Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/319/image/article-422461ac5c55d7e455bc8513ec70614a.jpgАйдар Хуснутдинов2020-11-05T19:00Почему надо брать пример с Яникса и как решать конфликты с артистамиИнтервью с модераторами российского Genius
Интервью с модераторами российского Genius
Почему надо брать пример с Яникса и как решать конфликты с артистами
Текст песни «Smells Like Teen Spirit» группы Nirvana

Интервью с модераторами российского Genius

Почему надо брать пример с Яникса и как решать конфликты с артистами
Текст песни «Smells Like Teen Spirit» группы Nirvana

 

Genius — это американский сайт, позволяющий пользователям публиковать тексты песен и их толкования. Ресурс появился в 2009 году (как написано на официальном сайте, «для объяснения мудреных рэп-текстов») и первоначально назывался Rap Genius. Сегодня аудитория проекта составляет 100 миллионов посетителей в месяц, а зарегистрированных пользователей на сайте — 2 миллиона. Многие аннотации на сайте оставлены самими артистами. В числе верифицированных исполнителей — Эминем, Билли Айлиш, Ариана Гранде и другие звезды. Также на Genius существуют сильные комьюнити в разных странах, в том числе в России. Мы поговорили с модераторами российского Genius Антоном Карташовым и Сергеем Шараповым о работе над аннотациями, отношении отечественных исполнителей к толкованию их текстов, а также о том, как артисты могут использовать Genius для промо.

Как устроено русское комьюнити Genius

Антон: Genius — это сайт, на котором любой пользователь может оставить аннотацию к размещенному там тексту, отредактировать его или добавить новый. Обычно этим занимаются фанаты артистов. Все это делается абсолютно бесплатно, на альтруистических началах. 

Было время, когда международным модераторам и редакторам платили, но оно быстро закончилось — по ощущениям, Genius сосредоточился на американской музыке. Нам из того времени ничего не перепало — больше повезло представителям немецкого сообщества.

Сергей: Основатель русского комьюнити — Элиягу Швальб. В 2015-м он обратился к представителям Genius с этой инициативой. Он же искал первых модераторов, в числе которых были мы. Сейчас этот пользователь почти не активен на сайте.

Антон: Кроме простых пользователей — вкладчиков (contributors), есть также редакторы (editors) и модераторы (moderators). Редакторы утверждают аннотации, решают конфликты, когда две правки противоречат друг другу. Модераторы же могут назначать новых редакторов (у нас это происходит по результатам голосования среди «эдиторов») и верифицировать артистов. В русском Genius 20 редакторов и два модератора — это мы с Серегой. 

Сергей: Выше модераторов в иерархии — сотрудники Genius (staff), работающие за зарплату. Они имеют полномочия назначать модераторов.

Антон: Есть еще медиаторы — это редкая должность на Genius, что-то среднее между редактором и модератором. Медиатор хорошо знает правила, отвечает на вопросы, решает конфликты между редакторами, чистит форум. Грубо говоря, это своеобразный «хранитель знаний». У нас это Артур. Он держит связь с западным сегментом — доносит до нас изменения правил сайта и другую необходимую информацию.

Тексты Эминема

Как становятся частью команды Genius

Антон: Чтобы стать редактором, нужно попасть на наши радары. Например, отредактировать какую-то из созданных нами аннотаций или текстов или засветиться на странице популярного трека. Также с нами можно познакомиться на форуме Genius. Мы следим за пользователями, которые активно добавляют интересный и полезный контент и пишут на хорошем русском языке, сами с ними связываемся и предлагаем стать редакторами.

А становятся ими не обязательно те, кто разбирается во всей актуальной музыке. Некоторые занимаются только одним артистом, другие — целым направлением, которое хорошо знают. Например, Глеб ArcticGorilla — специалист по Loqiemean. Он общается с его менеджером, получает тексты до выхода альбома, заполняет их на скрытых страницах и открывает в день релиза.

Loqiemean — о выживании в эпоху стримингов и продажах мерча

Я в свое время пришел на Genius и стал заполнять «старую школу» — исполнителей, ставших известными до 2010 года: «Касту», «Кровосток», «25/17», Bad Balance, Смоки Мо. Серега тоже — на этой волне мы с ним и познакомились. В основном все так и приходят на сайт — со своими любимыми артистами. А потом начинаешь читать, общаться, погружаешься в контекст, в том числе современный — как с нами и произошло.

Сергей: Я начинал с чтения англоязычного Genius. В 2012-м вышли альбомы «channel ORANGE» Фрэнка Оушена и «good kid, m.A.A.d city» Кендрика Ламара — сложные, концептуальные, в них хотелось разобраться. Мне нравились аннотации к ним, и я подумал: «Блин, круто было бы на русском такое сделать». Моя активность на Genius началась с альбома Гуфа «Город дорог». А в нем куча отсылок к старому рэпу, которые многие слушатели не понимали. Мне захотелось их объяснить, и я написал к альбому большинство аннотаций. 

Антон: Тогда же выходили рэп-баттлы, тоже содержавшие отсылки такого рода — например, баттл Хайда и Чейни. Приходилось создавать странички с упоминавшимися в нем песнями «Касты» и Смоки Мо, чтобы потом на них ссылаться. Так русский Genius постепенно наполнялся контентом. Многие потом уходят в другие области — например, переводят иностранный рэп на русский и аннотируют тексты Эминема и Трэвиса Скотта, пишут аннотации к книгам, сериалам — сейчас Genius все это позволяет.

Сергей: Так как у каждого из 20 редакторов есть своя зона ответственности (у одних — поп-музыка, у других — олдскул, как у нас, у третьих — новая школа), получается, что в какой-то мере отслеживаются практически все артисты. Ну и, естественно, треки, которые попадают в мировой топ-чарт Genius, — их мы смотрим все вместе, обсуждаем в чате и стараемся держать эти страницы в полном порядке.

Когда мы пришли на сайт, на нем практически не было русскоязычных песен, а на имевшихся страницах часто был понаписан полный бред — как в текстах, так и в аннотациях. Одним из популярных треков тогда был «Black Siemens» Фараона. У него было много аннотаций, но каждая содержала какое-нибудь оскорбление или насмешку над артистом.

Основной приход слушателей случился, когда произошел баттл между Окси и Джонибоем. Он собрал рекордные просмотры, и на сайт хлынул поток желающих разобраться. Среди них оказались и многие хорошие ребята, которые потом стали редакторами.

Тексты Боба Дилана

Из чего состоит работа модераторов

Сергей: Редакторство — это не работа, не обязанность. Мы заходим на сайт, когда у нас есть свободное время или когда выходят новые альбомы, в которых нам самим интересно покопаться или рассказать слушателям что-то, чего они не знают. Например, так у меня было с треком GONE.Fludd «Сахарный человек». Когда я узнал, что он вдохновлен песней американского музыканта Сиксто Родригеса, а, собственно, сам «сахарный человек» — это наркодилер, захотелось поделиться этим контекстом со слушателями.

Это вообще интересная песня. Там некоторые строки кажутся каким-то потоком сознания — «Пляски лупят каблуками доски», «Во всем виноваты ноздри». На самом деле это отсылки к «Касте» и Смоки Мо. И, я думаю, 95 процентов слушателей их не считывают, пока не зайдут на сайт.

Антон: У меня тоже бывает наплывами. Вот новый «Кровосток» вышел, и я опять появился на ресурсе. Иногда сижу там месяц целыми днями, иногда пропадаю на пару месяцев.

Сергей: У меня примерно так же. В среднем, думаю, трачу на модераторство 4–5 часов в неделю. Можно назвать это хобби.

Антон: Бывает, что объяснять вообще нечего. У Genius так и написано в правилах: если аннотация не нужна, не создавайте ее, пожалуйста. Но работа на Genius — это не только аннотации. Первое, что необходимо сделать, — добавить сам текст. Пока я не пришел на Genius, я даже не задумывался над тем, что тексты, которые выложены в интернете, часто некачественные и расшифрованы впопыхах. А когда сидишь на Genius и каждый день тебе приходят правки в добавленный тобой текст, понимаешь, что даже в выверенных текстах много ошибок.

Есть и другие обязанности — например, описание трека: когда он вышел, кто продюсер, какой семпл использован и так далее. 

Сейчас я открыл только что добавленный мной текст — «Зашел, вышел» «Кровостока». В него уже накидали аннотаций — надо будет посмотреть, какие из них по делу, а какие высосаны из пальца. Это, кстати, не везде очевидно.

Например, сегодня этот трек выглядит очень понятно, а лет через пять какой-то контекст потеряется. Например, так произошло со строчкой «Это на фоне крестов храма знак мерседеса» группы Marselle. Сейчас все эти гигантские рекламные знаки поснимали с домов, и без аннотации не всем ясно, о чем идет речь. 

Что касается очевидности, у нас есть еще и посетители, для которых русский язык и контекст не основные, например пользователи из Польши. Они иногда задают нам вопросы, которые помогают по-другому взглянуть на то, что считать банальщиной, а что нет.

Сергей: Иногда банальные вещи разжевываются, и это создает комический эффект. Например, такие аннотации пользователи оставили к треку Вити АК «Азино 777». Они были настолько смешные, что мы даже не стали удалять. Помимо объяснения банальностей, там есть и домысел в чистом виде. 

«Дернул за канат, и макака поймала банан» — это «Глубокая аллюзия на современное общество. Игрок в казино олицетворяет правящую верхушку, макака — рядового гражданина, беспрекословно выполняющего желания руководителей». Его мы тоже оставили. Так что место угару на сайте тоже есть. Кстати, у этой страницы под 250 тысяч просмотров. Это самый популярный трек Вити АК. А одна из самых заплюсованных аннотаций в русскоязычном сообществе (у нее под 150 лайков) — это смешная гифка с надписью «PHARAOH STARTER PACK», иллюстрирующая уже упомянутый «Black Siemens».

Антон: Угар даже приветствуется, на самом деле. Вот оскорбления артистов не приветствуются. Помимо прочего, они создают у исполнителей превратное впечатление о сайте, и те не хотят с нами сотрудничать.

Русские артисты в мировом топе

Сергей: Сейчас чуть ли не каждую неделю какой-то отечественный трек врывается в мировой топ. Первым был, кажется, «Город под подошвой» Оксимирона. После этого время от времени наши попадали в топы, в основном тот же Окси. Бум произошел после выхода альбома Big Baby Tape с хитом «Gimme the Loot». Он возглавил чарт и долго в нем держался. О треке даже вышла специальная статья на мировом Genius. А сейчас подобное происходит чуть ли не каждую неделю. Если у Моргенштерна выходит песня, можешь быть уверен, что она будет в топ-3 Genius висеть.

Есть популярное мнение (и у меня тоже проскакивают такие мысли), что те же Моргенштерн или Big Baby Tape специально читают непонятно, чтобы люди заходили на сайт, их треки попадали в топы и находили американских слушателей. И действительно — за границей знают этих артистов, у Мияги и Эндшпиля есть зарубежные поклонники, так что, возможно, это работает. Но сейчас того ажиотажа вокруг первых мест, который был в самом начале, уже нет.

Тексты Фредди Меркьюри

О любимых аннотациях

Антон: Мне нравится, как получились аннотации к треку «Кровостока» «Биография» (особенно к строчкам про Текстильщики и Курьяново). Я не все их лично написал, но многое редактировал, дополнял.

Сергей: А вот история про мою любимую аннотацию. У ATL в песне «Манекен» есть такая строчка: «Если задом наперед проиграть мой трек, ты стопудово сможешь услышать откровения Господа». Я призадумался и нашел в интернете версию трека, проигранную задом наперед. Как выяснилось, если его включить таким образом, то услышишь: «Иди [к черту], гусь».

Другая любимая аннотация из своих — на песню Хаски «Седьмое октября». Песня начинается со слов «Могила, на могиле эпитафия: „Я умер, но бессмертна мафия“». Этими двумя строчками Хаски многое рассказал.

Из чужих отмечу аннотации к альбомам ЛСП «Виселицца», «ЁП» и «Magic City». Их делал парень под ником Джефф. Там много интересного — почитайте.

Genius и артисты 

Антон: Верифицированные артисты — это важная часть сообщества. К сожалению, у нас, в русскоязычном сегменте, они не очень активные. Кто-то, конечно, приходит. В какой-то момент сам Оксимирон появился на сайте. Но, правда, его вклады ограничились тем, что он тексты чуть-чуть поправил, а аннотаций не оставил. Из того, что я читаю на The Flow и в твиттерах артистов, создается ощущение, что у них неодобрительное отношение к сайту и декодингу в целом: якобы это какие-то надуманные толкования и искажение смысла. Думаю, это тоже влияет на то, что исполнители к нам не приходят, а если приходят, то не проявляют активности. С другой стороны, писать аннотации — это отдельный скилл. Артисты им не обладают, и странно, если они начнут этому специально учиться.

Недавно во время Семнадцатого независимого рэп-баттла участники троллили баттл-рэперов, которые приходят на Genius и косноязычно объясняют свои тексты в аннотациях.

Сергей: Ни в коем случае не надо выступать в роли Капитана Очевидность и объяснять то, что и так можно легко найти в интернете. Например, писать, что блант — это косяк. Это, кстати, самая популярная аннотация. Нам таких по десять в день засылают. К сожалению, верифицированные артисты часто именно этим страдают — объясняют какое-то слово, которое можно просто ввести в гугл и посмотреть, что оно означает. Из тех, кто с галочкой, действительно хорошо делает аннотации, наверное, только Yanix, как это ни удивительно.

Сергей: Возможно, тексты Яникса не слишком замудренные, как у условного Оксимирона, но зато в аннотациях он рассказывает какие-то факты из своей жизни — то есть то, что обычным пользователям не может быть известно. Например, про мерседес, который он купил и разбил. 

Антон: И это круто, по-моему. Зарубежные артисты тоже так делают. Например, Эминем тоже рассказывает какие-то случаи из своей жизни, помогающие расширить контекст и лучше понять не только смысл песен, но и узнать, как они писались.

Сергей: У нас — только Яникс. Когда-то еще Illumate этим занимался, но сейчас он тоже, по-моему, завязал.

Фидбэк на нашу работу от артистов приходит — и он постоянно негативный. Всё говно, тексты неправильные. Причем меня что поражает: у некоторых из этих артистов верифицированные страницы на сайте. Если там неправильный текст — блин, не заставляй нас гадать, что там не так, приди и сам его сделай.

Антон: Позитивного фидбэка как такового я не вспомню. Разве что есть такая функция, когда артист может подписаться под аннотацией, сказать: «Я с ней согласен». Таких, в принципе, немало — у Слима, например.

Сергей: Тот же Яникс подписался под несколькими твоими аннотациями.

Хаски во «ВКонтакте» высказывал недовольство текстами и аннотациями к альбому «Любимые песни (воображаемых) людей». А они и правда слабые. Он писал, что недоволен, но не знает, как это поправить. Мы оставили ему ссылку в комментах, куда можно написать. Тем не менее через несколько месяцев он снова высказал эти претензии — уже в инстаграме. Недавно мы связались с его менеджментом и урегулировали этот вопрос. Когда вышел «Хошхоног», он сразу появился с правильными текстами. Хаски всем доволен.

Когда у Моргенштерна вышел «Cadillac», он тоже писал в сториз: мол, я на первом месте в мировом чарте, а на сайте даже текст неправильный. Решили этот вопрос так же — связались с его менеджерами.

Антон: Аннотации, в отличие от текстов песен, это не что-то устоявшееся. Посмотрите на тот же «Горгород» сегодня и через полгода — вы увидите, что некоторые аннотации удалили, другие переписали, сделали их точнее. Если бы артисты выразили желание, чтобы все было правильно аннотировано, в сообществе Genius нашлось бы много желающих сделать это бесплатно и качественно. Они бы могли переписываться с менеджерами артиста, прислушиваться к ним и вносить правки на сайт.

Сергей: Но так пока никто не делал. (Смеется.)

Сергей: Было бы классно, если бы артисты стали более открытыми и поменяли отношение к декодингу.

Антон: Мне кажется, исполнители недооценивают Genius как инструмент, который можно прагматично использовать. В первую очередь это место для публикации текстов в каноническом виде.

Во-вторых, возможность оставлять собственные аннотации — это и новый интересный контент, и возможность привлечь внимание к себе. Это ниша, которая сейчас не занята. Есть куча верифицированных артистов, но почти нет крутых верифицированных аннотаций. По понедельникам на The Flow делают подборку лучших твитов. Если бы музыканты были активнее, точно так же там могла бы появляться и десятка лучших аннотаций.

Сергей: Это может быть хорошим промо. Те же The Flow публиковали подборку аннотаций Яникса. Если бы кто-то писал так же ярко, как он, он мог бы таким образом находить новых поклонников.

Также хочу обратиться и к слушателям. Приходите на сайт, занимайтесь своими любимыми исполнителями, делайте на них аннотации. Поднимайте уровень хип-хоп-культуры. (Смеется.)

Профили Антона Карташова и Сергея Шарапова на Genius