Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/185/image/article-1e6d2ad5f5db55629dcd6c8cdb476e04.gifГеоргий Кожевников2020-04-10T21:30Музыкальная жизнь Саратова с конца XIX века по наши дниГармошка, страдания и независимая сцена
Гармошка, страдания и независимая сцена
Музыкальная жизнь Саратова с конца XIX века по наши дни

Гармошка, страдания и независимая сцена

Музыкальная жизнь Саратова с конца XIX века по наши дни

Саратов появился на музыкальной карте России в 1870-х годах, когда местные мастера создали знаменитую саратовскую гармонь. В тот же период в городе возникло отделение Императорского музыкального общества, а позже заработала третья на всю страну консерватория, где выступали Рахманинов, Прокофьев и Шаляпин. С наступлением советского времени в Саратове появились такие звезды, как Галина Ковалева и Бари Алибасов, а в 1987 году отгремел первый рок-фестиваль. Миновав турбулентность 1990-х, культурная жизнь Саратова вошла в более спокойное русло. В нулевые в городе открылось множество клубных площадок, сегодня в Саратове по-прежнему есть где выступить молодым артистам, а главное — выросло новое поколение музыкантов, которое продолжает менять культурный ландшафт города к лучшему. В преддверии «ИМИ.Сцены» в Саратове «ИМИ.Журнал» рассказывает о важных моментах истории саратовской сцены.

 

Музыкальная жизнь в Саратове началась в первой половине XIX века. Как и большинство российских провинций, Саратовская губерния долго не могла похвастаться особыми музыкальными успехами. Главную роль в развитии локальной концертной жизни играли крепостные оркестры. Согласно «Музыкальной энциклопедии» Юрия Келдыша, выступления музыкальных коллективов на регулярной основе начали проходить в Саратове с появлением первых театров. Так, в 1803 году в городе открылся театр купца Гладкова, а в 1810 году заработал театр губернатора Алексея Панчулидзева. В остальном в музыкальной жизни Саратова в тот период не происходило практически ничего, что бы привлекало внимание широкой публики. 

Появление саратовской гармони

Все изменилось в 1870-х годах под влиянием нескольких факторов, одним из которых стало появление саратовской гармошки. От других видов этого инструмента саратовскую гармонь отличал особый тембр звука и наличие колокольчиков. Со временем гармонь стала одним из главных символов Саратова, а ее черты использовались в городской архитектуре. Так, архитектура открывшегося в 2019 году городского аэропорта Гагарин, по заявлению проектировщиков, была вдохновлена именно дизайном гармони. 

Саратовская фабрика музыкальных инструментов
Набатов Юрий / Фотохроника ТАСС

«Есть несколько версий того, откуда у нас появилась гармонь. Одна из них — на берега Волги ее привезли немцы-колонисты. Первоначально один выступающий играл, а второй ударял в колокольцы. Говорят, кому-то пришла в голову простая идея прикрепить последние к корпусу. Так возникла гармонь, называемая сейчас саратовской», — рассказывал в интервью «Аргументам и фактам» директор Музея саратовской гармони Павел Никитин. 

Первые упоминания гармони с однорядной клавиатурой и колокольчиками обнаружены историками в газете «Саратовский справочный листок» 1866 года. Кстати, регулярным автором «Листка» был российский композитор Иван Ларионов — автор знаменитой песни «Калинка», которую многие ошибочно считают народной. Сам же Ларионов поселился в Саратовской губернии в 1858 году, а песню придумал два года спустя.

Первая мастерская по изготовлению гармоней появилась в городе на Волге в 1870 году и принадлежала Николаю Карелину. Инструменты, сделанные в его мастерской, были настолько востребованы и уникальны по звучанию, что Карелин получил прозвище «Страдивари саратовской гармоники». Основными заказчиками Карелина были гармонисты из города и окрестных сел, солдаты Саратовского гарнизона и приказчики. Из знаменитых покупателей — циркачи Владимир и Анатолий Дуровы. К началу ХХ века изготовлением гармоней в губернии занимались уже около 40 мастеров. 

Всенародную популярность саратовская гармонь приобрела в советское время, когда под ее аккомпанемент начала петь Лидия Русланова, одна из самых известных артисток Советского Союза. В ее исполнении на всю страну звучали популярные народные песни: «Валенки», «Катюша», «Дубинушка» и десятки других. В течение Гражданской и Великой Отечественной войны Русланова дала сотни концертов на фронте. Апофеозом фронтовых выступлений «саратовской птицы», как называли ее бойцы Красной армии, стало исполнение «Валенок» у стен Рейхстага.

Благодаря Лидии Руслановой на всю страну прославились и «саратовские страдания». 

«Страдания» — это особый, лирический род частушек, считающийся одним из самых парадоксальных видов русского фольклора. Подобные частушки придумывали в разных уголках России, но именно саратовские получили наибольшую известность, и связано это с огромной популярностью Руслановой, которая объехала с концертами весь Советский Союз. По своей интонации «саратовские страдания» скорее мажорны, всегда исполняются под гармонь и повествуют о безответной любви. 

При всей популярности, которую саратовская гармонь имела в течение XX века, в начале нулевых искусство изготовления этого инструмента едва не было утрачено. 

По информации «Коммерсанта», последний музыкальный цех по производству гармоник оказался на грани исчезновения еще в 2003 году, однако каким-то чудом проработал до 2008 года. Затем в течение нескольких лет саратовские гармошки никто не делал, а технология их изготовления считалась утраченной. Возобновить производство инструмента удалось только в 2013 году на мебельной фабрике «Лисер», однако, по словам директора предприятия, жители Саратовской области не стремятся играть на гармошке. На данный момент в Саратове производят около 15 инструментов в год. Все гармошки традиционно изготавливают вручную, этот процесс занимает до шести месяцев.

Открытие консерватории

Вторым фактором, ускорившим становление музыкальной сцены Саратова, стал запуск регионального филиала Императорского музыкального общества в 1872 году. Руководство филиала развило активную деятельность: распорядилось сформировать в городе первый симфонический оркестр, а в 1873 году основало музыкальные классы, которые возглавил знаменитый пианист Станислав Экснер. 

Саратовская консерватория им. Л. В. Собинова

В 1895 году музыкальные классы преобразовали в полноценное училище, и вскоре оно стало претендовать на статус высшего учебного заведения. В 1910 году представители саратовского филиала обратились в дирекцию Императорского общества с ходатайством об открытии консерватории. Для выяснения возможностей запуска музыкального вуза в Саратов впервые приехал Сергей Рахманинов. По итогам визита в училище композитор составил не самый лестный отзыв: он высоко оценил здание, но подчеркнул низкий уровень местных педагогов. 

Однако представители дирекции все-таки одобрили ходатайство саратовского филиала, несмотря на опасения Рахманинова. Дело в том, что возглавлявший училище Станислав Экснер за короткие сроки привлек в преподавательский состав известных музыкантов, что произвело на представителей Императорского общества крайне положительное впечатление. Кстати, за право открыть консерваторию в тот момент боролся и Киев, однако в ту пору в городе не было подходящего здания, что, по мнению историков, и сыграло решающую роль. 

Саратовская консерватория им. Л. В. Собинова

В итоге Саратовская консерватория открыла свои двери в 1912 году, став третьим музыкальным вузом в стране (после Москвы и Санкт-Петербурга). В последующие несколько лет в ее залах успели выступить Сергей Рахманинов, Сергей Прокофьев, Федор Шаляпин и другие музыканты мировой величины. Однако в 1924 году с приходом советской власти Саратовская консерватория была реорганизована в музыкальный техникум, а концерты звезд прекратились. Официальный статус высшего учебного заведения консерватории вернули только в 1935 году, а вместе с ним присвоили ей имя известного оперного певца Леонида Собинова, которое она носит до сегодняшнего дня.

В 1941 году в Саратов была эвакуирована значительная часть коллектива Московской консерватории. В течение двух лет столичные педагоги работали и делились опытом с саратовскими специалистами, что, по свидетельствам последних, здорово сказалось на общем уровне преподавания. Параллельно с учебной деятельностью московские музыканты давали концерты и за время пребывания в городе успели провести сотни выступлений на ближайших участках фронта, в госпиталях и на радио.

Также в Саратове имеется и своя филармония, которая со временем стала домом для известных советских ВИА. Учреждение открылось в 1937 году, на тот момент в ее состав вошли инструментальный и вокальный ансамбли, эстрадный оркестр. В 1946 году, девять лет спустя, при филармонии был создан симфонический оркестр, который впоследствии стал широко известен в России, ездил на гастроли по Европе и работал с приглашенными из Франции дирижерами. В 2001 году филармонии было присвоено имя уроженца Саратова Альфреда Шнитке.

Саратовские оперные звезды и Бари Алибасов

Помимо Лидии Руслановой, из представителей местной сцены на весь Советский Союз прославились два артиста: исполнитель песни «День Победы» Леонид Сметанников, а также оперная певица Галина Ковалева, известная своими блистательными партиями в «Царской невесте», «Кармен», «Лючии ди Ламмермур» и десятке других оперных постановок.

Ковалева приехала в Саратов из провинциального кубанского городка в 1954 году. Будущая оперная певица долгое время не решалась пойти учиться и работала детским репетитором, пока коллеги чуть ли не силой привели Ковалеву в местную консерваторию и уговорили педагогов ее послушать. Как писал журнал «Огонек», певицу приняли сразу и почти без экзаменов — настолько поразили преподавателей ее природная одаренность и тембр голоса.

Окончив в 1959 году Саратовскую консерваторию, Ковалева уже на следующий год стала солисткой Мариинки. Ошеломляющий успех пришел почти сразу. Лучшие партии сопрано в «Севильском цирюльнике», «Риголетто», «Руслане и Людмиле», «Аиде», «Лючии ди Ламмермур» исполнялись Ковалевой «с пленительной легкостью и непринужденностью», как писали музыковеды. Большой театр приглашал Ковалеву исполнять первые партии, «Ла Скала» — на стажировку. Она отказала всем, до самого конца оставшись в труппе Мариинского театра.

Еще одна саратовская звезда, Леонид Сметанников поступил в Саратовскую консерваторию в 1966 году. Два года спустя он получил приглашение стать солистом Саратовского театра оперы имени Чернышевского, а уже через год исполнил свою первую партию (Елецкий в «Пиковой даме»). Впоследствии певец выиграл несколько престижных премий, причем как в СССР (Минск, Кишинев), так и в Европе (Берлин). 

Широкой аудитории Сметанников запомнился как первый исполнитель композиции «День Победы», которую он представил в программе «Голубой огонек» 9 мая 1975 года. При этом, несмотря на хорошую реакцию публики, песня не понравилась цензорам и чуть было не попала в черные списки. Однако в том же году во время трансляции концерта ко Дню милиции «День Победы» решился исполнить Лев Лещенко. Выступление показали в прямом эфире по двум каналам Центрального телевидения, после чего композиция была выдвинута на «Песню года» и с тех пор остается хитом.

В 1977 году Сметанников получает приглашение стать преподавателем кафедры сольного пения в своей альма-матер, а двумя годами позже получает звание профессора.

Другой феномен саратовской музыкальной сцены конца 1970-х — филармонический ансамбль «Интеграл» под руководством Бари Алибасова. В разные годы его солистами были Юрий Лоза, Евгений Белоусов и Марина Хлебникова. Группа, основанная Алибасовым в 1966 году, начала сотрудничать с Саратовской филармонией только в 1978 году, поскольку попала в немилость у себя на родине — в Усть-Каменогорске. Тогда-то Алибасов и решил устроить своих музыкантов на работу в одну из российских филармоний, чтобы получить возможность спокойно гастролировать по стране. «Интеграл» приняли в Саратове с распростертыми объятиями — группа неизменно собирала полные залы во время туров, и сотрудничать с ней было крайне выгодно.

Первая афиша группы «Интеграл», 1966 год

«Их появление на сценах Домов культуры в маленьких районных городках произвело эффект взорвавшейся бомбы. Вместо набивших оскомину советских хитов люди услышали рок и кантри. Кстати, один из участников группы играл на стиральной доске», — вспоминала в интервью сотрудница Саратовской филармонии Татьяна Акимова.

Впрочем, «Интеграл» был не единственным известным молодежным ВИА Саратовской филармонии. Кроме коллектива Алибасова, музыкальная институция в 1970-х курировала группу «Шестеро молодых», в составе которой карьеру начинали Николай Расторгуев и Александр Аяров, позднее прославившийся как Александр Розенбаум.

Возникновение саратовского рок-клуба и концерт Валерии

В 1986 году в Саратове появилось первое объединение любителей рока, с чего и началась история андеграундной музыкальной сцены города. 

«До этого настоящего независимого рока у нас не было. В то время как в Ленинграде вовсю существовал рок-клуб, в Москве группы играли по ДК, а в Свердловске независимые коллективы всеми правдами и неправдами записывали альбомы в студиях, в Саратове ничего не происходило», — рассказал «ИМИ.Журналу» местный промоутер Николай Шадрин.

В середине 1980-х в кругах саратовских старшеклассников и студентов гуляли записи из Ленинграда и были тусовки друзей, которые писали какие-то песни, но не было звукозаписи и концертов. Все изменилось в 1986 году, когда в город приехал московский рок-поэт Александр Елин, автор текстов «Арии» и «Рондо». 

Встречу со столичным музыкантом посетили участники местной группы «Иуда Головлев», которая впоследствии стала одним из главных рок-коллективов Саратова. По воспоминаниям участников группы, разговор с Елиным стал отправной точкой в истории местной независимой музыки.

Александр Елин
Фото: Константин Преображенский / Wikipedia

По словам одного из участников «Иуды Головлева», Дмитрия Петрова, в ходе встречи с Александром Елиным музыканты поставили ему один из первых треков «Иуды Головлева». Московский артист похвалил композицию, порекомендовал взяться за музыку всерьез и обязательно открыть в городе рок-клуб. В итоге представители «Иуды Головлева» пошли по официальным организациям договариваться о запуске рок-клуба. 

Согласовав свою затею с властями, музыканты попытались собрать саратовских рокеров для проведения первого совместного выступления. «До начала подготовки к проведению дебютного рок-концерта нам казалось, что в Саратове есть несколько десятков рок-групп. Но в процессе стало понятно, что это просто иллюзия. Все, на кого мы тогда выходили, по факту оказывались обычными ресторанными командами», — вспоминал в интервью Дмитрий Петров.

В конечном итоге для первого рок-концерта удалось найти всего пару коллективов. Помимо «Иуды Головлева», выступала группа «Стоп», а также группа «Сюрприз», которая ни до, ни после концерта больше о себе не заявляла. Таким образом, на первом независимом рок-концерте Саратова, состоявшемся 27 апреля 1986 года, играло всего три группы. 

Тем не менее даже камерного события хватило для того, чтобы по городу поползли слухи об открытии рок-клуба, обосновавшегося в ДК железнодорожников им. Карла Либкнехта. В сообщество стали вступать молодые люди, мечтавшие о собственной группе. 

«У некоторых из них даже были единомышленники-музыканты, но негде было играть. К концу 1986 года в рок-клубе было уже около десятка коллективов, а на концерты приходили около 600 человек», — рассказывает Шадрин.

В декабре 1987 года в городе состоялся первый рок-фестиваль, проходивший три дня подряд в местном ДК Авиастроителей. В событии приняли участие 20 областных коллективов, отобранных из почти сотни заявок. Фестиваль способствовал резкой популяризации рок-музыки в городе, а его участники стали получать предложения выступить за пределами Саратова. 

К фестивалю, помимо всего прочего, оказались причастны несколько человек, имена которых впоследствии будут широко известны на всю страну. Например, Алла Перфилова, ныне известная как Валерия. В 1987 году она выступила на саратовском рок-фестивале в составе группы «Отражение», которая до этого выступала при Саратовской филармонии. В итоге коллектив певицы поделил третье место с «Иудой Головлевым».

Другим заметным участником события стал будущий создатель и идеолог группы «Комбинация» Александр Шишинин. На фестивале он демонстрировал свой первый проект «Рок-ералаш из провинции».

Независимые фестивали 1990-х

Саратовский рок-фестиваль проводился с 1987 по 1991 год совместными усилиями местных независимых коллективов. Однако новых локальных звезд в городе так и не появилось, а самой заметной командой того периода остался уже упомянутый «Иуда Головлев». Коллектив распался в 1994 году, когда солист группы Сэм Тяпкин принял решение уехать из Саратова и заняться бизнесом. Остальные участники коллектива, включая уже упомянутого Дмитрия Петрова, также перестали заниматься музыкой. В итоге за все время существования «Иуда Головлев» так и не выпустил ни одного альбома. В 2006 году в честь юбилея саратовского рок-клуба группа воссоединилась без Сэма Тяпкина.  

После развала саратовского рок-клуба между 1991 и 1995 годом в городе не появлялось схожих с ним по духу сообществ, но кипела достаточно активная музыкальная жизнь. Независимые коллективы сами организовывали концерты в кафе, Домах культуры и учебных заведениях. Но уже в 1995 году в городе появился рок-клуб «Восток», который стал на ближайшие годы центром рок-жизни Саратова. Например, в 1998 году на площадке выступила «Гражданская оборона» во главе с Егором Летовым.

Кроме того, в начале 1990-х в Саратове состоялось несколько важных фестивалей, где, помимо местных групп, были представлены известные российские артисты. Так, в мае 1990 года в городе прошел «Рок чистой воды», на котором выступили «Телевизор», «Чайф», «Аукцыон» и другие коллективы из Москвы и Санкт-Петербурга. Уникальность фестиваля заключалась в том, что участвовавшие в нем артисты передвигались на теплоходе, который спускался по Волге. В течение 17 дней участники «Рока чистой воды» успели дать 10 концертов.

В 1991 и 1993 году в Саратове проходил фестиваль «Перекресток», гостями которого стали группы «Аукцыон», «Казма-Казма», «Пагода», «Банга-Банга» и «Случайные связи». Организатором события выступила один из бывших руководителей саратовского рок-клуба Ольга Шишкина. Как сообщала рок-газета «Энск», концерты сопровождались безумными аншлагами. «Что касается фестиваля „Перекресток“, то его название сосредотачивает в себе еще один смысл. В Саратове опять сошлись разнообразные стили — от ритуального псевдоэтнического действа, созданного группой „Пагода“, через танцевальную музыку всех времен и народов, исполняемую „Зангези“, до типичного no wave „Связей“», — писали авторы «Энска».

Кроме того, в 1994 году в городе на Волге проводился фестиваль «Индюшата», хедлайнером которого снова был «Аукцыон». Также в событии участвовали рижане Pasaki Onkuliem Ata, «Лаос» из Перми и киевляне «Фома». «Странным образом большей части зала под конец „Аукцыон“ не очень-то и был нужен. Большую роль в этом сыграли питерские, совсем юные еще ребята „Чуфелла Марзуфелла“ и „Краденое солнце“», — вспоминал в интервью «Афише» основатель «Индюшат» писатель и журналист Александр Кушнир.

Во второй половине 1990-х саратовские группы регулярно ездили в Тольятти на фестиваль «Автоград», где завоевывали солидные призовые места. Одна из этих групп, «Хайдеггержив», даже всерьез заинтересовала Леонида Бурлакова — продюсера, работавшего с «Мумий Троллем», «Земфирой» и «Братьями Грим». Однако сотрудничества «Хайдеггержив» с Бурлаковым так и не случилось.

В 1999 году в Саратове на Вольской улице открылась площадка «Варьете», представители которой в последующие годы стали наиболее активными участниками независимого музыкального сообщества города. Площадку запустили музыкант Михаил Иванов и промоутер Андрей Кормилицын. За более чем 15 лет деятельности «Варьете» успел сменить несколько адресов и последние три года работает без постоянной прописки в качестве промогруппы.

Кроме того, в 1999 году в городе появляется группа NetSlov, в 2000-х выступавшая на крупных российских фестивалях. Лидером коллектива стал Даниил Калашник, также известный своим участием в группе «Ленинград». 

Саратовская сцена в нулевые и десятые

В 2001 году из студентов Саратовской консерватории образовался успешный фолк-коллектив «После 11». Почти все его участники приехали в Саратов из других городов и, окончив обучение, уехали покорять Москву. Сразу после переезда артисты появились в эфире «Нашего радио» с композицией «Крылья», которая впоследствии заняла первую строчку в чартах радиостанции. Участники группы позиционируют себя как коллектив из Саратова и всегда включают город в свои турне.

Еще один заметный саратовский проект, появившийся в начале нулевых, — группа Gordon Blaze, которой к настоящему моменту исполнилось 17 лет. Коллектив исполняет блюз-рок на английском языке, периодически ездит с концертами в Москву и регулярно выступает в Саратове. При этом его основатель Олег Расин до этого исполнял схожую музыку в составе группы «Хромая собака адмирала» в начале 1990-х годов.

Другие локально известные коллективы, стартовавшие в Саратове в нулевые, — «Пляски святого Витта», Gonnalon, «Осень моей жизни» и «Нежное это».

В 2005 году в городе открывается клуб Magic, превратившийся в основное место силы для локальных артистов. Площадка отличалась демократичным форматом и проводила выездные фестивали (например, «Грунёв-фест», состоявшийся в 2016 и 2017 году). 

В 2006 году в городе на Волге появилась еще одна важная площадка — Machine Head, где впоследствии регулярно выступало множество независимых артистов. Однако во второй половине 2010-х у Machine Head сменилось руководство. В итоге клуб поменял ценовую политику, формат и стал реже принимать у себя саратовских музыкантов. До пандемии на площадке проходили выступления известных гастролирующих коллективов, например «Психеи».

В 2007 году в городе стартовал проект, со временем превратившийся в важную часть местного музыкального комьюнити. Инициатива SIM (Saratov Independent Music) представляла собой ежегодный сборник саратовской независимой музыки. Альбом издавался на CD в первом квартале года, а презентация проходила в формате фестиваля с участием местных групп.

Выглядело это так: сначала от желающих собирались заявки в виде аудиотреков, потом оргкомитет SIM проводил отбор и издавал лучшие работы на сборнике, диски с которым вручались гостям фестиваля вместе с входным билетом. При этом организаторы проекта печатали диски при финансовом участии групп, попавших в финальную часть отбора. 

SIM 2007. Группа Toiодной. Презентация сборника
Фото: Дарья Маринина

«Поскольку я с самого начала помогал организаторам SIM, то знаю, что труд этот достаточно неблагодарный: каждый год мы выслушивали советы и упреки, что грабим музыкантов и могли бы искать другие способы финансирования. Поэтому в 2015 году мы выпустили последний сборник на диске, а в 2016 году перешли на цифровой формат. После этого фестиваль SIM стал просто ежегодным фестивалем с бесплатным входом», — рассказал «ИМИ.Журналу» Николай Шадрин.

В середине нулевых представители клуба «Варьете» начали возить в город актуальные российские хардкор- и рок-коллективы. При их поддержке в Саратове сыграли Neversmile, Jane Air, Amatory и Korea. После 2010-х благодаря «Варьете» в городе состоялись выступления Noize MC, Дельфина, «Арии», «Валентина Стрыкало» и других известных артистов. Концерты проходили на площадке ныне закрытого Центра национальных культур (ЦНК).  

«Когда „Варьете“ организовывал крупные привозы на базе ЦНК, для местных групп поиграть на этой площадке означало доказать свой высокий уровень. Сейчас аналогов этому месту нет», — считает солист саратовской группы «Досвидошь» Иван Григорьев. 

В 2011 году в Саратове запустился ежегодный рок-фестиваль «Желтая гора». Участниками события были как местные группы, так и артисты из соседних городов. 

Лучшим исполнителем первого фестиваля стала Евгения Швам из группы Gonnalon, а в роли хедлайнера дебютной «Желтой горы» выступил нижегородский «Элизиум». 

Василий Уриевский. Фестиваль «Желтая гора», 2014 год

Примечательной можно назвать «Желтую гору» 2013 года, которая стала трамплином для развития одного из известных ныне саратовских артистов. Лучшим исполнителем вокального состязания в том году стал выпускник Саратовской консерватории Василий Уриевский. А вскоре после победы на фестивале певец принял участие во втором сезоне телевизионного проекта «Главная сцена» и пятом сезоне проекта «Голос». В 2017 году Уриевский стал актером Театра на Таганке и переехал в Москву, а недавно выпустил совместную работу с группой «Уматурман». 

«В середине 2010-х в Саратове появились важные для локальной сцены коллективы „Волчок“, „Мой шторм“, „Всей юности итог“, Impress и Radioaction, „ЖаБЪ“», — рассказали «ИМИ.Журналу» Иван Григорьев из «Досвидошь» и Николай Шадрин.

Кроме того, в тот же период в городе успели появиться и закрыться несколько значимых концертных площадок. Так, в 2014 году запустился клуб Gatsby, где прошло много крупных концертов, включая выступление «Арии». Площадка просуществовала до 2019 года, после чего не стала продлевать договор аренды помещения и закрылась

Из других заметных клубов города, проработавших только несколько лет, можно отметить рок-бар «METRO», просуществовавший с 2014 по 2017 год, а затем резко сменивший формат. На площадке успели выступить IC3PEAK, Sonic Death, «Хайдеггержив» и другие. С 2014 года в городе функционировал бар Old School, где часто выступали локальные коллективы, однако в 2018 году он сменил концепцию, и концерты в заведении стали проводиться гораздо реже. На данный момент место сменило вывеску и называется «Гараж 64». Еще один важный клуб, на время приютивший многих локальных артистов, назывался Blues House и работал с 2013 по 2016 год.

В 2015 году в Саратове заработала промогруппа «Электричка», организовывающая рейвы и выступления электронных музыкантов.

Саратовская музыка сегодня

На данный момент одной из наиболее популярных площадок среди инди-исполнителей города считается открывшийся в 2016 году бар PUBLICA. Также в Саратове продолжают работать уже упомянутые Magic и Machine Head. Кроме того, выступления независимых исполнителей проходят на площадках Irish Papa's Pub, «Буфет FM» и Harat’s. 

Еще одним местом силы среди саратовских независимых исполнителей долгое время считался клуб М-Place, созданный бывшими сотрудниками Magic, однако в 2020 году помещение клуба было выставлено на продажу, и количество концертов в нем снизилось. 

M-Place, 2014
Фото: Charli Sherman

«Выступления на площадке продолжаются, но афишировать их по разным причинам стали меньше», — сообщил «ИМИ.Журналу» один из независимых саратовских промоутеров Саша Птичкина.

«Я не уезжаю из Саратова, потому что мне хочется сделать что-то для местной сцены. Сделать так, чтобы здесь было где играть и у небольших групп в туре всегда стоял Саратов. Думаю даже над тем, чтобы взять кредит, снести собственную недвижимость и построить репетиционную базу», – поделилась с «ИМИ.Журналом» планами на будущее Птичкина.  

В 2019 году в клубе Machine Head состоялся последний фестиваль «Желтая гора». Популярность события последние годы снижалась, и на данный момент оно перешло в более камерный формат. Однако организаторы «Горы» надеются добиться государственной поддержки и вернуть своему событию былой размах. В то же время в городе появляются новые фестивальные инициативы.

«После окончания пандемии я хочу организовать более-менее масштабный фестиваль с локальными и привозными музыкантами. В качестве локации планируем с друзьями использовать заброшенный завод. Думаю, людям уже надоело играть в клубах. Все хотят чувствовать себя свободней», – сообщил «ИМИ.Журналу» солист саратовской группы «Досвидошь» Иван Григорьев. 

Помимо частых гостей питерской «Ионотеки», группы «Досвидошь», за последние несколько лет в городе появились новые музыкальные проекты: «Стоимость проезда», Femme de luxe, The Moms, The Ghost Beats, «Смерть в 3D», «Собака», «Секса не будет» и «Стерлядь»

Из недавних успехов локальных музыкантов можно отметить победу саратовской группы TITTY TWI5TER на «Индюшатах» — старейшем российском фестивале независимых музыкантов. Кроме того, в 2019 году коллектив Pippi & The Faggots выиграл отбор за право выступить на московском фестивале «Боль».

Продолжают работать Саратовская консерватория и филармония. В стенах музыкальных учреждений проходят выступления местных оркестров и ансамблей, а также концерты известных гастролирующих артистов — Колина Эндрюса, Пола Ромеро, певицы Славы и других. Кроме того, крупные концерты часто проходят в Саратовском театре драмы, вмещающем до 1,2 тысячи человек. За последние два года там отыграли Олег Газманов, «Сплин», Борис Гребенщиков, Антон Беляев (Therr Maitz) и многие другие. 

Концерты стадионного формата в Саратове до пандемии проводились на площадке Ледового дворца «Кристалл», вмещающей 5 тысяч человек. За последние годы тут успели выступить «Би-2», «Баста», «ДДТ», Гарик Сукачев и другие. Вторая по вместимости площадка города — клуб Onyx, способный одновременно принять до 2 тысяч человек. В 2019 году в заведении выступали Matrang, «Пошлая Молли», Дельфин и другие крупные артисты.

Мы продолжаем принимать заявки на участие в шоукейсе саратовской «ИМИ.Сцены».