Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/347/image/article-500320819a755d8780f9928af292b56a.jpgКристина Сарханянц2020-12-29T19:45Итоги 2020: 20 главных книг о музыке
Итоги 2020: 20 главных книг о музыке

Итоги 2020: 20 главных книг о музыке

«ИМИ.Журнал» подводит итоги года и рекомендует 20 заметных книг о музыке, выпущенных или переизданных в 2020-м — как на русском, так и на английском языке. Больше интересных и важных книг, YouTube- и телеграм-каналов, подкастов и фильмов о музыке и индустрии вы найдете в разделе «Источники»


Антон Маскелиаде, Максим Ильяхов. «Твой первый трек» («АСТ»)

Что это: дружелюбное пособие для начинающих музыкантов и всех, кому интересно, как устроена музыка.

Зачем читать: музыкант и куратор «ИМИ.Резиденции» Антон Маскелиаде несколько лет назад основал собственную школу, в которой он учит сочинять, записывать, сводить, а также исполнять музыку. В Maskeliade Music School принимают и новичков, и учеников с опытом. «Твой первый трек» — это подробный гид по работе со звуком, систематизирующий опыт, накопленный Маскелиаде в качестве музыканта и преподавателя. Книга, в создании которой принял активное участие редактор и соавтор бестселлера «Пиши, сокращай» Максим Ильяхов, может стать дополнительным материалом к занятиям в Maskeliade Music School или пособием для самостоятельного обучения музыке и в частности работе в программе Ableton Live.

Глава из книги «Твой первый трек» о том, как начать сочинять музыку

Мартин Астон. «Выбирая другую дорогу. История лейбла 4AD» («Кабинетный ученый»)

Что это: обстоятельный рассказ об одном из самых влиятельных инди-лейблов в мире.

Зачем читать: ветеран британской музыкальной журналистики Мартин Астон, в разные годы писавший для Melody Maker, The Guardian, The Times, Mojo, Esquire и других авторитетных изданий, подробнейше рассказал об истории одного из самых заметных независимых лейблов второй половины XX века — британского 4AD. Книга основана на 115 интервью: Астон поговорил с бывшими и нынешними сотрудниками компании, а также почти со всеми артистами, кто выпускался на 4AD за сорок с лишним лет его существования. Журналист не просто разбирает кейс не такой как все звукозаписывающей компании, но и объясняет читателю уникальное культурное значение лейбла, рассказывает о причинах его появления и влиянии 4AD на мировую музыкальную индустрию, которое, к слову, сохраняется по сей день.

Михаил Кучеренко. «СтереоПравда: Неполиткорректная история High End Audio» («Машина времени»)

Что это: детальный анализ феномена высококачественного звука от эксперта в области хай-энд-аппаратуры.

Зачем читать: автор книги — музыкальный энтузиаст и сооснователь одного из старейших московских музыкальных магазинов компакт-дисков и винила «Пурпурный легион» (закрылся в июле 2014-го). «СтереоПравда» Михаила Кучеренко поможет разобраться, что же в действительности представляет собой хай-энд-аудиотехника, приближающая слушателя к эффекту живого присутствия на концерте или в студии. Автор рассказывает, как вокруг этого явления образовалась и расцвела особая субкультура. Солидный том для солидных господ.

Рецензия Эдуарда Лукоянова на книгу «СтереоПравда: Неполиткорректная история High End Audio»

Билл Брюстер и Фрэнк Броутон. «История диджеев» («Белое яблоко») 

Что это: монументальное исследование современной танцевальной культуры.

Зачем читать: пожалуй, наиболее авторитетное повествование о том, как помешанные на музыке люди превратились из обычных коллекционеров пластинок в главных героев новой музыкальной сцены и совершили революцию в массовой культуре. Команда «Белого яблока» ответственно подошла к выпуску «Истории диджеев»: специально для русскоязычного издания Брюстер и Броутон написали дополнительные главы, а сооснователь и главный редактор издательства Илья Воронин добавил фотографии, плейлисты легендарных клубов, справочные материалы — всё, что было собрано авторами за 20 лет с момента выхода первого тиража.

Интервью с главным редактором издательства «Белое яблоко» Ильей Ворониным

«Новая критика. Контексты и смыслы российской поп-музыки» (под редакцией Александра Горбачева; ИМИ)

Что это: сборник критических текстов про постсоветскую популярную музыку и попытка ее осмысления в широком социокультурном контексте.

Зачем читать: первый проект в книгоиздательской программе Института музыкальных инициатив. Авторы «Новой критики» изучают ретроманию и постиронию в российской поп-музыке, музыкальные клипы 1990-х, феминистские аспекты отечественной поп-сцены 1990-х и 2000-х, российский музыкальный экспорт, экспериментальную и импровизационную сцену обеих столиц и многое другое. В настоящий момент готовится к изданию второй том из серии «Новая критика» под редакцией Льва Ганкина, книга будет посвящена звуковым образам постсоветской поп-музыки.

Страница со ссылками на предисловие Александра Горбачева и некоторыми опубликованными в сети фрагментами

Конспект обсуждения «Новой критики» в арт-пространстве Mutabor, в котором участвовали редактор сборника Александр Горбачев, руководитель проекта «Полка» Юрий Сапрыкин и журналистка Кристина Сарханянц

Интервью Льва Ганкина о том, каким будет второй том «Новой критики»

Дэвид Бирн. «Как работает музыка» («Альпина нон-фикшн» при поддержке ИМИ)

Что это: увлекательный анализ феномена музыки и ее воздействия на человека, а также индустриальный гид по эволюции музыкального бизнеса.

Зачем читать: мир познакомился с этим всеобъемлющим и обаятельным трудом основателя группы Talking Heads еще в 2012 году. Русскоязычному же читателю книга Дэвида Бирна стала доступна лишь этой весной, и ее выход сразу стал едва ли не главным околомузыкальным литературным событием 2020-го. Таковым и остается.

Глава из книги «Как работает музыка» об устройстве идеального клуба

Марк Бондс. «Абсолютная музыка. История идеи» (Издательский дом «Дело»)

Что это: познавательное путешествие по двум с половиной тысячелетиям теоретических дискуссий о природе музыки.

Зачем читать: американский музыковед и историк, главный редактор журнала Beethoven Forum Марк Эван Бондс рассказывает о развитии концепции абсолютной музыки и связанных с ней вопросах выразительности. Бондс предлагает читателю проследить трансформацию музыкальной мысли от Пифагора до Чарлза Айвза и Джона Кейджа. Автор подкрепляет свои рассуждения сотнями цитат композиторов, критиков и мыслителей разных эпох, а также многочисленными примерами из истории и философии музыки.

Майк Робертс. «Как художники придумали поп-музыку, а поп-музыка стала искусством» (Ad Marginem Press)

Что это: масштабное сопоставление неочевидных связей поп-музыки и визуального искусства второй половины XX века и наших дней.

Зачем читать: британский исследователь изобразительного искусства и бывший фронтмен группы The Mike Flowers Pops Майк Робертс рассказывает, как визуальное искусство и связанные с ним субкультуры повлияли на эволюцию популярной музыки, и почему этот обмен был взаимным.

Глава из книги «Как художники придумали поп-музыку, а поп-музыка стала искусством»

Дэвид Кац. «Начало начал. Внятная история регги» («Рипол-классик»)

Что это: действительно внятная история одного из самых влиятельных музыкальных стилей на планете.

Зачем читать: американский журналист и ведущий знаток регги, даба и дэнсхолла Дэвид Кац писал эту книгу 15 лет. За это время он взял более 300 интервью у главных героев ямайской поп-музыки и составил подробнейшую историю жанра: от появления новаторов 1940-х до рождения звезд XXI века. Если вам нужно прочитать одну книгу о регги, пусть это будет «Начало начал».

Дэн Чарнас. «Новые богатые. История хип-хоп-бизнеса» («Кабинетный ученый»)

Что это: практичный разговор о хип-хопе как о крайне прибыльном бизнесе.

Зачем читать: стоявший у истоков хип-хоп-журналистики радиоведущий Дэн Чарнас в конце 1980-х — начале 1990-х работал скаутом на лейбле Profile Records (ныне — подразделение Sony Music), а затем руководил рэп-направлением в American Recordings Рика Рубина (тогда — подразделении Warner Bros., ныне лейбл относится к Universal Music Group). Столь богатый послужной список позволил автору детально разобраться в механизмах трансформации маргинальной городской субкультуры в современный многомиллионный бизнес.

Ярл Видар. «Кали-югенд русского шума» («Тотенбург»)

Что это: исторический обзор современной экспериментальной музыки, появившейся в России и странах ближнего зарубежья в начале 2000-х.

Зачем читать: независимое книжное издательство «Тотенбург», в котором вышла книга, преподносит «Кали-югенд русского шума» как первую попытку систематизировать сведения о российской индустриальной, шумовой, дарк-фолковой и прочей экспериментальной музыке. Знатокам сцены обзор Видара наверняка покажется поверхностным и слишком попсовым, но благодаря книге читателю определенно удастся сформировать список того, что нужно послушать из этой заповедной музыки в первую очередь.

Александр Кушнир. «Майк Науменко. Бегство из зоопарка» («Выргород»)

Что это: преисполненная любви и уважения биография героя советского андеграунда, «звезды рок-н-ролла» Майка Науменко.

Зачем читать: признаем — в России нет лучшего биографа героев советского подполья, чем Александр Кушнир. Так увлекательно, емко, остроумно и одновременно трагично рассказать о Сергее Курехине, Илье Кормильцеве, а теперь и о Майке Науменко не получилось пока ни у кого.

Вебинар Александра Кушнира о том, как подпольные музыканты превращаются в новых звезд

Свен Карлссон, Юнас Лейонхуфвуд. «Против гигантов: Как Spotify подвинул Apple и изменил музыкальную индустрию» («Альпина нон-фикшн»)

Что это: придирчивый взгляд шведских бизнес- и IT-журналистов на историю  стримингового сервиса Spotify и его борьбу с еще одним гигантом рынка потоковой музыки — Apple.

Зачем читать: чтобы узнать, как шведский предприниматель и основатель Spotify Даниэль Эк попытался убить дракона, а в результате его компания сама превратилась в этого дракона.

Отрывок из книги «Против гигантов: Как Spotify подвинул Apple и изменил музыкальную индустрию»

Владимир Козлов, Иван Смех. «Следы на снегу. Краткая история сибирского панка» (Common place)

Что это: вероятно, лучшая из вышедших за последнее время книг об истории и героях позднесоветского сибирского панка.

Зачем читать: «летовомания» не отпускает отечественного читателя, и на полках книжных регулярно появляются всё новые тома о сибирском панке и «Гражданской обороне». В попытке объять эту тему многие претерпевают неудачу, но у Козлова и Смеха все же получилось (книга вышла в конце 2019-го, но попала в продажу в начале 2020-го). Отметим, что одним только словом «краткая» в заглавии авторы будто подчеркивают, что взялись за крайне сложную и амбициозную задачу и не претендуют на то, чтобы их книгу признавали полноценным гидом по вселенной сибирского панка. Между тем, «Следы на снегу» оказались куда внятнее, чем широко разрекламированная «Моя оборона» Алексея Коблова, вышедшая осенью. Что еще ценнее — Козлов и Смех не зависают на пусть и важнейших, но очевидных фигурах Летова и Янки, и посвящают значительную часть книги менее известным, но не менее важным персонажам Мирославу Немирову, Манагеру, группам «ПУТТИ», «Закрытое предприятие», «Кооператив Ништяк» и другим.

Элвин Лусье. «Музыка 109. Заметки об экспериментальной музыке» (Jaromír Hladík press)

Что это: ставший классикой на Западе сборник эссе американского композитора, исследователя, патриарха экспериментальной музыки и саунд-арта Элвина Лусье.

Зачем читать: издательство Яромира Хладика не первый сезон выпускает в России важнейшие тексты о музыке ХХ века: прежде в Jaromír Hladík press выходили «Привет Восьмой улице» Мортона Фелдмана и «Шмоцарт» Бориса Филановского. Теперь издательство представляет сборник эссе еще одного классика экспериментальной музыки Элвина Лусье, составленный на основе лекций, которые тот читал в Уэслианском университете в течение сорока лет. Лусье рассказывает историю послевоенного академического музыкального авангарда, размышляя о творчестве коллег — от Джона Кейджа и Мортона Фелдмана до Лори Андерсон и Энни Локвуд. Также отметим, что до середины января можно поучаствовать в краудфандинг-кампании: издательство приглашает поддержать выпуск «Неопределенности» Джона Кейджа, «Истории консонанса и диссонанса» Джеймса Тенни и «Фрагментов о Малере» Ханса Волльшлегера в первой половине 2021 года.

Эдриан Бесли. «Билли Айлиш. Первая полная биография» («Бомбора»)

Что это: беспрецедентно быстро написанная биография суперзвезды поколения Z.

Зачем читать: даже по меркам западной музыкальной индустрии Билли Айлиш — сверхновая звезда, и ее каноническую биографию еще не написали. Книга британского журналиста Эдриана Бресли вышла в Великобритании в июне, и ее уже успели перевести на русский. Несмотря на то, что текст не авторизован самой иконой зумеров (в заглавии оригинала есть слово «неофициальная», но российские издатели предпочли добавить куда более интригующую и продающую фразу «первая полная биография»), работа Бресли заслуживает внимания: наверняка это не последняя попытка разобраться в феномене Айлиш, но ведь других пока нет.

Действительно ли одна из самых успешных пластинок 2019 года была создана в домашних условиях? Мнение продюсера и куратора программы Music Production в Moscow Music School Андрея Рыжкова

Андрей Горохов. «Музпросвет» («Кабинетный ученый») 

Что это: дополненная новыми главами культовая, однако весьма субъективная хрестоматия зарубежной популярной музыки.

Зачем читать: сборник «Музпросвет» создан по мотивам одноименной радиопередачи и авторского блога журналиста и радиоведущего Андрея Горохова. Первый тираж книги вышел в 2001 году, вскоре «Музпросвет» стал своего рода учебником музыкальной журналистики для целого поколения авторов, а также, вероятно, главным русскоязычным порталом в мир электронного и экспериментального андеграунда. Ради долгожданного переиздания в уральском «Кабинетном ученом» Горохов написал несколько новых глав, в том числе эссе о проблемах нынешних текстов о музыке.

Рецензия Эдуарда Лукоянова на переиздание «Музпросвета»

Лев Ганкин. «Хождение по звукам» («АСТ») 

Что это: печатная версия одноименной радиопрограммы журналиста и редактора книги «Новая критика». 

Зачем читать: с 2014-го по 2020-й журналист и ведущий Лев Ганкин вел авторскую программу «Хождение по звукам» на радио «Серебряный дождь», в которой увлекательно рассказывал как о суперпопулярных исполнителях, так и о незаслуженно забытых или недооцененных музыкантах. Целью Ганкина было познакомить слушателей с максимальным количеством ярких и талантливых песен и альбомов. В 2019-м издательство «АСТ» предложило журналисту перенести избранные выпуски передачи на бумагу. Книга оказалась настолько востребованной, что спустя год вышло переиздание — исправленное и дополненное. Кто не успел заполучить в коллекцию, налетайте. 

Alex Ross. Wagnerism: Art and Politics in the Shadow of Music (Farrar, Straus and Giroux)

Что это: фундаментальное исследование биографии, творчества, влияния и наследия Рихарда Вагнера.

Зачем читать: музыкальный критик, колумнист The New Yorker и автор хрестоматийного бестселлера «Дальше — шум. Слушая XX век» Алекс Росс посвятил изучению феномена Вагнера больше десяти лет и назвал вышедшую в сентябре 2020-го почти 800-страничную книгу своим самым важным образовательным проектом. Росс рассматривает жизнь и творчество Вагнера с точки зрения эстетики, философии, политики, сексуальности — словом, это всесторонний экскурс во вселенную крупнейшего немецкого композитора.

Maria Sherman. Larger Than Life: A History of Boy Bands from NKOTB to BTS (Black Dog & Leventhal Publishers)

Что это: ностальгическое путешествие по вселенной бойз-бендов и остроумная попытка объяснить этот феномен популярной музыки.

Зачем читать: не книга, а бабл-гам! От New Kids on the Block и Backstreet Boys через ’N Sync к One Direction и BTS — американская журналистка Мария Шерман восстанавливает историческую несправедливость и вписывает бойз-бенды в социокультурный контекст конца XX — начала XXI века, подчеркивая влияние феномена не только на мировую музыкальную индустрию, но и на моду, технологии, социальные движения и даже политику. Книга от фанатки и для фанатов поп-музыки.