

Большой аналитический разбор: как изменилась музыкальная индустрия за 2022–2025
С 2022 года российская музыкальная индустрия переживает масштабные перемены. Уже действующие законы ужесточают, а также вводят новые. Растёт и финансовая нагрузка на индустрию — появляются новые сборы, повышаются налоги. Кроме того, всё дорожает: в частности, услуги подрядчиков, гонорары артистов, производство мерча. Несмотря на это, рынок растёт. И после ухода большинства зарубежных компаний локальные игроки стали активнее бороться: лейблы — за артистов, стриминги — за аудиторию. Конкуренция выросла и среди фестивалей — на фоне усилившегося в последние годы дефицита хедлайнеров.
Все эти процессы — часть трансформации индустрии, которую исследовал ИМИ. Подробнее о том, что происходит прямо сейчас с правовым полем, стримингами, дистрибьюторами, лейблами, концертами и фестивалями, а также артистами и музыкальными трендами, читайте в нашем большом разборе.
Краткое содержание каждой главы разбора — ниже. Чтобы увидеть главу полностью, нажмите на её обложку.
В 2022 году мейджоры, зарубежные стриминги и дистрибьюторы либо ушли с рынка, либо сократили своё присутствие в России, а отключение от системы SWIFT лишило артистов зарубежных доходов. Серия новых законов и инициатив повлияла на музыку и контент от артистов, а также на всех участников индустрии, вынужденных адаптироваться к беспрецедентному объёму запретов и ответственности. Параллельно вводятся новые сборы, спецсчёта и штрафы, влияющие на экономику сферы.
Российский рынок музыкального стриминга за последние годы вырос быстрее, чем ожидалось, а драйверами стали, в частности, широкое проникновение экосистемных подписок, развитие рекомендательных систем и рост рынка умных устройств. Вместе с тем площадки продолжают бороться за аудиторию, в том числе после ухода или сокращения присутствия на рынке зарубежных стримингов.
Рынок музыкальной дистрибуции в России радикально перестроился, число игроков сократилось. При этом спрос на услуги дистрибуции вырос, как и объёмы выпускаемой музыки — в том числе ИИ-треков и пиратского контента. Всё это привело к серьезному росту операционной нагрузки на действующих игроков.
После ухода мейджоров в 2022 году на рынке произошёл передел, появились новые крупные игроки. Экосистемные корпорации VK и МТС запустили собственные лейблы, параллельно выросло число DIY-проектов. Конкуренция за артистов усилилась, и условия офферов стали более гибкими: растут доли роялти, вводятся прогрессирующие системы выплат и пробные периоды. Фаза взрывного роста позади: компании удерживают позиции, наращивают маркетинговые мощности, расширяют спектр услуг и ищут новые источники монетизации.
После падения продаж билетов в 2022 году рынок не просто восстановился, но и растёт: количество фестивалей и продажи билетов увеличились, а средние цены на билеты и гонорары артистов заметно выросли. Одновременно индустрия сталкивается с новыми рисками: так, появились списки «запрещённых артистов», а отмены событий стали новой нормой.
Концертная деятельность остаётся главным драйвером дохода — у популярных артистов она приносит до 70% заработка, этому способствует и увеличение количества музыкальных событий. Роялти от стримингов стабилизировались, однако нишевые артисты зарабатывают на них заметно меньше, чем на концертах. Важным источником дохода стала синхронизация музыки в кино и сериалы. В условиях конкуренции в медийном пространстве ключевым фактором успеха стал комплексный креативный подход к продвижению: короткие форматы и нестандартное промо помогают артистам выделяться и удерживать внимание аудитории.
Российская музыкальная сцена последних лет балансирует между ностальгией, субкультурами и современными трендами. В чартах доминируют локальные артисты. Одновременно растёт популярность «пацанской» музыки и «новых добрых» на инди-сцене. Фонк продолжает собирать миллионы прослушиваний, российские исполнители постепенно возвращаются на международную сцену, попадая в чарты Spotify, Billboard и Shazam, а фолк и народные мотивы усиливают присутствие локальной культурной идентичности в музыке.