Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/361/image/article-528c854fc516f6bf172d87fe2ad2824c.jpgКарина Бычкова2021-02-10T18:20Промоутеры — о влиянии протестов на индустрию
Промоутеры — о влиянии протестов на индустрию
Концерт ко Дню милиции в Государственном Кремлевском дворце. Источник: Первый канал

Промоутеры — о влиянии протестов на индустрию

Концерт ко Дню милиции в Государственном Кремлевском дворце. Источник: Первый канал

В конце января и начале февраля по всей России состоялись акции в поддержку оппозиционного политика Алексея Навального. Многие музыканты и представители индустрии оказались задержаны и арестованы. «ИМИ.Журнал» спросил промоутеров о том, как события вокруг несогласованных акций протеста могут повлиять на музыкальную индустрию в нашей стране.
 

Мария Семушкина

Международный музыкальный эксперт, президент фестиваля «Усадьба Jazz», директор агентства ArtMania

Я только что прилетела из Лондона, буквально три дня назад, и хочу сказать, что ситуация, которая сейчас развивается там в музыкальной индустрии и в социальной жизни, далеко не радужная. То есть, во-первых, третий по счету локдаун действует на нервы абсолютно всем, социальной поддержки не хватает. У людей рушатся бизнесы, музыкальная индустрия так и не открылась. Огромное количество артистов до сих пор не выступают, закрыты площадки.

В отличие от остальной Европы, в России все-таки что-то происходит, у людей развивается бизнес. Поэтому, поверьте мне, если сейчас любому музыканту предложат приехать в Россию и предложат гонорар, я уверена, что никакие политические аспекты его волновать не будут: стоит вопрос о выживании. И, на самом деле, в той же Великобритании, в Лондоне, недавно происходили антиковидные демонстрации, которые тоже подавлялись полицией достаточно жестким образом. 

То, что происходит в России, это, безусловно, резонансное событие для всего мира, и обложки многих международных изданий пестрят заголовками на тему суда над Алексеем Навальным, но я не думаю, что каким-то образом музыкальная индустрия пострадает и артисты будут отказываться приезжать в нашу страну.

Другой вопрос, что по-прежнему есть категория больших звезд, которые как не ехали в Россию, так и не поедут. Я имею в виду Radiohead, Питера Гэбриела, Coldplay — они могут себе позволить отказаться от выступления даже за большой гонорар. Если говорить об остальном музыкальном рынке, то все-таки коммерческий вопрос будет решающим, и то, что сейчас в России возможны концерты, это очень большой плюс нашей страны.

Андрей Клюкин

Основатель и генеральный продюсер фестиваля «Дикая мята»

Прошлый, 2020 год создал такое количество проблем для индустрии, что оправляться она будет года два или три — в лучшем случае. Урон от пандемии исчисляется миллиардами: отмененные концерты и туры, разоренные прокатные и концертные компании, миллион безработных, камнем над головой висит невероятное количество билетов на руках зрителей. Так что, если у индустрии начнет прощупываться хоть нитевидный пульс, вероятность того, что принятие решений со стороны агентств будет зависеть от срока, который получил Навальный, минимальна.

Подробнее об актуальных правилах возврата билетов

Кроме того, лично я не понимаю и никогда не понимал отказы артистов выступать перед поклонниками в связи с теми или иными действиями политиков. За исключением, разумеется, вооруженных конфликтов между странами артиста и зрителя. 

Давайте разберем ситуацию конкретно с противостоянием Путина и Навального и допустим, что на этом фоне, ну, скажем, Эд Ширан откажется от повторного визита в Россию. Я вот не верю, что Владимир Путин или Дмитрий Песков дико обломаются. Не расстроится ни Иванов, ни Шойгу, даже Милонов не загрустит. Пострадают только поклонники артиста. Выходит, бей своих, чтобы чужие боялись?

Как в России рекламировался альбом Эда Ширана

Семен Гальперин

Промоутер и продюсер екатеринбургской концертной площадки Tele-Club

В сложившейся системе координат вопрос «А влияет ли это на музыкальную индустрию?» звучит несколько наивно. Естественно, это влияет на все, и в частности — на музыкальную индустрию. 

Если говорить конкретно о гастролях зарубежных артистов, то у них могут быть несколько аргументов в пользу того, чтобы не выступать в России: 

  • Россия плохо встраивается в туровую логистику.
  • Популярность в России, оцениваемая потенциальной прибылью концертов, ниже, чем в других городах и странах, также борющихся за право проведения шоу, а потенциал роста в будущем не так велик, как на других рынках.
  • Независимо от общественного резонанса сам артист не считает, что может выступать в стране по этическим соображениям.

Логистическая проблема связана, во-первых, с размерами нашей страны и, во-вторых, с плохой транспортной связностью: условно, чтобы перелететь из Нижнего Новгорода в Екатеринбург, приходится делать это через Москву и так далее. Дороги, безусловно, могли бы и улучшиться за последние 20 лет при адекватной экономической политике, а количество региональных рейсов могло бы и вырасти. Но эта проблема, очевидно, имеет наименьшую политическую составляющую.

Рубль потерял более половины своей стоимости, и, соответственно, гонорары, которые российские промоутеры могут предлагать зарубежным артистам, тоже упали условно в два раза. Это закрыло региональные рынки для большинства музыкантов из других стран: после 2014-го почти все концерты вновь, как и в 1990-х и 2000-х, проводятся только в Москве и Петербурге. Очевидно, текущие процессы еще сильнее уменьшат веру инвесторов в российскую экономику и приведут к новым санкциям и дальнейшему падению реальных доходов населения. На фоне продолжающейся пандемии даже после отмены ограничений падение спроса и уменьшение числа гастролей иностранных артистов я оцениваю как очень вероятное.

Что касается этического аргумента, безусловно, почти все артисты понимают, что они выступают для своей аудитории. Иностранных музыкантов слушают в большинстве своем люди не совсем темные и более интегрированные в мировое сообщество, чем многие. Агенты обычно ведут себя крайне корректно и никогда не объясняют отказ артиста выступать в России политическими причинами. Однако мы знаем, что Blondie публично отказались выступать на Олимпиаде в Сочи из политических соображений (что, в общем-то, не отменяет возможности сыграть нормальный билетный концерт для публики в дальнейшем), а The National так и не доехали до России после отмененных концертов в 2014 году (впрочем, до Украины тоже).

Недавно объявленный тур The Weeknd не включает Россию, хотя европейская часть тура начинается совсем рядом, в Хельсинки, 10 сентября 2022-го. Агент The Weeknd на вопрос о возможности проведения шоу в России отвечает лаконично: «Пока что концерт в России не входит в наши планы». С учетом того, что в туре The Weeknd 104 города и большинство из них существенно меньше Москвы (население того же Хельсинки — около 600 тысяч человек), я могу предположить, что отсутствие России в этом туре связано именно с тем, что на текущем новостном фоне гастроли в нашей стране вызовут вопросы. На эти вопросы нужно будет отвечать — например, может потребоваться в явном виде поддержать политзаключенных, как это сделала Мадонна, поддержав Pussy Riot.

Такую благородную поддержку можно только приветствовать, но она, в свою очередь, чревата проблемами для промоутера — например, отменами властями концертов в следующих городах российской части тура. Поэтому некоторые менеджеры и агенты просто не хотят связываться и пока не посылают своих артистов в нашу страну. Сегодня сложно представить себе российские выступления музыкантов, занимающих активную политическую позицию — например, U2 или Radiohead. Впрочем, я уверен, что концертов все равно останется много. Также у нас неплохо развивается импортозамещение.

Виталий Зимин

Основатель концертного агентства и лейбла Stop the Silence!

Не думаю, что прям массово [музыканты откажутся ехать в Россию], но кто-то точно откажется. Раньше некоторые западные звезды выходили на сцену в футболках Free Pussy Riot, а сейчас пойдет волна Free Navalny.

Андрей Морозов

Создатель агентства и фестиваля Fields, продюсер музыкальной программы фестивалей Signal и Moscow Urban Forum/Fest

Думаю, что на будущее индустрии нынешние протесты никак не повлияют. К сожалению, к нашей сфере и так мало кто относится всерьез. Надеюсь лишь, что все пострадавшие от неправомерных действий будут также придавать огласке свои дела и бороться за справедливость до последнего (Андрей был задержан 31 января на акции в поддержку Алексея Навального в Москве. — Прим. «ИМИ.Журнала»).

У меня все хорошо: после освобождения я был рад оказаться дома, переодеться в чистую одежду, нормально поесть и полноценно вернуться к работе. Кстати, по поводу «нормально поесть»: в течение полутора суток, что я провел в неволе, меня ни разу не покормили. Даже в суде, где я находился порядка восьми часов в ожидании своего заседания, приставленный ко мне конвойный не удосужился сопроводить меня в буфет на первом этаже суда — нельзя, мол, вдруг нас вызовут рассматривать дело. Спасло то, что моя гражданская жена и партнер по Fields Лера Рясина и промоутер Олег Митрофанов передали мне в суд пакет с продуктами.

Эдуард Ратников

Президент одного из старейших российских концертных агентств TCI

Комментарий один — и самый простой: чем дольше люди будут взаперти и не будут иметь возможности посещать концерты, тем больше у них будет желания сходить с ума, протестовать и так далее.

Мнения спикеров могут не совпадать с позицией «ИМИ.Журнала»