Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/158/image/article-072dff9f6d393af6d1612ed0e2e8efd3.jpgАндрей Клинг, Антон Стешенко2020-02-25T20:00«Мастерская» Ивана Дорна. Как лейбл помогает музыкантам творить и строить карьеру
«Мастерская» Ивана Дорна. Как лейбл помогает музыкантам творить и строить карьеру
Фото: Oli Zitch / предоставлено Домом культуры «Мастерская»

«Мастерская» Ивана Дорна. Как лейбл помогает музыкантам творить и строить карьеру

Фото: Oli Zitch / предоставлено Домом культуры «Мастерская»

Корреспонденты «ИМИ.Журнала» съездили в Киев и познакомились с командой лейбла и пространства «Дом культуры Masterskaya». Его придумал и запустил на собственные деньги Иван Дорн в 2016 году. На сегодняшний день через «Мастерскую» прошли более 80 артистов, среди которых — музыканты, преобразившие украинскую и российскую поп-сцену: Cream Soda, Constantine, YUKO, гурт [О] и другие. 

О том, как Masterskaya помогает артистам развивать карьеру, нам рассказал директор лейбла Гриша Фатьянов. Вы найдете его на этом жизнерадостном фото.

Команда «Мастерской». Гриша Фатьянов — первый слева. Фото: Тетяна Федорнак / Предоставлено Домом культуры «Мастерская»

С чем Masterskaya помогает артистам

С ведением дел

«Работа „Мастерской“ строится по простой схеме: артисты вдохновляют нас, мы — артистов, артисты — друг друга. Издательство делится возможностями, знаниями и умениями. Совместно с музыкантами или их менеджментом мы готовим промо выходящего релиза. Если есть полноценный контракт, который шире, чем издание и дистрибуция материала, „Мастерская“ берет на себя букинг и работу с партнерами. Например, если появляются спонсорские проекты, мы освобождаем музыкантов от правовой бумажной волокиты».

С продакшеном

«Издательство не вмешивается в творчество артиста, но может влиять на финальное сведение и мастеринг. У нас есть несколько студий с кастомной акустикой и надежной звукоизоляцией. А также аналоговое оборудование и звукорежиссеры, которые помогут разобраться во всех нюансах. Резиденты издательства могут работать там бесплатно, а для всех остальных — арендовать студии можно по цене от 400 гривен (около 1050 рублей) в час. 

У нас в распоряжении много знаменитых инструментов и синтезаторов, например драм-машина Vermona, модульный синтезатор Erica, классические Akai и Moog. Изюминка коллекции — винтажная драм-машина Roland TR-808. Для нас важно, чтобы артисты пробовали создавать музыку руками, а не только рулили в компьютере секвенсором мышкой и клавиатурой. Если музыкант не понимает, как работает какой-то из синтезаторов, — в студии есть синт-специалист, готовый рассказать обо всех тонкостях».  

C рабочим местом

«„Мастерская“ — это еще и дом культуры, арт- и коворкинг-площадка. Основная рабочая зона называется „Цех“. Прийти сюда может любой, по предварительной записи. У нас шесть столов, звукоизоляция и простор — ничего не отвлекает от обсуждения и доделывания проектов. Дизайн „Цеха“ делала супруга Ивана — Анастасия. Все, что вы видите, подобрано, спроектировано и оформлено ею. Нынешнее помещение „Мастерской“ в течение трех лет делали литовские специалисты, которых нашел и привез Ваня. Они работали над звукоизоляцией и акустикой помещения. Это те же специалисты, что занимались московским проектом „Зарядье“.

Стоимость помещения и оборудования не могу назвать, потому что многое менялось в зависимости от курса. Суммы, которые изначально закладывались, — это порядка 200–300 тысяч долларов личных инвестиций Ивана, эта сумма — со всем под ключ.

Пока лейбл вместе с артистами приносит „Мастерской“ большую часть дохода, процентов 80. Остальное приносит пространство и коллаборации с партнерами.

Мы осознаем, что инвестиции в музыку долгосрочные и быстро не окупаются. Надо рассматривать „Дом культуры“ как единый организм — это и работа издательства, и организация событий, и аренда студии. На нулевую окупаемость, по нашим подсчетам, мы выйдем не раньше чем через пять-шесть лет. Если сохранится та динамика, которая есть сейчас». 

С нетворкингом

 «В „Мастерской“ проходят небольшие концерты (мы называем их квартирниками), лекции, воркшопы и вечеринки. На наши мероприятия мы зовем экспертов из индустрии, начинающих артистов, всех знакомим. Атмосфера дружелюбная: помещается от 60 до 200 человек, — вечер закончился, а ты всех уже знаешь лично. Сейчас в „Мастерской“ также постоянно работают бар и небольшое кафе. Поэтому, если кто-то стесняется знакомиться и общаться, есть все условия, чтобы расслабиться — и, конечно же, не остаться голодным. 

Секретная позиция в нашем барном меню — это синтезаторы Pocket Operator, они размером с проездной. Их можно попросить у бармена, воткнуть наушники и за несколько минут записать демо. 

Самое маленькое рабочее помещение „Мастерской“ мы называем детской. Комната предназначена для событий и воркшопов до 10 человек. Здесь проходит наш курс по Ableton Live, который мы придумали совместно с партнерами „Мастерской“ — PRODJ».

Что издательство получает от артиста

«По издательскому договору артист передает нам права на музыку. Все отношения с артистами доверительные. Чтобы доставлять музыку на площадки и работать с партнерами — телеканалами, рекламными агентствами или кинокомпаниями, — мы должны иметь исключительные права: 100% авторских и 100% смежных прав. 

Всех артистов „Мастерской“ постепенно подключаем к личному кабинету нашего дистрибьютора, у них есть возможность получать аналитику и статистику продаж напрямую. 

Мы понимаем, что процесс передачи прав не всегда понятен артисту, и нам важнее остаться друзьями, чем поссориться из-за контракта. Поэтому мы всегда стараемся быть гибкими и находить компромиссы. 

На март у нас запланированы большие выплаты для артистов».

Чтобы не ссориться с «Мастерской» и другими лейблами, прочтите наш ликбез по авторскому праву. 

Кто и как издается

«Сейчас на „Мастерской“ издаются артисты из Киева, Минска, Москвы и других городов СНГ, а также ближнего зарубежья. Например, есть ребята из Казахстана и Германии. 

Мы издаем как самостоятельные релизы, так и фирменные „сырые сборники“ — компиляции. 

Если артист решил выпустить альбом или EP на лейбле, процент с продажи может быть разный — вилка в диапазоне от 30 до 50% в пользу артиста. Как получится — договоримся.

У нас есть внутренняя градация: все артисты делятся на группы A, B и С (речь при этом не о качестве их музыки, она вся крутая). 

Категория А — коммерчески успешный (по нашему мнению) артист, с четко определенными целями. С ним мы подписываем расширенный контракт. „Мастерская“ собирает отдельную команду и поддерживает артиста — инвестирует в съемки, фотосессии, промо и так далее. За три полных года существования издательства по такому плану мы работаем только с тремя артистами — YUKO, Constantine и гурт [O]. 

YUKO, например, росли вместе с командой „Мастерской“. А в 2019 году мы решили, что им нужен отдельный директор и PR-специалист. Сейчас они автономны — полностью обеспечивают себя с точки зрения операционной деятельности. Директор группы занимается всей аналитикой и ведет таблицу с финансовой отчетностью — о бюджетах на клипы, гонорарах и так далее. 

Это YUKO и хит DURA. «С „Мастерской“ мы прошли матчасть», — говорят музыканты. 

Категория B — артист, у которого есть четкое видение концепции проекта, он выпускает музыку и выступает с ней на постоянной основе. У артиста категории B должно быть как минимум четыре-шесть готовых синглов. Преимуществом будет наличие менеджера или возможность его привлечь. 

Категория С — нишевая DIY-музыка. В эту категорию попадают музыканты-новички, которые еще находятся в поиске концепции. У них нет своего менеджера, и они рассматривают музыку как хобби. Одна из таких групп — Vegetarian Sisters. Вскоре после ее подписания мы получили 10–15 заявок на букинг». 

Сколько нужно времени, чтобы раскачать артиста 

«По нашему опыту — от 2,5 до 3 лет. Но на рынке есть и другие примеры: Alyona Alyona взлетела за год. Молодому музыканту важно набраться сил и терпения, чтобы преодолеть барьер невостребованности. Бывает, мы списываемся с артистами, чей материал нам понравился, а музыканты к этому моменту уже успели разойтись. К сожалению, не все понимают, как развивается и строится карьера. Все хотят вытянуть лотерейный билет, исключая кропотливый труд и нацеленность на результат. 

Мы выпускаем музыку, которая нам нравится, и надеемся, что вкусы „Мастерской“ и ощущения слушателей совпадут, случится химия. Когда „Мастерская“ только появилась, хотелось выпускать вообще все. Но, к сожалению или счастью, со временем наши вкусы и предпочтения менялись, а требования постоянно росли. 

Сегодня мало быть просто хорошим саунд-продюсером или группой. Музыкантов надо учить держаться на сцене, работать с аудиторией, понимать ее. Это большая работа, которую нужно не только любить, но и уметь делать. Артист должен брать харизмой, изобретать и доносить до слушателя собственный стиль — что важнее технологий, дистрибуции и аналитики. Последнее скорее инструментарий, но не цель. Артист и его видение всегда будут для „Мастерской“ приоритетом».  

Выступление Lolita Kox на шоукейсе «Мастерской» в «16 тонн»

Мнение резидентов «Мастерской»

YUKO

Что выпустили: два альбома, два мини-альбома, четыре сингла

Юля, участница группы: «Мы родились и росли вместе с Мастерской. Работа с лейблом — это матчасть. Мы узнали, как вообще должны работать настоящие артисты, как работает менеджмент, как работают музыкальные платформы и шоу-бизнес в целом. В Мастерской мы сочиняем и записываем новые треки, проводим встречи и переговоры. Насчет недочетов: когда группа и лейбл были совсем юными, ошибки, конечно, мы делали. Сейчас мы научились быть большой рабочей машиной: все в команде знают свои функции и как устроен механизм».

Стас, участник группы: «Еще до появления лейбла у нас была устная договоренность с Иваном, что мы будем издаваться у него. У нас с издательством полное взаимопонимание. Очень много аспектов работы получилось облегчить и ускорить. Сначала мы — как молодая группа — не совсем понимали, как все должно работать и с кем обсуждать те или иные вопросы. Были проблемы во внутренней коммуникации».

«Союз»

Что выпустили: два альбома

Максим Старцев, директор группы: «Мастерская для нас, несомненно, приятное знакомство. Коалиция творческой молодежи Киева всех мастей, которая растет с каждым годом как по масштабу, так и в профессиональных нюансах, имея все предпосылки стать важной единицей музыкальной индустрии. Мы рады поучаствовать в проектах Мастерской, будь то выступление на их сцене в рамках Atlas Weekend или полноценный концерт в Доме культуры“, намеченный на 6 марта. На самом деле, двое из нас даже успели там поработать: Алексей, участник Союза, какое-то время занимал должность в отделе A&R, ежедневно прослушивая сотни демок, полученных со всех уголков постсоветского пространства, а я занимался букингом всех артистов, так или иначе связанных с лейблом. Было, конечно, любопытно. Мастерская, как и Киев в целом, своим вайбом отличается от минских тусовок и объединений. Это был интересный опыт для каждого из нас».

Constantine 

Что выпустил: альбом, два мини-альбома и шесть синглов

«Я был в команде Ивана Дорна на проекте Голос страны, после чего Ваня предложил мне быть артистом Мастерской. Так я стал первым протеже лейбла. Вместе с Мастерской мы выпустили мой дебютный альбом, первый видеоклип! Случились мои первые большие концерты. По сути, издательство сыграло главную роль в моем карьерном развитии. Я в восторге от Дома культуры, оттуда просто не хочется выходить. Там есть все и сразу: студии звукозаписи, мониторная, место для репетиций и квартирников, а также бар, теплая творческая атмосфера, друзья-музыканты. Еще там происходит много интересных событий: например, недавно я попал на лекцию по саунд-дизайну. Люблю там творить и посещать мероприятия». 

Представители распавшейся группы Me'leron не ответили на запрос «ИМИ.Журнала» о сотрудничестве с «Мастерской». Музыканты группы гурт [О] отказалась от комментария, сославшись на участие в национальном отборе на «Евровидение».

Следить за «Мастерской» во «ВКонтакте» и в Facebook