Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/324/image/article-88a9b4870fc8a5c11e645ea8d87afae9.jpgНаташа Хомякова, Илья Канухин2020-11-15T12:00Радио, лейблы, блатной андеграундКак живет шансон сегодня
Как живет шансон сегодня
Радио, лейблы, блатной андеграунд
Кадр с выступления Григория Лепса в «Крокус Сити Холле», 2019 год. Фото: grigoryleps.ru

Как живет шансон сегодня

Радио, лейблы, блатной андеграунд
Кадр с выступления Григория Лепса в «Крокус Сити Холле», 2019 год. Фото: grigoryleps.ru

Каждый пятый житель России слушает шансон. Он звучит в главном концертном зале России — в Кремлевском дворце, по радио и ТВ. В социальных сетях на паблики, посвященные шансону, подписаны сотни тысяч человек. «ИМИ.Журнал» попытался разобраться в том, как устроен рынок шансона.

Лейблы и продюсерские центры

В 1990-е продюсерский центр «Ночное такси» работал с наиболее известными представителями шансона. Благодаря стараниям основателя центра Александра Фрумина, который позже станет одним из тех, кто откроет «Радио Шансон», были отреставрированы и выпущены все записи Аркадия Северного, 22 альбома Александра Розенбаума, 8 пластинок Михаила Круга и первый диск Стаса Михайлова. 

Сегодня «Ночное такси» позиционирует себя как продюсерский центр, но работает не так активно, как раньше. У компании есть свой ютуб-канал, на котором каждый месяц выходит по 10–15 концертных выступлений малоизвестных шансонье, иногда там же выпускаются клипы, которые в среднем собирают 5 тысяч просмотров. Суммарно на канале лейбла больше 72 миллионов просмотров. По словам представителей компании, основная деятельность «Такси» — производство видеопродукции и съемка фильмов-концертов.

«Наша задача — вывести артиста на аудиторию. Есть определенная пропорция, в которой мы осуществляем выплаты, исходя из того, что мы получаем от агрегатора. Это все условные цифры и условные деньги. Для нас главное, чтобы музыка присутствовала на стриминговых сервисах, но не могу сказать, на каких именно нас слушают больше. Мы не мониторим эти данные и от агрегатора их не требуем», — говорит специалист контрактного отдела «Ночного такси» Эльвира Фрумина

Более подробно говорить о своих заработках представители продюсерского центра отказались.

С чуть более узнаваемыми артистами, чем «Ночное такси», работает компания «Чемоданов продакшн». Например, лейбл продвигает Ефрема Амирамова, автора песни «Эх, молодая», и Михаила Шелега, известного по хиту «За глаза твои карие». По словам генерального директора продакшена Павла Чемоданова, на платной основе фирма может предложить артистам продвижение с помощью SMM-менеджеров и съемку клипов. Организацией концертов компания не занимается. 

«С лейблом артисту работать выгоднее. Менеджер, во-первых, подскажет тонкости. Во-вторых, мы можем делать промо. В-третьих, мы быстро исправляем ошибки в оформлении релизов, а они возникают очень часто. Мы до сих пор работаем с операторами связи по рингбэктонам, то есть по музыке вместо гудка. Также мы сотрудничаем с разными платформами караоке, в том числе с самой большой компанией — AST, предоставляем им права для использования треков наших артистов. Еще мы предоставляем нашим артистам бесплатную юридическую поддержку, что сверхважно. Регулярно отбиваем их от пиратов и помогаем заключать договоры с аранжировщиками, авторами — в зависимости от потребности артиста», — заявил Чемоданов, отказавшись назвать стоимость и доход от каждой из перечисленных услуг.

В среднем, по словам участников рынка, исполнитель получает 50–70% роялти от скачивания и прослушивания треков на стриминговых сервисах. Контракт с артистами шансон-лейблы заключают, как правило, на год. Но своим продвижением в соцсетях шансонье должны заниматься самостоятельно либо доплачивать за SMM-щиков лейблов. 

Одним из наиболее успешных шансон-лейблов в России является United Music Group (UMG). Компания работает с Сергеем Трофимовым, Еленой Ваенгой, Стасом Михайловым, Григорием Лепсом, группой «Воровайки». Кроме того, лейбл сотрудничает не только с шансонье, но и с рок- и поп-музыкантами, например с Дианой Арбениной, группой «Чайф» и Леонидом Агутиным:  

«Мы специализируемся на ликвидной музыке (то есть на той, которая финансово успешна. — Прим. «ИМИ.Журнала»). Сколько занимает шансон, мы не считали. К тому же сейчас сложно бывает разделить шансон и не шансон. Лепс — он шансон или эстрада? Шансон — это давно уже не блатняк и не тюремная лирика. Сейчас так скорее про рэп сказать можно. Шансон — это обычная эстрадная песня, понятная большинству населения», — отметила представитель UMG Ольга Горева. 

Договор с артистами UMG заключает обычно на срок от пяти лет. Начинающие шансонье получают только процент роялти (от чего именно, стримингов или продаж физических носителей, в UMG не уточнили), с известными исполнителями в договоре прописывается фиксированная сумма сделки. С 2019 года компания начала заниматься продвижением артистов, а не только записью треков и съемкой клипов. Как именно осуществляется продвижение и на каких условиях, представитель компании не раскрыл. 

Выступление Елены Ваенги в «Крокус Сити Холле», 2017 год. Фото: vaenga.ru

Радио, но только для приличных

По данным Radio Index, с января по июнь 2020 года «Радио Шансон» слушали 5,3 миллиона россиян старше 12 лет — это шестое место среди 30 самых популярных радиостанций страны. 

В 2016 году «Шансон» был на третьей строчке рейтинга, но тогда стриминговые сервисы не были так востребованы, как сейчас, поэтому автолюбители, которые сегодня составляют основную аудиторию станции, чаще включали любимую волну, а не слушали музыку с телефона. 

В настоящий момент в ротации главной радиостанции жанра много эстрадных шансонье: Ирина Аллегрова, Григорий Лепс, Стас Михайлов, Елена Ваенга, Михаил Шуфутинский, а также исполнители нового лирического шансона: Ярослав Сумишевский, Алексей Брянцев, Ирина Веллер. 

Представители московской редакции «Радио Шансон» не ответили на вопросы «ИМИ.Журнала», а бывшая сотрудница станции в Челябинской области Евгения Демидова рассказала, что, помимо программного вещания из «головного офиса» станции, есть региональные эфиры, в которых можно ставить песни местных артистов. Они сами напрашиваются в гости, присылают свои песни в соцсети радио и на почту, а потом звонят в программу «Час приветов» и просят поставить свой же трек. 

Впрочем, блатная музыка в региональных эфирах «Шансона» звучит крайне редко: от криминальной тематики радио старается держаться подальше. По словам бывшего сотрудника «Радио Шансон» в Краснодарском крае Романа Матицына, чистый блатняк был убран из сетки вещания станции еще лет пять назад. Из песен блатных исполнителей оставили только лирику. Песни про любовь, маму или разлуку, напротив, ставят на «Шансоне» регулярно. Матицын считает, что это большая ошибка программных директоров. Сразу после введения цензуры на блатняк станция потеряла свое лицо, заявил Роман.

Обложки альбомов группы «Воровайки»

Концерты и корпоративы

Претензии к «Радио «Шансон» есть у и Никиты Надыктова, руководителя группы «Воровайки» и сына покойного основателя коллектива Юрия Алмазова. По словам Надыктова, станция виновна в том, что сегодня жанр «трансформируется в потоки жидкой патоки».

«Все стали петь песни про любовь и женщин. Слава Стаса Михайлова не дает покоя артистам жанра. У нас в этом плане все хорошо, мы не отходим от того формата песен, за которые „Вороваек“ полюбили миллионы слушателей. Пока есть слушатель, у жанра есть будущее», — говорит Надыктов. 

Несмотря на то что «Воровайки» существуют 20 лет и группу знает, пожалуй, большинство жителей России старше 18 лет, коллектив Надыктова не ставят на «Радио «Шансон» и крайне редко показывают по телевидению: либо на каких-то сборных концертах, либо на специальных программах, посвященных шансону (например, в 2010 году выходило шоу «Музыкальный ринг» на НТВ, в котором «Воровайки» бились с «Лесоповалом»).

Впрочем, слушатели все равно знают и любят группу — до пандемии у «Вороваек» был плотный концертный график, коллектив успешно выступал с корпоративами. Это, кстати, основной доход «Вороваек»: от 250 000 рублей за выступление трех солисток и двух музыкантов. 

«Если говорить о концертах, то чем дальше от Москвы, тем слушатель благодарнее, что ли. Люди в глубинке не избалованы артистами. И таких городов очень много — половина России», — говорит Никита Надыктов.

Уже много лет песни группы записывает и выпускает UMG. Условия сотрудничества — коммерческая тайна. Известно лишь, что группа не получает денег со стриминговых сервисов.

С «Воровайками» много лет сотрудничал и дружил основатель коллектива «Беломорканал», бывший продюсер групп «Шансонетки», «Уголовная академия» и «Менты» Степан Арутюнян. Он называет шансон искусством и утверждает, что индустрии жанра на сегодняшний день нет. 

«Беломорканал» получили известность во второй половине 90-х, на волне популярности бандитской романтики и воровских песен. Арутюнян купил у Шуфутинского студию звукозаписи в Оренбурге (за сколько, не помнит), поставил в нее самую современную технику и начал записывать альбомы. Причем не только себе. 

Большое интервью с Михаилом Шуфутинским

В студии «Беломорканала» записывались и «Воровайки», и местные оренбургские артисты. Арутюнян дружил с руководителем «Вороваек» Юрием Алмазовым — писал песни для его коллектива, помогал солисткам группы поставить вокал для студийной работы. 

«Сейчас с продюсированием я завязал. Да, были „Шансонетки“, „Менты“ и прочие. Но это такое неблагодарное дело. Помогаешь какому-то артисту или артистке выйти на сцену, записать песню, деньги вкладываешь, время, душу… А потом он начинает свои закидоны мне показывать. Зачем это надо?» — говорит Степан Арутюнян. 

Шансонье пользуется услугами дистрибьюторов (их имена он не раскрывает), которые загружают треки «Беломорканала» на стриминговые сервисы. В соцсетях Арутюнян ведет только свою личную страницу. Все паблики его группы созданы слушателями. 

Как и «Вороваек», «Беломорканал» не крутят по «Радио Шансон», по крайней мере в дневное время. По словам Арутюняна, свои треки он несколько раз ловил по ночам, когда ехал из Оренбурга куда-нибудь по делам. При этом у Арутюняна далеко не все песни про тюрьму, есть и лиричные композиции, например «Разведенные мосты».

«Люди сами найдут нас в интернете или на дисках. Шансон не нуждается в каком-то продвижении, ведь это музыка для души и про нашу жизнь», — говорит музыкант. 

Диски и кассеты «Беломорканал» официально не выпускает с 2010 года (альбомы группы выходили на «Монолите», «Мастер Саунде» и CD Land), но на региональных рынках и в ларьках, на вторичном рынке и в онлайн-магазинах их легко купить. Какие-то записи остались с прошлых официальных тиражей коллектива, многие сделаны пиратами. Сколько «Беломорканал» заработал на официальных изданиях и потерял на пиратских, Арутюнян сказать затрудняется: говорит, что забыл.

Сейчас музыканту финансово помогает владелец футбольного клуба «Ростов», предприниматель, родственник Степана Арташес Арутюнян. Доход также приносят концерты и корпоративы, но их стоимость основатель «Беломорканала» не раскрывает. 

Выступление Василия Вакуленко в образе Ноггано, 2019 год. Фото: youtube.com

Шансон и стриминги

По данным VK Music, средний возраст слушателя шансона мужского пола — 29 лет, женского — 28. Для сравнения: поклонники хип-хопа всего на несколько лет моложе, средний возраст мужчины-слушателя — 25,5 года, а женщины — 22,4 года.

Как ни странно, сегодня шансон не только не устарел, но и стремительно молодеет, утверждают в пресс-службе русского Spotify. «Все больше молодых исполнителей из других направлений (например, инди или поп) пробуют себя в этом жанре, экспериментируют с ним, а значит, мы можем ждать интересного развития шансона в ближайшем будущем», — говорят сотрудники стриминга.

В числе актуальных артистов, которые экспериментируют с, мягко говоря, нетипичным для себя жаром, представители Spotify называют Петара Мартича из группы «Пасош», который вместе с Анной Зосимовой записал в этом году альбом неошансона, Юрия Бардаша (экс-«Грибы»), продюсера группы «Коррупция», и Монеточку. У нее в последнем альбоме «Декоративно-прикладное искусство» также прослеживаются сознательная стилизация под советскую эстраду и элементы шансона, утверждают в пресс-службе стриминга.

Как устроен лейбл группы «Пасош»//Творческие советы от соавтора Монеточки Вити Исаева

«Несмотря на то что мы не выделяем шансон в числе самых популярных жанров, среди локальных плейлистов, созданных специально к запуску в России, можно найти несколько подборок, посвященных именно шансону — например, «Дамы русского шансона», «Душевный русский шансон» и другие. Нам важно было учесть разнообразные музыкальные предпочтения слушателей из России», — рассказали представители Spotify. 

Впрочем, выяснить охват шансона в стримингах оказалось непростой задачей. Представители VK Music затруднились назвать количество прослушиваний песен шансона на своем сервисе, данные Spotify по прослушиваниям в России появятся ближе к декабрю, представители «Яндекс.Музыки» также не смогли предоставить «ИМИ.Журналу» статистику по шансону.