Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив

«Дурдом — лучшее описание происходящего»

Как индустрия реагирует на локдаун в Москве
Источник: Timothy Neesam
журналhttps://cdn-static.i-m-i.ru/imi-static/store/uploads/article/473/image/article-e1f0a3fc098398c9a3394d32719cea08.jpgИлья Гарькуша, Карина Бычкова, Юля Рябова2021-10-25T15:20Как индустрия реагирует на локдаун в Москве

В конце прошлой недели в Москве ввели краткосрочный локдаун с 28 октября по 7 ноября. В этот период в столице нельзя проводить массовые мероприятия: исключения составят только ивенты, которые делает сам город. О том, как введение новых ограничений отразилось на концертной индустрии, рассказывают представители групп «Электрофорез» и «Папин Олимпос», чьи концерты не состоятся из-за локдауна, организаторы фестиваля Fields и ивентов в арт-центре Mutabor, а также сотрудники сервисов по продаже билетов.


Иван Курочкин

музыкант, сооснователь группы «Электрофорез» 

Естественно, ограничения и отмены означают потерю денег для группы. Рентабельность туров падает на глазах из-за дополнительных трат: приходится менять условия трансфера, даты бронирования гостиниц, на менеджера ложится большая нагрузка по планированию, растут невозвратные расходы на рекламу и подрядчиков. Траты на аренду площадок и техрайдер с 2020 года выросли в полтора-два раза. Дурдом — лучшее описание происходящего, у других артистов точно такие же ощущения. 

Судя по всему, в ближайшие три года заниматься ивентами не имеет особого смысла: слишком высокие риски и не сопоставимые с ними доходы. То есть условия непредсказуемы, как в лотерее, а возможная прибыль не такая уж и большая, особенно для музыкантов. У артистов есть «альтернативная стоимость» — проекты, которые они могли бы делать вместо туров. Например, можно записывать новый материал. 

Организаторы выступлений и фестивалей должны понимать, что любые ивенты в следующем году — авантюра чистой воды, за которую придется брать ответственность. 

Когда планировался наш тур, в команде не было обсуждений насчет возможной отмены: казалось, что мы уже победили ковид. Сейчас такие разговоры начались; к тому же мы живем в России — надо быть готовым ко всему, в том числе к чему-то хорошему.

Валерий Кущев

менеджер группы «Папин Олимпос»

Конечно же, все ограничения и переносы отрицательно сказываются на группе: публика с опасением относится к новым и уже объявленным концертам. У нас уже есть опыт в организации выступлений и туров в это нелегкое время, так что мы всегда думаем о запретах и вынужденных отменах: такие уж реалии концертной индустрии в условиях пандемии без четких правил игры. Жаль, что приходится быть готовыми к любой ситуации и самим выкручиваться.  

Андрей Морозов

промоутер, основатель фестиваля Fields 

Нам не повезло уже несколько раз. Московский Fields должен был пройти в начале августа. За пару месяцев до этого мэрия ввела QR-коды для столичных мероприятий — мы понимали, что наша аудитория не успеет привиться от коронавируса к августу, и перенесли ивент на 2022 год. Петербургский Fields сначала сместился с июля на сентябрь, а потом и вовсе перенесся на неопределенный срок — мы вот-вот объявим новые даты.

Мы хотели сохранить связь с аудиторией и придумали Fields XS — миниатюрную версию фестиваля, на который можно попасть бесплатно с билетами на Fields 2021/2022 и St. Fields. Решение приняли в последний момент, потому что ситуация была шаткая, но оставалось ощущение, что, несмотря на рост заболеваемости, власти не станут вводить более жесткие ограничения, а ограничатся QR-кодами или дополнительными проверками. Локдауна, конечно, не ожидали. Но мы не растерялись и уже перенесли все из «Урбана» в «Агломерат» на 19 ноября.

Также нам повезло, что нас финансово поддерживают МТС Live и JagerVibes. В первую очередь Fields XS рассчитан на тех, кто уже приобрел билеты на наши основные фестивали, поэтому делать такое мероприятие без поддержки спонсоров очень трудно. То есть в этом случае мы хотели прежде всего сделать подарок нашей лояльной аудитории, но делать его в ущерб себе — не очень логично. Ведь мы и так в минусе со всеми этими переносами. 

Отвечая на вопрос о возможности трансляции — да, в целом мы рассматривали такой вариант, но в какой-то момент поняли, что это не совсем удачный для нашей аудитории формат. К тому же мы изначально хотели сделать ивент для лояльных слушателей, купивших билет, а онлайн-событие было бы для всех. Еще мы понимаем, что люди хотят живой фестиваль и настоящий экспириенс от выступления любимых артистов. Виртуально такой опыт пережить не получится. 

Сейчас мы согласовываем детали переноса Fields XS с артистами: большая часть музыкантов готова выступить. С учетом масштаба «Агломерата» хотим сделать две сцены и как можно скорее анонсировать расширенный лайнап.

Артем Акимов

продюсер арт-центра Mutabor 

Новый локдаун не стал для команды сюрпризом. Новые ограничения совпадают с большими ивентами на площадке: часть из них уже пришлось отменить или перенести, что сильно скажется на финансовом положении Mutabor. При этом еще до указов были разные инсайды, о новых ограничениях говорили последние две-три недели. Тем не менее точно прогнозировать новые ограничения невозможно, так что сейчас мы просто надеемся, что все поскорее выздоровеют, привьются, начнут ходить на концерты и все карантинные меры отменят. 

Переговоры с артистами проходят довольно легко: все понимают ситуацию, переносят даты выступлений. Если исполнитель из России, проблем вообще нет. А вот если в планах было выступление иностранного музыканта, может получиться целая цепочка проблем начиная от возвращения предоплаты и купленных билетов до репутационных потерь из-за постоянных переносов. Отменять же концерты никто не любит: это полный минус.    

Сложнее работать со слушателями: из-за ковида и постоянных отмен день в день площадки теряют доверие, люди перестают покупать билеты в предпродаже и в целом меньше ходят на концерты. Средняя посещаемость упала примерно на 20%. Здорово, что в ситуацию включается Департамент предпринимательства Москвы и выплачивает компенсации. Деньги, конечно, небольшие, но сейчас каждая копейка помогает: даже один МРОТ на сотрудника упрощает выплату зарплат.   

Ситуация для Ticketscloud нештатная и неприятная. Более того, это стресс для всех участников рынка: мы заметили изменения в продажах билетов с первых заявлений об ограничениях.

При этом за время пандемии мы адаптировались к происходящему. У нас отработаны и автоматизированы многие процессы. Тем не менее хочется, чтобы локдауны не становились нормой.

По опыту прошлых жестких ограничений понятно, что вся индустрия понесет убытки. Сейчас начнутся новые отмены и переносы концертов, что повлияет и на будущие продажи, не связанные с периодом локдауна. 

«Локдаун объявили довольно внезапно — людям нужно время, чтобы осмыслить информацию и принять какие-то решения. Кажется, что все пойдет по сценарию локдауна в марте 2020-го. Нагрузка на службу поддержки выросла на 50% еще накануне новых ограничений. Дальше прогнозируем нагрузку в 300–400% от обычной», — рассказали в службе поддержки Ticketscloud.

Представитель билетного сервиса, пожелавший остаться анонимным

Нынешний локдаун был вопросом времени, все это понимали. Продажи и так у всех идут не очень хорошо. Соответственно, любой возврат — это удар для организатора. 

Введение ограничений, как всегда, прошло довольно туманно: в нынешнем приказе нет конкретики, многие в смятении, индустрия разделилась на два лагеря. Одни считают, что можно делать события только по QR-кодам. Другие — что вообще все под запретом. После дополнительных пояснений от властей стало очевидно, что концерты проводить нельзя.

Конечно, организаторы концертов могут предложить слушателям не сдавать билеты, а подождать другой даты и пойти на перенесенный ивент. Но не все посетители согласятся на такой вариант, потому что артист может просто отменить выступление. Театрам в этом плане гораздо проще: у них есть репертуар, который повторяется регулярно. Соответственно, если человек не может пойти на постановку сейчас, сделать это в другую дату очень легко.

Сейчас многие организаторы начали сдвигать даты концертов. Вообще, перенос — это очень сложный процесс. Нужно сразу повторно букировать площадку и оперативно решить, на сколько отложить концерт. Всем нужно хотя бы немного времени, чтобы прийти в чувство и оценить ситуацию.

Подпишитесь на рассылку
Рассылка о самом интересном в музыкальной индустрии