Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/516/image/article-d78a14f246940ee77b0d7d0cf5ab7795.jpgНаташа Хомякова2022-01-31T18:50Изучаем экспонаты музыкальной индустрии тех летАртефакты шоу-бизнеса 1980-х на выставке «Виктор Цой. Путь героя»
Артефакты шоу-бизнеса 1980-х на выставке «Виктор Цой. Путь героя»
Изучаем экспонаты музыкальной индустрии тех лет
Источник: пиар-служба выставки «Виктор Цой. Путь героя»

Артефакты шоу-бизнеса 1980-х на выставке «Виктор Цой. Путь героя»

Изучаем экспонаты музыкальной индустрии тех лет
Источник: пиар-служба выставки «Виктор Цой. Путь героя»
31 января 2022

Содержание

31 января 2022

В московском Манеже идет выставка-байопик «Виктор Цой. Путь героя». До 21 июня в 11 залах представлены редкие фотографии, личные вещи, картины, самодельные статуэтки из дерева и музыкальные инструменты фронтмена «Кино». Кроме того, на выставке впервые показаны договоры группы с ее продюсером Юрием Айзеншписом, контракт с издательством и промоутером во Франции, досье «Кино» для французских послов, а также договор с Джоанной Стингрей на представительство группы в США. «ИМИ.Журнал» изучил эти документы и их историю. 


Контракт с Юрием Айзеншписом

27, 28 и 29 октября 1989 года группа «Кино» выступала в Москве, во дворце спорта «Крылья Советов». Слова «продюсер» в лексиконе советского шоу-бизнеса еще не было, поэтому Юрий Айзеншпис подписывал свою должность как директор по концертной деятельности. 

В контракте по концертной деятельности указано, что за каждое выступление коллектив получил 6 тысяч рублей, то есть за три концерта — 18 тысяч. Для сравнения: на тысячу рублей в 1989 году — это ежемесячная зарплата руководителя на каком-нибудь крупном предприятии — можно было купить цветной телевизор (конечно, по блату) или 100 пластинок Duran Duran. 

Гитарист «Кино» Юрий Каспарян отмечает в книге Виталия Калгина «Виктор Цой. Последний герой современного мифа», что Айзеншпис не был продюсером группы в его современном понимании. Он не занимался продвижением коллектива, потому что в этом не было потребности: к 1988 году, когда началось сотрудничество группы с Айзеншписом, Виктор Цой и «Кино» уже были известны по всей стране и за ее пределами. Его задачами было наведение порядка в документации и администрирование концертов. 

Айзеншпис познакомился с «Кино» в 1988 году, после освобождения из заключения, где в общей сложности провел 17 лет. Он относился к группе с уважением, хотя многие обвиняли его в том, что он уводит музыку «Кино» в коммерческое звучание и делает из рок-героев «Ласковый май». 

Юрию не принадлежали права на коммерческое использование имени Цоя и название группы, на музыку и изображения. Да, у него были права на последний альбом «Кино», который вышел уже после смерти Виктора и был спродюсирован Айзеншписом. Однако после выпуска пластинки в 1991 году он уступил права фирме звукозаписи Moroz Records и не получал с этого альбома никакого дохода. 

Сотрудничество с французами

В зале выставки «Виктор Цой. Путь героя», посвященном зарубежной карьере «Кино», представлены два договора музыкантов с французскими продюсерами. 

Первый — контракт Виктора Цоя с продюсерской компанией Volya Productions на продвижение группы во Франции и запись релиза. Список из 10 песен для пластинки Цой написал от руки. 

Согласно этому договору, права на запись и распространение этих 10 треков во Франции переходили Volya Productions, компания брала на себя обязательства по расходам группы и гарантировала выплаты в течение пяти лет после подписания документа. 

Руководила Volya Productions француженка Натали Минц, с которой Цой познакомился в 1986 году, когда работал кочегаром в «Камчатке». Тогда она была студенткой Сорбонны и приехала в Ленинград по обмену. Правда, после знакомства с рок-клубом Натали увлеклась музыкой и учебу забросила. Вернувшись на родину и организовав продюсерскую компанию Volya Productions совместно с Жоэлем Бастенером, Натали приглашала во Францию Константина Кинчева и группу «Алиса», Бориса Гребенщикова и «Аквариум», Виктора Цоя и «Кино», «АукцЫон», «Звуки Му» и помогала им организовывать концерты.

Благодаря Натали и Жоэлю во Франции вышла пластинка «Кино» «Последний герой». Записывалась она на студии Валерия Леонтьева в Москве, а сводилась в парижском пригороде Эпине-сюр-Орж. В альбом вошли песни группы, которые Цой считал лучшими.

2 апреля 1989 года «Кино», «АукцЫон» и «Звуки Му» выступили на 13-м фестивале популярной музыки «Весна в Бурже» (Printemps de Bourges) во Франции.

«Чтобы организовать эту поездку, мы вышли на министра культуры Джека Лэнга, который обратился к своему советскому коллеге, но Москва наш выбор не поддержала. Советские чиновники хотели отправить за границу совсем другие группы, и не во Францию, а в Германию или США. Один советский дипломат даже сказал мне, что Цою нельзя оформить документы на выезд, потому что у него нет прописки. Мне также объясняли, что нельзя приглашать немытых бездельников из „АукцЫона“, поэтому приходилось глушить чиновников МИД бесконечными объяснительными записками. В результате Ролан Дюма, наш министр иностранных дел, написал напрямую Шеварднадзе, после чего ОВИР все-таки принял Белишкина и других администраторов выбранных нами групп», — рассказал Жоэль Бастенер в книге «Виктор Цой. Последний герой современного мифа». 

После выступления во Франции Цой отмечал, что концерт прошел не очень удачно: «Больше внимания было группе „АукцЫон“, потому что она как раз и дала ту самую русскую экзотику, которая требовалась, начиная от серпов и молотов и кончая цирком. Я не хочу устраивать цирк, я хочу, чтобы люди слушали музыку и забыли, откуда я — из СССР или из Канады… Никто из группы „Кино“ голой задницы за границей не показывал. Мы стараемся минимально использовать, вообще не использовать каких-то внешних эффектов, а просто играть и петь. Поэтому на фоне голой задницы мы прошли незамеченными на концерте». 

3 апреля 1989 года министру культуры Франции было представлено досье на Виктора Цоя и его группу, и этот экспонат тоже можно увидеть на выставке в Манеже. В тексте говорится, что «Кино» собирает в среднем по 20 тысяч человек на своих концертах, их звучание похоже на The Doors и The Stranglers, а Виктор Цой пользуется «ошеломляющим успехом у публики из пригородов Ленинграда». 

Сегодня подобные описания вряд ли требуются министрам европейских государств. Хотя от российских музыкантов все еще ждут чего-то необычного. «ИМИ.Журнал» разговаривал с промоутером Наташей Падабед, которая организовывала европейские концерты группам из России, Украины и Беларуси: «Судя по тому, что самая популярная российская группа в Европе сейчас — это Little Big, такой опасный русский хулиган, думаю, что от русской музыки все еще ждут какой-то эксцентрики. Россия до сих пор для многих экзотика. Shortparis тоже ведут себя на сцене агрессивно, но в то же время у них есть и лирическая интонация».

Выход в США

В 1984 году музыканты Ленинградского рок-клуба подружились с американкой Джоанной Стингрей, выпустившей в 1986-м первый на Западе альбом с новым русским роком — «Red Wave». Релиз представлял собой сборник песен четырех ленинградских групп: «Аквариума», «Кино», «Алисы» и «Странных игр».

Спустя три года Джоанна и Виктор Цой подписали годовой договор на эксклюзивное представительство «Кино» в США. В документе указано, что Стингрей должна была получать 10% комиссии от общей суммы, в которую входят авансы, бюджеты на запись песен и пластинок, заработок группы, гонорары и бонусы. 

Для сравнения: некоторые современные продюсеры в контрактах прописывают совсем иной процент. К примеру, Виктор Дробыш забирал 70% c гонораров Настасьи Самбурской. Тот же Юрий Айзеншпис выплачивал Диме Билану в начале карьеры только 10% от доходов с концертов и записей, позже сумма выросла до 30%. Сейчас артист зарабатывает 60% от стоимости своих выступлений, 40% забирает его продюсер Яна Рудковская. 

Построить карьеру в Америке Цой не успел. Он приезжал в США в начале 1989-го, но только для знакомства с Нью-Йорком и Лос-Анджелесом: он посетил основные достопримечательности, съездил в Диснейленд и впервые сел за руль автомобиля.