты: Seven Knives, Wolfstream, Soft Metal, Radial Gaze, Panorama Channel, Volta Cab, White Magik
Кто делает: представители одноименного объединения электронных музыкантов и промогруппы «Авача» 

Кирилл Рэм

музыкант и сооснователь лейбла

Что делают для артиста
«„Авача“ — это не лейбл в традиционном его понимании, а профсоюз музыкантов, тотальный DIY и взаимопомощь. На данный момент в нашем составе музыканты из Санкт-Петербурга: Seven Knives, Wolfstream, Soft Metal, Radial Gaze, Panorama Channel, Volta Cab, White Magik. Нас сблизила дружба, похожее звучание и то, что мы выпускались на одних и тех же западных лейблах. Захотелось создать свою платформу, локальную. Роли распределены: кто-то занимается лейблом, кто-то — вечеринками, кто-то — выпуском подкаста и так далее.

Что артист должен лейблу
«Расскажем на примере сборника ремиксов на песни группы „Труд“, который мы выпустили. С „Трудом“ мы договорились полюбовно. Ребята забирают прибыль со стримингов, мы — с Bandcamp. Тем самым мы планируем покрыть свои расходы на мастеринг и премьеры».

Правовые моменты
«„Авача“ получает смежные права на выпуск конкретного релиза на конкретном носителе. Авторство остается за артистом».

Как происходит отбор артистов
«„Авача“ выпускает музыку нового времени: эклектичную, вбирающую в себя сразу несколько смысловых слоев, ориентированную как на танцпол, так и на домашнее прослушивание. Наверное, можно упомянуть такие диджейские имена, как Ivan Smagghe, Jennifer Cardini, Vladimir Ivkovic, Erol Alkan, 2many djs, — вот о такой эклектике идет речь. Из ближайших планов — выпуск сборника с новыми треками наших артистов, далее мы планируем выпускать EP; возможно, и до альбомов доберемся. Нам было бы интересно поработать с необычным рок-коллективами, играющими странную музыку; разного рода „вейвами“, постпанком новой волны или вообще какой-то экзотикой. Мы готовы своими силами сделать классные танцевальные ремиксы и таким образом снова сблизить две сцены – инструментальную и электронную. Каждый релиз будет подкреплен тиражом физических носителей. На начальном этапе мы выбрали кассеты».

Паблишинг и дистрибуция
«Первый релиз распространяли через TuneCore. Cейчас пробуем поработать с Label Engine».

Зачем нужен лейбл в 2020 году
«Мы профсоюз, поэтому для нас сила — в объединении. Мы владеем технической и интеллектуальной базой, помогаем друг другу в поиске и обработке звука, обсуждаем сатураторы, женщин и Mixmag. В ближайших планах — первая компиляция от резидентов лейбла и два авторских EP».


«Много Звуков» 

Резиденты: Zurkas Tepla, Rosemary Loves a Blackberry и другие
Кто делает: Александр Артемьев — автор проекта «Зумво» (в прошлом — участник групп Bicycles for Afghanistan, Hatsue Kill)

Александр Артемьев

музыкант и основатель лейбла 

Что делают для артиста
«Меня интересует работа с физическими носителями музыки и видео, их переосмысление и художественное оформление. Обычно я обращаюсь к артисту как художник с предложением сделать что-то необычное, вместе похулиганить под музыку с серьезным (а иногда нет) лицом. Честно говоря, у меня не очень укладывается в голове, как лейбл может претендовать на стриминги и процент с продажи. В моем случае это некоммерческая инициатива. Все мои релизы выходят тиражами от 1 до 15 копий. Я оставляю себе от 1 до 4 копий в архив, ну и на случайный спрос. Остальное я отдаю артисту или в магазин DiG».

Что артист должен лейблу
«Разрешение на работу с материалом».

Правовые моменты
«Я не претендую ни на какие права. И, кажется, мне везет: ни один из артистов ни разу не заговорил со мной о бюрократии. Мой любимый формат договора — сообщение в телеграме. Самый удобный и надежный способ передачи денег за продажу — на карту по факту продажи. А еще лучше придумать вместе еще один релиз и вложить в него».

Как происходит отбор артистов
«„Много Звуков“— это мой блог и способ коммуникации с внешним миром. Я и лейблом-то это в полной мере назвать не могу. Просто вместо написания постов у меня лучше получается делать пластинки с кассетами. Обычно я сам выступаю с предложением об издании, когда вижу или слышу что-то, что поражает меня до глубины души и к чему я могу применить свои оформительские и инженерные способности.

Область моих интересов — это небезразличные стихийно творящие артисты, чьи взгляды на музыку и жизнь совпадают с моими или им не противоречат. Я точно не буду работать с артистами, которые гонятся за длинным рублем, правыми, гомофобами и прочими [недоброжелателями]».

Дистрибуция
«Продвижение происходит через мой инстаграм и соцсети артиста. Распространяем своими силами и через магазин виниловых пластинок DiG».

Зачем нужен лейбл в 2020 году
«Лейбл в классическом виде (и даже в неоклассическом) артисту не нужен. Мне и слово это не очень нравится. Отталкиваясь от собственного музыкального опыта, я считаю, что артисту нужен сообщник, который впишется в его историю и поможет ее ярко рассказать с помощью выбранного формата издания и с которым вдобавок интересно и азартно заниматься совместным творчеством. А деньги вы всегда успеете посчитать, главное — чтобы все вышеописанное сложилось. Иначе [зачем] это все?»