Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/312/image/article-eb80cdac04464d4149c5f9e8ae2159e7.jpgАлександр Аношин2020-10-23T17:35Butman Music Records, Rainy Days, FАNСY МUSIС и другиеКто выпускает джаз в России
Кто выпускает джаз в России
Butman Music Records, Rainy Days, FАNСY МUSIС и другие

Кто выпускает джаз в России

Butman Music Records, Rainy Days, FАNСY МUSIС и другие

Российская джазовая сцена развивается благодаря усилиям энтузиастов, которые стремятся вывести джаз за пределы нишевой субкультуры, избавиться от сложившихся стереотипов, привлечь новых слушателей и выйти на международный уровень. За короткое время им удалось достичь очевидных успехов: количество новых релизов растет, даже несмотря на пандемию и экономический кризис, а российские музыканты попадают в материалы крупнейших профильных изданий, таких как DownBeat или AllAboutJazz.

«ИМИ.Журнал» рассказывает о тех, кто выпускает импровизационную музыку в России и развивает местную джазовую индустрию. 


Rainy Days 
(Санкт-Петербург)

Год основания: 2017
Стиль: contemporary jazz
На каких носителях выпускают релизы: винил, CD и digital

Пять главных альбомов: «Happy Synapse» Саши Машина; «Jazz Animals» Макара Кашицына; «Stereobass» Макара Новикова и Хиске Остервийк; «Zoo» Евгения Сивцова; «Disrespectful» группы JZ Replacement

Кто в команде: Евгений Петрушанский (стратегическое и творческое планирование, операционное управление, фотографии для обложек альбомов); Дмитрий Дмитриев (визуальная эстетика лейбла и дизайн-оформление релизов); Саша Машин (музыкальное продюсирование и коммуникация с артистами); Роман Бергарт (финансовое планирование); Ксения Блынская (коммуникации, продвижение, SMM и таргетинг)

Евгений Петрушанский

Исполнительный продюсер Rainy Days

Как был создан лейбл

Изначально Rainy Days сложился как дружеское объединение увлеченных джазом людей, которые захотели записывать и выпускать российских джазовых музыкантов. Глобальной стратегии у нас не было, и опыт мы получали методом проб и ошибок. Поэтому структура лейбла и понимание того, как необходимо выстраивать процесс работы (от правильно организованной творческой части до налаженной дистрибуции), формировались постепенно. За три года с момента основания лейбл уже претерпевал ряд трансформаций, при этом костяк идейных вдохновителей (Андрей Агиян, Дмитрий Дмитриев и я) оставался неизменным. На сегодняшний день мы понимаем, что развитие Rainy Days как творческой и бизнес-единицы еще не закончено, поэтому по-прежнему готовы к изменениям.

Что делают для артиста

Мы как лейбл полностью берем на себя затраты на запись и производство альбома (только «Jazz Animals» Макара Кашицына и «Zoo» Евгения Сивцова были записаны заранее, за счет музыкантов), занимаемся продюсированием и оформлением пластинок, выстраиваем стратегию продвижения, выпускаем релиз на физических носителях. 

Затраты на запись альбома в России мы оцениваем в пределах 300–500 тысяч рублей, в Америке — от 700 тысяч до 1 миллиона рублей. Наш средний тираж на физических носителях — 250–500 виниловых альбомов и 500–1000 компакт-дисков. Не менее 10–20% тиража мы по условиям договора отдаем нашим артистам, но готовы идти навстречу и отдавать дополнительные копии, например, перед началом тура. Также мы берем на себя загрузку релизов на стриминговые платформы. 

Статистика прослушиваний в стримингах у нас небольшая и не является для нас показателем успешности релиза. Для примера, на данный момент два наших самых прослушиваемых альбома — это «Outsidethebox» Саши Машина (80 000 прослушиваний за два года) и «Disrespectful» группы JZ Replacement (пока итоги подводить рано: альбом был выпущен 13 марта и есть данные только за квартал, — но динамика очень хорошая).

Вебинар Саши Машина о важных навыках для музыкантов

C точки зрения продвижения за четыре года работы нам удалось сформировать определенный пакет работ из 20 пунктов: туда входят SMM, PR, работа с пабликами и Telegram-каналами, заказ специального винилового тиража к выпуску, организация промоконцертов, выпуск специального мерча и так далее. 

Для раскрутки релиза на западных рынках мы сотрудничаем с американскими и европейскими паблисити-агентствами (например, Rainy Days сотрудничает с крупным PR-агентством Лидии Либман, а пластинку группы JZ Replacement специально продвигал с помощью британцев Prescription PR, которые работают с группой Idles. — Прим. «ИМИ Журнала»). Благодаря этому мы смогли получить ревью в ведущих американских и европейских джазовых медиа, журнале DownBeat, крупнейшем жанровом онлайн-медиа AllAboutJazz, сайте Bandcamp Daily. 

Сейчас мы пришли к тому, что наша деятельность, с одной стороны, строится на цикличных активностях — выпуске новых релизов (4–5 в год), организации концертов, проведении фестиваля Rainy Days (в этом году он состоится в онлайн-формате совместно с фестивалем ХJAZZ Berlin), а с другой — на тестировании новых гипотез (например, совместный проект с YouTube-шоу «Хот Культур»).

Лидия Либман — об особенностях работы музыкального пиарщика в США

Что артист должен лейблу

По сути, артист лейблу ничего не должен, кроме того что не будет записывать те же композиции в тех же аранжировках для других лейблов.

Правовые моменты

В первую очередь мы заинтересованы в том, чтобы поддерживать с музыкантами дружеские отношения. Мы действительно получаем удовольствие от общения и творческого процесса, и это значит для нас намного больше, чем формальный бизнес-подход. Тем не менее наши деловые обязательства мы фиксируем в легальном поле, где четко прописываем ответственности сторон. Права на музыку остаются за артистом, лейблу остаются права на использование фонограммы на срок, указанный в договоре. Но еще раз повторю, для нас договор — это скорее документ для фиксации наших вложений как лейбла в правовом поле, а не инструмент ограничения прав артистов.

Как происходит отбор артистов

В том, что резидентами лейбла за короткий срок стало такое количество классных музыкантов, большая заслуга Саши Машина (на первом этапе он был музыкальным продюсером лейбла, сейчас отвечает у нас за A&R), чей опыт, знания и авторитет сыграли решающую роль в продвижении лейбла среди джазового комьюнити. Многих музыкантов Саша лично убеждал в том, что их музыка должна быть записана. Так, например, нам удалось записать и выпустить дебютную пластинку Макара Кашицына, которая стала одним из самых успешных релизов лейбла. Женя Стригалев привлек к нам зарубежных музыкантов, гитариста Федерико Даннеманна, барабанщика Джейми Мюррея и басиста Тима Лефебра, с участием которых было записано два альбома. Сейчас мы уже чувствуем, что у музыкантов появилось доверие к лейблу: к нам стали обращаться, предлагать записи и идеи, и теперь мы уже коллегиально решаем, с кем из новых артистов готовы работать. 

Паблишинг и дистрибуция

В цифровой дистрибуции сотрудничаем с The Orchard, в физической — точечно с локальными дистрибьюторами. Построение физической дистрибуции — процесс сложный, потому что требует наличия большого каталога, который мы пока нарабатываем. Но выход на европейских и американских дистрибьюторов физических носителей для нас — одна из стратегических целей.

Зачем нужен лейбл в 2020 году

В нашем случае, помимо того что мы вкладываемся в запись, мы еще стараемся выстроить для артистов систему: правильно спозиционировать их образ, найти нишу для релиза, организовать кампанию по продвижению на развитые европейский и американский рынки, помогаем с турами. По сути, мы становимся мостиком между погруженными в творческий процесс музыкантами и слушателем. Джазовый музыкант, конечно, может выпустить релиз самостоятельно, но тогда он сам должен будет пытаться найти аудиторию и не опускать руки, если в какой-то момент обнаружит, что его релиз за первый месяц послушали только несколько десятков человек. Поэтому мы видим одной из своих задач работу по созданию лояльной аудитории — это длительный и затратный процесс, на который у музыкантов не хватает сил и времени. 


FANCYMUSIC 
(Моcква)

Год основания: 2012
Стиль: contemporary jazz
На каких носителях выпускают релизы: digital, CD

Главные альбомы: «High Water» Live People Ensemble; «Troika» Трио Игоря Яковенко; «The Assembled» Петра и Павла Петяевых; «Machine» Goat’s Notes; «Day De Senar» Ансамбля Средиземноморской Деконструкции (указаны только джазовые релизы FANCYMUSIC, релизы современной академической музыки можно посмотреть на сайте лейбла)

Кто делает: Сергей Красин

Сергей Красин 

Основатель лейбла

Как был создан лейбл

Я основал лейбл FANCYMUSIC в 2012-м и сразу стал развивать его в двух направлениях. Первое — современная академическая музыка — сосредоточилось вокруг новых композиторов: Александра Маноцкова, Дмитрия Курляндского, Антона Батагова, Бориса Филановского. Второе — джазовое — начало развиваться из моего общения с Араиком Акопяном (арт-директор Клуба Алексея Козлова), который познакомил меня с нашей джазовой и импровизационной сценой. До этого я слушал только зарубежный джаз — Майлза Дэвиса, американских авангардистов 1960-х, резидентов лейбла ECM, но, познакомившись ближе с отечественным новым джазом, понял, что у него огромный, не раскрытый до конца потенциал. Одним из первых джазовых релизов лейбла стал альбом «The New Cities» проекта Live People Quartet пианистки и композитора Натальи Скворцовой. С тех пор FANCYMUSIC выпустил уже более 50 релизов с джазовой и импровизационной музыкой.

Что делают для артиста

FANCYMUSIC как лейбл предоставляет артисту полный пакет для того, чтобы превратить идею в законченный продукт: это и организация процесса записи, и постпродакшен, оформление, продвижение и дистрибуция. Мы работаем по принципу «один альбом — один проект». И вокруг каждого нового альбома формируется своя проектная команда. С точки зрения процентного соотношения лейбл полностью финансирует запись на половине релизов, а на другой делает мастеринг и сведение. Затраты лейбла на выпуск альбома могут легко достигать 150 тысяч рублей. Тут, наверное, важно не разобрать экономическую конструкцию, а сосредоточиться на сути. Лейбл развивается за счет моих личных инвестиций, и в основе его деятельности нет задачи обязательно окупить затраты на выпуск каждого альбома. Цель, которую я сформулировал для себя еще восемь лет назад, когда только запустил FANCYMUSIC, — поддерживать и продвигать современную, в данном случае импровизационную российскую музыку.

Что артист должен лейблу

По сути, мы как лейбл ничего от артистов не требуем. В договоре мы отражаем перечисляемый артисту процент с продаж. С точки зрения распределения доходов лейбл выступает партнером, и гонорары между нами и музыкантами распределяются поровну.

Правовые моменты

С каждым артистом мы заключаем договор под выпуск альбома, где, в частности, фиксируем процент отчислений.

Как происходит отбор артистов

За восемь лет работы вокруг FANCYMUSIC, во-первых, сложился круг музыкантов, чьи идеи резонируют с концепцией лейбла и новые альбомы которых мы постоянно выпускаем. Во-вторых, бренд лейбла стал узнаваем, и музыканты из ниши условного джазового андеграунда сами обращаются к нам, присылают музыку, советуют обратить внимание на новые имена. Такой эффект сарафанного радио позволил лейблу в последние два года значительно расширить спектр выпускаемой импровизационной музыки и увеличить пул артистов. Если же говорить о процессе принятия решения в отношении новых релизов, то последнее слово остается за мной. Но это не значит, что при выборе я руководствуюсь личными вкусовыми предпочтениями. Наоборот, исхожу из задач и стратегии лейбла: музыка должна быть авторской, честной, современной, стилистически незашоренной, — и прислушиваюсь к рекомендациям давно работающих с лейблом музыкантов. Поэтому имя и позиционирование артиста вне лейбла для меня никогда не играют решающей роли — если идея, с которой он обращается, вписывается в направление развития FANCYMUSIC, мы готовы к сотрудничеству. 

Паблишинг и дистрибуция

Сотрудничаем с Believe. Винил мы в принципе не выпускаем, а CD делаем небольшими тиражами скорее как мерч, поэтому дистрибуции физических носителей у FANCYMUSIC нет, однако при заказе на сайте мы доставляем CD напрямую по всему миру.

Зачем нужен лейбл в 2020 году

Во-первых, в случае с некоммерческой импровизационной музыкой лейбл берет на себя расходы (частично или полностью) по организации записи и ее продвижению. Во-вторых, мы снимаем с музыканта все вопросы, не связанные непосредственно с созданием музыки. В-третьих, музыкант, начиная сотрудничество с лейблом, получает часть его аудитории.


Год основания: 2009
Стиль: mainstream jazz, post-bop, fusion
На каких носителях издают: винил, CD, digital

Главные альбомы: «Moscow @ 3 a.m.» Биг-бэнда Игоря Бутмана; «If You Have a Dream» LRK Trio; «New Path 2» Алекса Сипягина; «Golden Sunray» Олега Аккуратова и Игоря Бутмана; «The Shadow Of Your Smile» Вадима Эйленкрига

Кто в команде: Антон Сергеев, Игорь Бутман

Антон Сергеев 

Вице-президент Butman Music Records

Как был создан лейбл

В 2009 году ко мне обратился Игорь Бутман с предложением запустить лейбл под брендом Butman Music Records. К тому времени у меня уже был опыт выпуска джазовых релизов на собственном лейбле One Records. На первом этапе Butman Records сосредоточился на издании материала, который был записан самим Игорем Бутманом и близким ему пулом музыкантов. Со временем круг артистов, работающих с лейблом, расширился. В стилистическом плане нашим приоритетным направлением остается джазовый мейнстрим.

Что делают для артиста

Мы готовы предоставить артистам всю инфраструктуру для выпуска альбома. Тем не менее у нас гибкий подход, мы стараемся исходить из пожеланий артиста. Например, наши музыканты предпочитают самостоятельно отвечать за художественную часть и приходят к нам с уже записанным и сведенным материалом. Мы, как правило, оформляем релиз, выпускаем его на физических носителях (на виниле тиражом от 100 до 500 штук и компакт-дисках тиражом от 200 до тысячи штук), занимаемся продвижением и дистрибуцией. Артисты получают роялти с продажи релизов, процент согласовывается в договоре индивидуально, условия соглашений мы разглашать не готовы. Также мы готовы помочь организовать концерт-презентацию в Клубе Игоря Бутмана. Артистов, которые выпускаются на лейбле, мы также стараемся приглашать на фестивали, которые делает Igor Butman Music Group. 

Что артист должен лейблу

В рамках официального договора, который мы каждый раз заключаем, как таковых обязательств у артиста перед лейблом нет.

Правовые моменты

По условиям договора правами на музыку артистов владеет лейбл в течение определенного срока, который оговаривается в договоре. Но при этом в случае необходимости мы готовы идти музыкантам на уступки.

Как происходит отбор артистов

Наша основная база — музыканты биг-бенда Игоря Бутмана и резиденты его клуба. Это топовые российские исполнители, у которых есть свои составы и которые активно сочиняют новую музыку. Помимо этого, к нам регулярно обращаются новые артисты и присылают материал, который мы отслушиваем и, если музыкант нам нравится и стилистически близок, принимаем решение о выпуске релиза. Как правило, Игорь Бутман тоже активно участвует в этом процессе.

Паблишинг и дистрибуция

Мы сотрудничаем с Believe и ONErpm, физическая дистрибуция осуществляется точечно.

Зачем нужен лейбл в 2020 году

Лейбл — это сложившийся и узнаваемый для джазовой аудитории бренд, который работает в том числе и на артистов. Работа с известным лейблом автоматически усиливает доверие к музыке, которую выпускает артист. Помимо этого, в условиях меняющейся индустрии джазовым музыкантам нужен партнер и помощник с опытом, сервисами и инфраструктурой. В нашем случае лейбл стоит рассматривать как часть компании IBMG (Igor Butman Music Group), которая, в свою очередь, занимается тем, что делает джаз полного цикла: развивает клуб, ведет артистов, организует фестивали под ключ (например, «Триумф Джаза» и «Джазовые сезоны»), а также делает точечные крупные проекты, такие как «Международный день джаза». Благодаря такому подходу у артиста, который выпускает у нас альбом, появляются дополнительные возможности продвинуть свою музыку и стать заметным. 


«ТОПОТ»

(Моcква)

Год основания: 2013
Стиль: free jazz, improv
На каких носителях издают: винил, CD, кассеты и digital

Главные альбомы: «Рафинад» группы «Бром»; «ТОПОТ Аркестра»; «Baritone Domination» Александра Сереченко, Сергея Храмцевича и Петра Отоцкого; «Canopy» Das B; «Драмажур» Оксаны Григорьевой, Петра Отоцкого, Сергея Болотина и Андрея Кима

Кто делает: Женя Галочкин

Женя Галочкин 

Основатель лейбла

Как был создан лейбл

«ТОПОТ» возник 7 лет назад как результат моей творческой дружбы с трубачом Константином Суханом. Костя тогда принимал активное участие в зарождении московской фри-джазовой и импров-сцены: играл в московском «Броме» (сейчас — резиденты австрийского лейбла Trost Records) и состоял в различных коллаборациях, например с академическими композиторами Лешей Сысоевым, Мариной Полеухиной и Сашей Чернышковым. Мы запустили серию концертов, по 3–4 в неделю, и старались их все записывать — наши первые релизы были, по сути, хорошо записанными бутлегами классных лайвов. Вместе с первыми тремя релизами у «ТОПОТа» появился собственный фэнзин и началось постепенное развитие. Фри-джазовый вектор лейбла сложился тоже естественным образом, поскольку все участники «ТОПОТа» так или иначе вышли из фри-джазовой среды. 

Что делают для артиста

У «ТОПОТа» нет штатных сотрудников, поэтому процесс запуска альбомов и взаимодействия с артистами замкнут фактически на мне; в свою очередь, я по мере необходимости подключаю людей к проектной работе над альбомом.

При взаимодействии с музыкантами лейбл полностью берет на себя затраты, связанные с выпуском (в том числе на виниле и CD) и продвижением альбома, включая полный цикл коммуникаций и организацию концерта-презентации. 

Также, если это не цифровой релиз (20% от общего каталога лейбла), мы предоставляем музыкантам часть тиража (средний тираж винила — 100–150 копий, дисков и кассет — 50 копий) в соответствии с договором.  

До недавнего времени музыканты сами загружали релизы на стриминги (кроме «корневого» аккаунта лейбла на Bandcamp). Но начиная с нового релиза, который мы в настоящий момент готовим, взаимоотношения со стриминг-платформами тоже возьмет на себя лейбл. В продвижении я использую стандартные инструменты — работаю с тематическими пабликами и телеграм-каналами, стараюсь попасть в кураторские плейлисты, рассылаю альбомы нашим и иностранным медиаплощадкам, причем от иностранных медиа, которые пишут о фри-джазе и импровизационной музыке, мы получаем очень хороший отклик. Так, The Wire включил композицию «Baritone Domination» в свой ежемесячный микс, на альбом «Драмажур» написал рецензию румынский журнал The Attiс, о Das B написал крупнейший джазовый портал AllAboutJazz

Что артист должен лейблу

Артист лейблу ничего не должен. Мы работаем на джентльменских соглашениях и стараемся быть честными друг к другу. Мы понимаем, что для нас важнее дружеские отношения и радость творчества. Поэтому мы, наоборот, стараемся поддерживать друг друга, согласовывать действия — например, чтобы стоимость релизов на корневом аккаунте «ТОПОТа» на Bandcamp и на аккаунтах артистов была одинаковая.

Правовые моменты

Мы делим права с артистами. По сути, все права принадлежат музыкантам.

Как происходит отбор артистов

Вначале «ТОПОТ» развивался как лейбл для друзей: мы издавали бутлеги составов, близких к определенной части московской импровизационной тусовки. Первые 9 релизов лейбла курировал трубач Константин Сухан (сейчас развивает собственный лейбл On The Air. — Прим. «ИМИ Журнала»). С 2015 года начался новый виток развития — мы начали издавать и продюсировать студийные альбомы: выпустили альбом «Рафинад» популярного уже тогда «Брома» и записали дебютный альбом «супергруппы» лейбла — «ТОПОТ Аркестра» (в состав вошли восемь музыкантов — резидентов лейбла). В 2018-м начали выходить на международные рынки — выпустили альбом «Ayam Soda» египетского музыканта Юссефа Абузида и пластинку «Canopy» ливано-немецкого квартета Das B. На данный момент лейбл снова концентрируется на локальной сцене, но стремится расширять пул музыкантов, например мы готовим дебютные релизы импровизационного трио «Электрическая собака» и группы «Техком». А еще летом «ТОПОТ» организовал опен-колл по приему заявок от импровизационных коллективов со всей России, лучшие из которых попадут в специальную компиляцию. Наш вектор сейчас — расширять границы импровизационной музыки (не только в условном джазовом поле) и расширять пул артистов не только из московского комьюнити, но и из регионов.

Паблишинг и дистрибуция

Сотрудничаем с The Orchard (в этом нам помогает Сергей Сабуров из Hyperboloid Records). Продвигать нас на физических носителях начал магазин Stellage, который открыто выступил в качестве нашего первого дистрибьютора, за что команде Stellage отдельное большое спасибо.

Зачем нужен лейбл в 2020 году

Дело в том, что на «ТОПОТе» все-таки не выходит джазовая музыка в общепринятом понимании этого слова. Скорее это многожанровая музыка, основой которой является свободная импровизация. Такая музыка очень субъективна с точки зрения восприятия и звучит сложно для массового слушателя, что значительно сужает и без того небольшую аудиторию. Часто действовать приходится вслепую: музыка, которую мы выпускаем, устроена запутанно и лишена видимой логики, поэтому она так же нелогично находит отклик у слушателей, в особенности тех, кто с подобными звуками никогда прежде не сталкивался. Поэтому такой лейбл, как «ТОПОТ», нужен артисту, чтобы должным образом презентовать его новый релиз. Помочь придумать концепцию, впрячься за публикации в СМИ или телеграм-каналах и так далее. Наконец, чтобы не один артист ходил и рассказывал о том, что выпустил новый альбом, а целая группа людей, в этот альбом искренне влюбленная.


Другие джазовые лейблы, на которые мы рекомендуем обратить внимание: